Тема урока: Природные зоны. Пустыни.
Оценка 4.7

Тема урока: Природные зоны. Пустыни.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
02.05.2020
Тема урока: Природные зоны. Пустыни.
Тема урока: Природные зоны. Пустыни.
Кравченко О. М. Пустыня.doc

Конспект урока по окружающему миру

Тема: Природные зоны. Пустыни.

Кравченко О. М., учитель начальных классов, МБОУ «СШ № 22».

 

Цель урока. Закрепить материал по теме «В зоне степей», оценить уровень его усвоения; повторить тему «Природный мир тундры»; сформировать знания по новой теме «Пустыня». Воспитывать бережное отношение к родному краю.

Задачи урока:

  • дать понятие ученикам о зоне пустынь, ознакомить с географическим положением и климатическими условиями;
  • изучить особенности растительного и животного мира;
  • выявить положительные действия человека на природную зону и экологические проблемы, возникающие в результате этой деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: 

  • развитие уверенности и интереса к приобретению знаний;
  • умение определять связи между мотивом и целью обучения, умение принимать собственное решение при ответе;
  • развивать способность к самооценке на основе успешного выполнения поставленных задач.

Метапредметные УУД

  • Познавательные УУД: развивать умение работать с разными источниками информации; применять отличные друг от друга способы переработки нужной информации; умение находить причинно-следственные связи между объектами изучения.
  • Регулятивные УУД: сформировать умение выполнять действия по плану, выявлять цель своей деятельности на уроке; соотносить свои действия согласно поставленной задаче.
  • Коммуникативные УУД: развивать умение участвовать в диалоге, беседе в группе, договариваться по поставленным вопросам; умение уважительно относиться к высказываниям другого участника беседы.
  • Предметные УУД: ознакомиться с географическим положением и климатическими условиями изучаемой зоны; выяснить отличительные особенности растительного и животного мира, разобраться в экологических проблемах, возникающих в результате деятельности человека.

 

Оборудование. Карта природных зон России; карточки для индивидуальной работы (4); гербарий растений тундры (морошка, брусника, карликовая береза) и степи; таблицы «В степи», «сайгак»; динамическая модель «Степь и человек»; атласы, таблицы по теме «пустыни»; фотографии и гербарий растений пустыни (саксаул, песчаная акация, верблюжья колючка,), таблицы и фотографии животного мира пустыни (верблюд, черепаха), диафильмы «В пустыне» (кадры о животных); рисунок со следами животных пустыни; фотографии, иллюстрирующие жизнь в пустыне; иголки дикобраза: карточки со словами-понятиями; записи на доске.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Поэтическая минутка

            Я начинаю урок с чтения стихотворных строк (в соответствии с погодой, темой урока, настроением), а дети продолжают (кто приготовился - по желанию). Это настраивает на урок, развивает у детей дар слова, прививает любовь к литературному творчеству.

            Мороз в окно глядит и дышит

            И на стекле узоры пишет,

            А против мерзлого окна,

            Дыханьем Дедушки Мороза

            В парчу и жемчуг убрана,

            Стоит кудрявая береза.         (С. Дрожжин)

После поэтической минутки дежурный ученик по плану рассказывает о погоде на этот день.

На доске:

План

1.Наличие солнца.

2.Температура воздуха (t С)

3.Сила ветра.

4.Облачность.

5.Осадки, их виды.

6.Какие наблюдаются явления природы: туман, роса, иней, изморозь, дымка, град, гроза и др.?

III. Повторение материала

(Предусматривает различные виды опроса в зависимости от уровня знаний учащихся.)

 

1.Инливидуальный опрос по карточкам. Работа с гербарием.

            Учитель. Рассмотрите растения гербария. Распределите их на две группы. Подумайте, чем похожи и чем отличаются растения по своим способностям приспосабливаться к жизни в определенной растительной зоне.

            Дети. В тундре: морошка, карликовая береза, брусника.

-В степи: ковыль, перекати-поле, полынь.

-Общее: мелкие листья – для уменьшения испарения.

-Различие: разные корни – из-за отличия структуры почв.

            У. Какие еще способности приспосабливаться к жизни в условиях степи ты знаешь? Почему растения вынуждены так приспосабливаться?

            Выполнение этого задания рассчитано на сильного ученика, ведь имеющиеся знания надо применить в новых условиях (в гербарии собраны растения тундры и уже известные степные растения: их надо сравнивать и сделать вывод). Вопросы задания записаны на карточке, по которой ученик самостоятельно готовится к ответу у доски. Это задание развивает память, логическое мышление, речь, творческое воображение, умение анализировать.

2. Самостоятельная работа по карточкам (письменная)

            а) Заполните таблицу.

