Тема. Воздух –дар природы. Откуда берется ветер?
Оценка 4.9

Тема. Воздух –дар природы. Откуда берется ветер?

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
20.03.2022
Тема. Воздух –дар природы. Откуда берется ветер?
Интегрированное занятие по предметам окружающий мир и развитие речи
документ.docx

1.                 Интегрированное занятие по предметам окружающий мир и развитие речи

Тема. Воздух –дар природы. Откуда берется ветер?

Цель: познакомить учеников с богатством природы – воздухом, его свойствами; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать; закрепить и расширить представления учащихся о значении воздуха, о его свойствах и использовании их человеком; формировать представления о ветре, о том как образуется ветер и о том как человек использует силу ветра;

развивать умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, практической деятельности, работать в паре, группе, самостоятельно; развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог; развивать стремление к открытию новых знаний; воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, стремление беречь и охранять природу, бережно относиться к ней.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, выставка рисунков; стаканы, миска с водой, термометр, банка, кувшин с водой, воздушные шарики, мяч; по 9 наборов: одноразовые тарелки, стаканы с водой, трубочки, теннисные шарики; карточки –осенние листочки, «ладошки», бейджики для работников исследовательской лаборатории.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.                 Минутка синоптиков (домашняя работа в микрогруппе)

–Урок окружающего мира у нас начинают синоптики. Слово нашим синоптикам.

Вас приветствует Гидрометцентр! На дворе октябрь – второй месяц осени. Показателями погоды являются: состояние неба – это облачность, температура воздуха, ветер и осадки. Сегодня.. ., четверг. Состояние неба облачное, показываем наполовину закрашенным кружочком, температура воздуха в 8 часов утра была . . . , ветер умеренный. Осадков не наблюдается.

 Желаю всем хорошего настроения и успехов!

2.Проверка домашнего задания.

 –Домашним заданием было наблюдать за состоянием неба и сфотографировать или нарисовать разные виды облаков. С помощью ваших работ мы составили выставку.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

-А теперь я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию – учреждение, где проводятся опыты, исследования. На время урока вы станете маленькими учеными –исследователями. А я буду руководителем вашей лаборатории. В нашей лаборатории работают лингвисты, исследователи, экологи, эксперты, инженеры. (класс разделен на 5 микрогрупп)

 -Давайте познакомимся с правилами поведения в лаборатории.

1.                 Внимательно слушать руководителя.

2.                 Не шуметь, не мешать друг другу.

3.                 Аккуратно и старательно выполнять все задания.

–Ребята, чтобы узнать на какую тему мы будем совершать открытия, послушайте стихотворение –загадку.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Слово «воздух» происходит от слов «вздохнуть», «вдыхать». Воздух – это то, чем мы дышим. Воздух имеет свои свойства, с некоторыми из них вы познакомились в 1 классе и они вам помогли разгадать нашу загадку.

ІV. Изучение нового материала.

1.Прием «Верные и неверные утверждения»

–А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На партах лежат осенние листочки, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вам необходимо хорошенько подумать и поставить знак «+», если вы верите, или « –», если не верите.

 Вопросы:

1. Воздух бесцветен и прозрачен.

2. Чистый воздух не имеет запаха и вкуса.

3. Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

4. Воздух легче воды.

5.                 Воздух сохраняет тепло.

6.                 Воздух сжимаем и упруг.

 7. Воздух движется

Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

2.                 Работа в исследовательской лаборатории.

Итак, объектом исследования у нас будет воздух.

Цель исследования: познакомиться с богатством природы – воздухом, расширить и углубить знания о свойствах воздуха и о том, как человек их использует.

Что же такое воздух? Слово нашим лингвистам. (предварительная работа в микрогруппе)

 Воздух –это природная смесь газов, из которых он состоит.

Воздух – это смесь газов. В его состав входят …

Кроме того, в воздухе есть инертные газы, водяные пары и пыль.

Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Рассказ учителя о кислороде.

Итак, мы как настоящие ученые – исследователи будем выдвигать гипотезы, проводить опыты, делать выводы в нашей маленькой исследовательской лаборатории. Ведь, кто ищет, тот всегда находит ответ даже на самый трудный вопрос!

–Но прежде, давайте предоставим слово нашим лингвистам, попросим напомнить нам значение слова «гипотеза».

Гипотеза –предположение, суждение, домысел о закономерной связи явлений.

Итак, перед вами два стакана. В одном вода. А что во втором стакане?

Ваши предположения?

Стакан пустой Возможно там воздух

Выдвинуты две гипотезы. Проверим, чья гипотеза подтвердится.

 Для этого резко опустим этот стакан в емкость с водой.

 Почему стакан не заполнился водой? Наверное, там что-то есть? Проверим? Что за «невидимка» там сидит?  Тихонечко выпустим то, что есть в стакане.  Что выходит из стакана? (Пузырьки.)

 Как вы думаете, что это? (Это воздух.)  Чья гипотеза подтвердилась?

 Какой вывод можно сделать? (Все, что кажется нам пустым, заполнено воздухом. Воздух окружает нас.)

Сейчас мы проведем второй опыт. Но прежде я хочу вам напомнить правила работы при проведении опытов.

