Конспект урока по окружающему миру Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть
на тему: «Россия на карте»
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Россия на карте»
Задачи урока:
1. Сформировать у детей представление о физической карте России, закрепить и углубить знания о форме нашей страны на карте.
2. Продолжить формирование специальных предметных учебных действий: умение работать с картой и глобусом (моделью Земли), умения оформлять контурных карт; интеллектуально-познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, пользоваться физической картой России; коммуникативных: уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, оформлять свои мысли в устной форме; регулятивных: оценивать свою деятельность и уметь ее корректировать.
3. Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей; сформировать потребность в изучении физической карты России; развивать интерес к окружающему миру, представление о многообразии природы, а также воспитывать бережное отношение к природе.
Методы по источникам знаний:
1. Словесные: объяснение и эвристическая беседа.
2. Наглядные: метод иллюстраций и компьютер.
3. Практические: упражнения (устные; воспроизводящие; тренировочные).
Средства обучения:
1. Словесные (текст учебника).
2. Наглядные (образцы, карты, таблицы, фотографии)
Тип урока по дидактическим целям (формам организации образовательного процесса): Урок открытия нового знания (построение нового элемента системы и установление первичных связей).
Ход урока
Этапы и методические особенности уроков (формы, методы, приёмы) |
Содержательные линии |
Планируемые результаты |
Деятельность учащихся |
|
УУД |
Предметные учебные действия |
|||
I.Организационный (Урок-беседа; проблемный метод) Рассказ учителя о разнообразии и красоте природы нашей Родины. |
Поезжай за моря
- океаны, Глубоки наши светлые воды, Широка и
привольна земля, -Вам понравилось стихотворение? -А о какой стране говорится в данном стихотворении? (Россия) (Вывешиваем физическую карту России) -А как вы думаете можно ли совершить путешествие по родной стране, не выходя из дома ,или из класса? (ответы детей) - Каким способами мы можем путешествовать не выходя из дома? (книги, телевидение, радио, видеофильм) -Я вам предлагаю отправиться в путешествие по родной стране с помощью карты. Что же такое карта? (ответы детей) -Давайте вспомним, что мы знаем о родной стране. (работа с презентацией) (2 слайд: -Россия является самой крупной страной в мире. -Россия имеет одну границу с 18 странами. -Леса в России расстилаются на 60%всей территории. Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек. 3 слайд: - Россию омывает 12 морей: Азовское, Черное, Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Охотское, Берингово, Каспийское. 4 слайд: Россию покрывает густые леса. Лес – богатство России. В России есть высокие горы. Выше всех –потухший вулкан Эльбрус, самое большое озеро Байкал). Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр.92. Путешествие по родной стране.
-Рассмотрите фотографии. Найдите эти места на карте (с.90-91). Обозначьте их фишками с соответствующими номерками.
|
Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание больше узнать; Коммуникативные: -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; Познавательные: -сравнивать различные объекты: выделять их множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Регулятивные: -анализировать собственную работу: соотносить план и совершенствовать операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. |
-воспринимать речь учителя (одноклассников). -характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); -составлять небольшие высказывания, логику повествования, приводить убедительные доказательства. |
Проверка готовности к уроку. Уяснить структуру и цель занятия. Уметь отвечать на поставленные вопросы, анализировать. |
II. Актуализация знаний (Беседа по теме «Россия на карте» Форма работы: фронтальная, работа в парах).
|
Сегодня мы узнаем, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Будем читать карту. Научимся правильно показывать объекты на физической карте. Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Проводится беседа по вопросам: - Вспомни, что ты знаешь о нашей стране? - Как выглядит на карте наша страна?