Климат

Лесная зона

Степная зона

Лето:

продолжительность

средняя температура

 

 

Зима:

продолжительность

средняя температура

 

 

Осадки

 

 

 

Задание рассчитано на слабых учеников, носит репродуктивный характер: воспроизвести по памяти названия представителей животного мира каждой природной зоны и климатические условия природных зон.

            б) Заполните таблицу, вписав вместо точек название еще одного животного: стрелками установите соответствие

Растения

Природные зоны

Животные

ковыль, тюльпан

ель, береза, сосна

мхи, лишайники

карликовая ива

Арктика

Тундра

Леса

степь

суслик, …

соболь, …

соболь, …

песец, …

            в) Заполните таблицу, устанавливая стрелками соответствие.

1.Олень, глухарь, медведь

2.Песец, белая куропатка

3.Заяц, …, …

4.Волк, …, …

животные тундры

животные леса

хищники

растительноядные животные

5.Приспособленность животных тундры

1) …

2) …

3) …

Задания (б и в) рассчитаны на средних учеников, носят репродуктивный характер по изучаемому разделу и материалу 3-го класса.

Работе с карточками придаю особое значение: такая работа дает возможность дифференцированно подойти к учащимся.

3. Фронтальная беседа по теме «Природные зоны России»

            У. О какой природной зоне идет речь в стихотворных строчках?

                                    На все стороны путь:

                                    Ни лесочка, ни гор!

                                    Необъятная гладь!

                                    Неоглядный простор!        (И. Никитин)  

        

Д. О степи.

У. А почему эти строчки не о лесе? Покажите на карте степную зону.

            Д. Степь – это бескрайняя равнина, безлесный простор. Расположена она южнее зоны лесов, лесостепей. Простирается с запада на восток, от низовьев Дуная и Прута до Южного Урала; от южной границы лесостепи до берегов Черного и Азовского морей. На карте закрашена темно-желтым цветом.

            У. Чем отличаются почвы в степной и лесной зонах? Как животные степи приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни?

            Д. Животные быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы в земле; гнезда птиц расположены на земле и т.д.

            У. Назовите единственное копытное млекопитающее животное, обитающее в степи.

            Д. Сайгак.

            У. Какие растения и животные степи занесены в Красную книгу? Расскажите, о причинах их исчезновения. Как исправить такое положение?

            Д. Почвы степей очень плодородны, поэтому их отводят под пашни. На уцелевших участках невозделанной степи проводится выпас скота, вследствие чего умирает степь. Это лишь небольшая часть проблем данной природной зоны.

            При повторении я применяю оба вида опроса: индивидуальный по карточкам (устный и письменный) и фронтальный. Но чаще комбинирую их, потому что каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Такой подход активизирует внимание всего класса, помогает лучшему усвоению материала. Использую также различные виды запоминания (зрительное, словесное, двигательное).

IV. Подготовительная работа к изучению нового материала

У. Продолжаем путешествие по природным зонам России. Вы, конечно, уже догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении.

Солнечный, жаркий             В воздухе желтом и

Желтый поток                       Плотном, как мед,

Льется в пустыне                  Желтая птица           

На желтый песок.                 Неслышно плывет.

 

 

Д. Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное как пески. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, - вот такая пустыня.

 

 

 

 

 

 

 

У. Природу пустыни мы будем изучать по плану:

1.Границы зоны пустынь.

2.Поверхность земли в пустыне.

3.Погода.

4.Реки.

5.Растения пустыни.

6.животные пустыни.

 

V. Изучение нового материала

У. Подумайте, каким цветом обозначена пустыня на карте природных зон. Попробуйте определить ее границы.

Д. Я думаю, что пустыня на карте обозначается желтым цветом. В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в основном в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Северная граница пустыни совпадает с южной границей степей; на западе проходит по побережью Каспийского моря, на юге -  по предгорьям Копетдага, Памира, Тянь-Шаня, на востоке доходит до гор Алтая. (Показ проводится с помощью учителя.)

У. Между Каспийским морем и рекой Амударья находится пустыня Каракумы – «черные пески». Это песчаная пустыня, ее поверхность холмистая. Часто встречаются холмы от3 до 8 м, они называются барханы. Образуются Барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона их пологая, другая – крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.

Между Каспийским и Аральским морями расположены глинистая пустыня, ее поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что не ломаются даже под ногами такого крупного животного, как верблюд. И в песчаной, и в глинистой пустынях встречаются участки почвы, их называют солончаками. На карте они показываются белыми пятнами.

Лето в пустыне продолжается пять месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя t + 30 С, местами жара доходит до + 40 …+50 С в тени. Воздух очень сух и при отсутствии облачности днем быстро охлаждается. В результате поверхность земли днем накаляется до +70 …+80 С (в раскаленном песке можно днем испечь яйцо), однако прогревается только верхний слой земли. В глубине температура почвы +10…+20 С. Ночи в пустыне прохладные. Часто  за все лето не выпадает ни капли дождя, он испаряется, не долетев до земли. Здесь нередки суховеи, которые влекут за собой длительную засуху и пересыхание мелких рек; сильные сухие ветры несут много пыли.