Правила поведения при проведении опытов:

              Выполнение опыта начинайте только с разрешения учителя.

              Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, но и пораниться.

               Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

 Давайте теперь в эти два стакана нальем теплую воду. Измерим температуру воды. Один из них накроем банкой, а второй поставим рядом. Отложим стаканы в сторону. Позже вернемся к ним.

Продолжаем наши исследования, выясним, что легче воздух или вода?

 Ваши предположения?

Воздух легче воды; Вода легче воздуха.

 Возьмите соломки в руки, опустите в стакан с водой и подуйте.

Куда двигаются пузырьки воздуха? А когда мы выпускали в предыдущем опыте воздух из стакана? Что заметили? Почему пузырьки воздуха не опустились на дно стакана, а поднялись на поверхность воды? А теперь возьмите в руки теннисный шарик. Как вы думаете, чем он наполнен?

Давайте опустим его в стакан с водой. Что мы наблюдаем? (Шарик не тонет, он находится на поверхности воды.) Как вы думаете, почему?

Какой можно сделать вывод? Воздух легче воды. Моя гипотеза подтвердилась.

 А теперь давайте подумаем, где люди научились использовать это свойство воздуха?

 Наши исследования продолжаются. Как вы предполагаете, воздух упруг и сжимаем?

Ваши гипотезы?

Выдвинуты две гипотезы. Проверим, чья гипотеза подтвердится.

Перед вами надутый шарик и мяч. Что находится внутри шара и мяча?

Попробуем сжать надутый шарик. Сжался? Да. Значит, воздух сжимаем.

А теперь попробуем выяснить, воздух упруг или нет?

Попросим лингвиста пояснить нам значение слова «упругость».

Упругость – это сопротивление изменению объема. Упругость – это свойство тел восстанавливать форму и объем после прекращения действия внешних сил.

 Проверим, восстановит ли наш шар, наполненный воздухом, свой объем и форму. Если восстанавливается объем и форма после прекращения внешних сил –значит воздух упругий. Итак, внешние силы – мои руки. Объем и форма шара изменились. Прекращается действие внешних сил. Восстановился ли объем шара?  Какой можно сделать вывод?

Воздух сжимаем и упруг.

Как человек применяет это свойство воздуха?

Работа в лаборатории продолжается. Как вы думаете, сохраняет ли воздух тепло? Ваши предположения?

 Сейчас вернемся к нашим стаканам. Проверим, в каком стакане вода теплее? Измерим температуру воды термометром.

Почему в стакане накрытой банкой вода осталась теплой, а во втором стакане остыла? Что находилось между стаканом и банкой? Какой можно сделать вывод? Воздух плохо проводит тепло, он сохраняет тепло.

Как же люди стали использовать это свойство воздуха?

Мы знаем, что звери к зиме надевают теплые пушистые шубки. А почему? Теперь мы уже знаем ответ на этот вопрос.

А теперь давайте подведем итоги.

Вспомним все свойства воздуха и заполним эту таблицу «Свойства воздуха», и каждая группа озвучит результат.

Какие свойства воздуха нам знакомы с 1класса?

А какие свойства воздуха мы открыли сегодня на уроке с помощью опытов в нашей исследовательской лаборатории?

Ребята, мы с вами еще раз убедились, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым существам, всей нашей планете. Воздух – дар природы.

На столах у вас веера, которые были вами, изготовлены на уроке труда. Помашите ими около лица, а теперь помашите ладошками около лица. Что мы ощущаем? (Легкий ветерок). Воздух движется. Это еще одно из свойств воздуха – движение. А движение воздуха –это ветер.

3. Просмотр ролика «Откуда берется ветер?».

4.                 Проверка ожидаемых результатов.

–А теперь пришло время вернуться к «Осенним листочкам» и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак. (Проверка происходит в парах).

По каким вопросам ваше мнение совпало?

По каким вопросам ваше мнение изменилось? Объясните, почему?

6. Выступление эколога и инженера-исследователя.

Предоставим слово группе экологов, они расскажут нам, как человек использует силу ветра. Каждый ученик выступает, раскрывая свою идею.

А теперь перед нами выступит группа инженеров–исследователей.

 Он познакомит нас со своей исследовательской работой «Загрязнение воздуха».

V. Итог урока

VI. Домашнее задание


 

Интегрированное занятие по предметам окружающий мир и развитие речи

Интегрированное занятие по предметам окружающий мир и развитие речи

Осадков не наблюдается. Желаю всем хорошего настроения и успехов! 2

Осадков не наблюдается. Желаю всем хорошего настроения и успехов! 2

V. Изучение нового материала. 1

V. Изучение нового материала. 1

Итак, мы как настоящие ученые – исследователи будем выдвигать гипотезы, проводить опыты, делать выводы в нашей маленькой исследовательской лаборатории

Итак, мы как настоящие ученые – исследователи будем выдвигать гипотезы, проводить опыты, делать выводы в нашей маленькой исследовательской лаборатории

Ваши предположения? Воздух легче воды;

Ваши предположения? Воздух легче воды;

Как человек применяет это свойство воздуха?

Как человек применяет это свойство воздуха?

По каким вопросам ваше мнение совпало?

По каким вопросам ваше мнение совпало?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2022