Россия является самой крупной страной в мире.Россия имеет одну границу с 18 странами. Россию омывает 12 морей: Азовское, Черное, Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Охотское, Берингово, Каспийское. |
Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание больше узнать; Коммуникативные: -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; Познавательные: -сравнивать различные объекты: выделять их множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Регулятивные: -анализировать собственную работу: соотносить план и совершенствовать операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. |
-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию; -характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); -составлять небольшие высказывания, логику повествования, приводить убедительные доказательства. |
Уметь отвечать на поставленные вопросы, анализировать, выделять главную мысль. |
III. Изучение нового материала. (Беседа по теме «Россия на карте» Форма работы: фронтальная, индивидуальная)
|
-Давайте представим, что часть глобуса, на которой изображена Россия, увеличена и нанесена на лист бумаги. Что же получится? (карта России) -Давайте рассмотрим карту в учебнике (на странице 90-91)
-Теперь мы знаем, как выглядит карта России. Мы совершили замечательное путешествие по карте и уже начали учиться её читать. Но читать карту не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные обозначения. Открываем учебник на странице 95 . -Сейчас мы с вами будем показывать объекты на карте, для этого мы должны знать правила (читаем правила стр.95) 1. Научимся определять на карте стороны горизонта. Север на карте вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа. 2. Разберемся, что обозначает на карте различные цвета. Голубым цветом на карте обозначена вода, а зеленым, жёлтым и коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым–горы. -Почему же равнины обозначены цветом? (ответы детей) Дело в том, что на равнинах есть низкие места - низменности и более высокие места – возвышенности. Низменности обозначают на карте зеленым цветом, а возвышенности – жёлтым. 3. Выясним, что обозначают другие условные знаки карты. -Рассмотрим рисунок в учебнике и найдем представленные условные знаки на карте. (стр.95 Условные знаки)
- Давайте запомним подсказку, как показывать объекты на настенной карте: 1. Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. 2. Показывай только указкой. 3. Показывай не надпись, а сам объект. 4.Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко. |
Регулятивные: -оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»). Познавательные: -выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения (наблюдения); -приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Коммуникативные: -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; Личностные: -оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. |
- развитие умений пользоваться справочной литературой; -составлять небольшие высказывания, логику повествования, приводить убедительные доказательства; -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию;
|
Уметь делать выводы, высказывать собственные точки зрения, сопоставлять с мнением своих товарищей, применять полученные знания на практике. Находить дополнительную информацию используя справочную литературу. |
IV.Физкульт- минутка |
Под музыку показать упражнения. |
Личностные: -оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. |
-воспринимать речь учителя (одноклассников). |
Выполнять упражнения под музыку. |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Работа в парах «Соотнеси фото с картой». Метод: игра.
Практическая работа.
Самостоятельная работа |
-Почему же изображение на карте уменьшенное? Почему на карте применяют условные знаки? -Откройте рабочую тетрадь на странице 59,Задание №1. Допишите самостоятельно определение. -А сейчас вы с вами отправляемся в долгожданное путешествие. Работать вы будете в парах. 1 вариант открывает учебник на странице 90-91,с картой. А второй вариант открывает страницу 92-93 (фотографии России). Ваша задача соотнести фотографии с картой. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей. (Первую картинку делаем вместе на карте у доски. Идет работа детей в парах). -Теперь мы проверим задание. (1 ученик показывает один объект на карте у доски). -Мы с вами познакомились с особым языком карты – условные обозначения, давайте снова отправимся в путь, а для этого повторим, мне нужны добровольцы, чтобы показать на карте: стороны света; определить различия цветов на карте; и другие условные обозначения (столицу, границу, реки, города, ледники, горы, равнины, озёра). -Отвечаем на вопросы на стр.95 в рамочке.
|
Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание больше узнать; Регулятивные: -оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»). Познавательные: -выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения (наблюдения); -приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Коммуникативные: -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; |
-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию; -анализировать, интерпретировать текст; -определять главную мысль, выделять ключевые слова. |
Выполнение задания в рабочей тетради. Развитие творческих способностей. Совершенствование умений классифицировать объекты; устанавливать причинно-следственные связи. |
VI. Итоги урока. Рефлексия. Форма работы: фронтальная, индивидуальная. |
Велика и прекрасна наша страна – Россия. Карта поможет тебе, не выходя из класса, совершить путешествие в любой её уголок. Провести беседу по вопросам: -Что такое карта? - Что обозначают цвета на карте? - Как правильно показывать объекты на настенной карте? - Мне было трудно…? - Мне понравилось…? |
Личностные: -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику. Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; Познавательные: -приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Регулятивные: -оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»). |
-удержать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимой операций (алгоритм действий); -анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; -оценивать результаты своей (чужой) деятельности, сравнить с эталоном. |
Обобщить полученные на уроке сведения. определить свое эмоциональное состояние на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.