Зима по сравнению с летом суровая, длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура в пустыне – 12 С. В отдельные годы наблюдались морозы до –30 С. Снеговой покров невелик: его максимальная высота в феврале в полупустыне не превышает 10 см. На основе сказанного попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни.

Д. Сухость, обилие света, жара. Поскольку солнце зимой и летом стоит высоко над горизонтом, здесь много света и тепла; пустыни расположены далеко от океанов, но ближе к экватору, поэтому мало осадков.

У. Давайте заполним таблицу погоды.

Дети выполняют задание.

 

Лесная зона

Зона пустынь

Лето

3 месяца, + 17 С

5 месяцев. + 30 С

Зима

5-6 месяцев, - 20 С

2-3 месяца, - 12 С

Осадки

Много

Мало

            У. Сравните погоду двух зон по таблице, сделайте вывод. (Ответы детей)

 

            - Вы, конечно, помните, что все реки имеют начало (исток), притоки и устье. Через пустыни протекают крупные реки, которые берут начало в горах Тянь-Шаня, Памира. Найдите по атласу реки Амударья, Сырдарья. Есть в пустыне и реки, которые никуда не впадают. У них нет устья, так как они теряются в песках. Как вы думаете: какие особенности у всех рек пустынь?

            Д. У них нет притоков.

            У. В степи, как вы знаете, можно видеть сплошной ковер травянистых растений. А как растут травы и деревья в пустыне? Почему они встречаются редко?

            Д. Мало влаги.

            У. Правильно. Только ранней весной пустыня (как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, так как в это время года повышается уровень воды в реках за счет осадков, таяния снега и ледников в горах. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки, везде ковер из злаков и осоки. Но не пройдет и месяца, как пустыня примет унылый вид. Вот поэтому растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина и песок. Летом в пустыне можно встретить только растения, способные переносить длительную засуху. Скажите: за счет чего эти растения живут?

            Д. За счет приспособляемости растений: их корни глубоко уходят в землю, так как только в глубинных слоях почвы могут найти влагу. Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги с их поверхности; у отдельных видов вместо листьев – колючки.

            (О приспособляемости растений делают вывод сами ученики, а учитель только обобщает их высказывания.)

            У. Редко в пустыне встречаются деревья, например саксаул. Что интересного, необычного узнали вы про это дерево?

            Д. Саксаул – дерево пустыни. Ствол у него крепкий, как кость, и тяжелый, как камень. Сучья крученые-перекрученые. А вместо листьев – длинные, тонкие, как вязальные спицы, зеленые веточки, которые свешиваются вниз. Крона у саксаула массивная, но прозрачная.

В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные, будто пшеном, желтыми мелкими цветочками. Но с наступлением холодов сочные зеленые веточки опадают и саксаул обнажается. Местами саксаул образует заросли, но они не похожи на настоящие леса. Деревья низкие, не более 4-5 м высотой, стоят далеко друг от друга. (У. дополняет учеников)

            У. Саксаул не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, так как лишен листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его древесина прочная и плотная. Осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они за 2-3 дня прорастают. Тоненький зеленый хвостик сеянца растет очень медленно, зато корешок за осень вытягивается на целый метр – растение торопится дотянуться до влажного горизонта почвы.

            В пустыне встречается также песчаная акация – небольшое дерево с крохотными листьями. Очень ценны такие растения пустыни, как злаки – сепин, травы – верблюжья колючка, песчаная полынь. Особо следует сказать о верблюжьей колючке: она все лето, даже в самый сильный зной, ярко-зеленая. Ее корни проникают на глубину почти 20 м и оттуда добывают воду.

            Все эти растения закрепляют, останавливают пески. Чрезмерный выпас скота, массовая вырубка саксаула приводят к разрушению растительного покрова. Голый, ничем не скрепленный песок под влиянием ветра становится подвижным. Барханы начинают перемещаться. При урагане огромные массы песка поднимаются в воздух: так возникают песчаные бури. Подвижные пески – страшная сила. В истории известны случаи, когда целые города в пустыне заносились песками.

            Рассказ учителя должен быть эмоциональным, ярким, запоминающимся.

           

            - А теперь поговорим об оазисах. Это участки пустынь и полупустынь вблизи водоемов с богатой растительностью и животным миром.

            Вопросы для закрепления материала. Какие растения пустыни вы узнали? Как они приспособились к жизни в пустыне?

            К концу урока дети начинают уставать, поэтому нужна частая смена видов деятельности, но логичность изложения материала нарушаться не должна.

            У. Рассмотрите животных, обитающих в пустыне. Можно ли по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают? Подумайте, чем питается каждое животное, изображенное на рисунке.

            Ответы детей.

 

            - А сейчас опишу удивительного зверька: лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла и хвост льва. Кто это?

            Д. Тушканчик.

            У. Прочитайте об этом зверьке в учебнике. Ответьте на вопросы.

            Далее просмотр диафильма, дети узнают о варане: какая это ящерица и чем она отличается от других ящериц ; о куланах: что помогает куланам выжить в пустыне; об эфе: чем выделяется эта змея среди других?

            Сколько важности в походке!

            По пустыне-сковородке,

            По колючкам босиком

            Кто идет с горбом-мешком?

Вы, конечно, отгадали загадку?

            Д. Верблюд.

            У. Предлагаю составить рассказ о верблюде, используя план.

На доске

План

1.Внешний вид.

2.Повадки

3.Питание.

4.Польза. Значение.

Дети очень любят такую форму занятий. Ее ценность состоит в том, что она активизирует работу всего класса. При этом у учеников развиваются речь, память, внимание, воспитываются чувства товарищества, ответственности за свою микрогруппу (если рассказ составляется в паре).

VI. Закрепление нового материала

У. Назовите особенности животных  пустыни.

Д. Защитная окраска тела почти всегда совпадает с цветом песков.

- Нетребовательны к пище и воде (верблюд, суслик).

- Могут надолго впадать в спячку (ящерицы, черепахи).

- Способность к быстрому бегу (джейраны, куланы), пробегают большие расстояния до водопоя.

Учитель раздает детям индивидуальные карточки с дидактическим заданием.

У. Приведите пример растения, животного, которое не может жить в пустыне. Ответ обосновать.

-Какие новые слова вы узнали?

VII.Итог урока

У. Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Мы у себя дома, а пустыня все так же далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.

Что вам хочется на прощание сказать пустыне, ее обитателям?

Итог урока надо сделать неформальным: необходимо, чтобы дети выразили свое отношение к миру пустыни, ее обитателям. Это будет способствовать воспитанию у школьников бережного отношения к природе, желательно встать на ее защиту.

VIII. Домашнее задание

У. Прочитайте материал учебник, в книжке-самоделке запишите рассказ о любом животном пустыни.

Последнее задание направлено и на запоминание фактического материала, и на установление взаимосвязей, и на развитие творческих способностей: каждый ученик за 15 уроков «издал» свою книгу о природе России.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

Виды пустынь.

Животные пустыни. (вербдюд, скорпион,черепаха, тушканчик, сайгак)

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


Кобра, тушканчик, варан, лисица-фенек,


Растения пустыни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта природных зон России.

 

 


Литература.

 

1.      Н. Я. Дмитриева, Казков, «Мы и окружающий мир», Самара, «Корпорация Федоров»,2015 год.

2.      Н.Т.Брыкина., О.Е.Жиренко Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва,2014 год.

3.      О.И.Дмитриева, О.А.Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».Москва,2014 год.

4.      «Я иду на урок в начальную школу», Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября».

5.      «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ,2013год.

6.      «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия», 2012год.

Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №12, 2015год

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

И на стекле узоры пишет,

И на стекле узоры пишет,

Арктика Тундра Леса степь суслик, … соболь, … соболь, … песец, … в)

Арктика Тундра Леса степь суслик, … соболь, … соболь, … песец, … в)

Д. Почвы степей очень плодородны, поэтому их отводят под пашни

Д. Почвы степей очень плодородны, поэтому их отводят под пашни

Одна сторона их пологая, другая – крутая

Одна сторона их пологая, другая – крутая

Д. За счет приспособляемости растений: их корни глубоко уходят в землю, так как только в глубинных слоях почвы могут найти влагу

Д. За счет приспособляемости растений: их корни глубоко уходят в землю, так как только в глубинных слоях почвы могут найти влагу

Далее просмотр диафильма, дети узнают о варане: какая это ящерица и чем она отличается от других ящериц ; о куланах: что помогает куланам выжить в…

Далее просмотр диафильма, дети узнают о варане: какая это ящерица и чем она отличается от других ящериц ; о куланах: что помогает куланам выжить в…

Животные пустыни. ( вербдюд, скорпион,черепаха, тушканчик, сайгак)

Животные пустыни. ( вербдюд, скорпион,черепаха, тушканчик, сайгак)

Растения пустыни.

Растения пустыни.

Тема урока: Природные зоны. Пустыни.

Тема урока: Природные зоны. Пустыни.

Тема урока: Природные зоны. Пустыни.

Тема урока: Природные зоны. Пустыни.

Карта природных зон России.

Карта природных зон России.

Литература. 1. Н.

Литература. 1. Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020