Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"
Оценка 4.7

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
10.02.2020
Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"
Технологическая карта занятия
Технологическая карта занятия.docx

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок»

2019 – 2020 учебного года

 

 

 

Номинация

«Метапредметный урок/занятие для обучающихся основной и старшей школы»

Занятие факультатива «Финансовая грамотность»

Тема «Управление денежными средствами семьи»

 

 

 

                                                                                                                                                                        Никитина Надежда Васильевна,

                                                                                                                   учитель обществознания, экономики, права,

                                                                                                                                                          

                                                                                                                                               МБОУ   «Сепычевская СОШ»,

                                                                                                                                                                        учащиеся 8 класса.

Пояснительная записка

Тема  занятия, класс

Управление денежными средствами семьи, 8 класс

Форма учебного занятия

Игра «Путешествие в мир денег»

Краткая характеристика класса

8 класс большой - 27 человек, из них 14 девочеки 13 мальчиков. Основная масса обучающихся среднеуспевающие, сильных учащихся – 7человек, слабоуспевающих – 4.

Исследование памяти и внимания показало, что 55% учеников обладают средним объемом, 33%- малым и только 12 % большим объемом внимания; 50% учащихся имеют удовлетворительный объем памяти, 23% низкий объем  и 27% - хороший объем памяти. Дети активные, инициативные, креативные, дисциплинированные, любознательные и лружные. В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. Умеют сопереживать, заинтересованы в успехах класса. На занятиях умеют работать самостоятельно и  в группах.

Место занятия  в изучаемой теме, курсе

 Систематизация и обобщение знаний и умений при изучении раздела 1 «Управление денежными средствами семьи».

Цели занятия (дидактические)

Закрепление и углубление знаний по рациональному управлению личными и семейными денежными средствами.

 

 

 

 

Задачи занятия (дидактические)

личностные

метапредметные

предметные

1.      Обеспечить познавательную мотивацию учащихся.

2.      Способствовать развитию интереса к финансовой грамотности, творческой активности, критического мышления и адаптивных возможностей личности.

3.      Предложить учащимся возможность выбора формы работы на занятии.

 

 

 

 

 

1.      Организовать работу в группах  по созданию рекламы товара, приносящего доход, определению достоинств и недостатков рекламы.

1.      Повторить основные понятия по теме, алгоритм решения финансовых задач.

2.      Организовать выполнение учащимися работы по определению типов семейного бюджета

3.      Включить изученный материал в систему знаний.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

формирование умения высказывать свое отношение к рассматриваемым фактам,  выражать и отстаивать свою точку зрения; осознание ответственности за принятие решений в сфере управления денежными средствами.

.

 

 

 

регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой, владение умением поиска решения финансовых проблем, рефлексии;

познавательные: развитие

умения  рассчитывать и оценивать семейный бюджет, критически осмысливать и анализировать информацию,  представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, а также с презентацией творческих работ;

коммуникативные: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

умение изучать и систематизировать информацию о  денежных средствах, ограниченности экономических ресурсов, рекламе товаров и услуг, покупательной способности, личном и семейном бюджетах, расходной и доходной частях, профиците, дефиците и балансе семейного бюджета, делать выводы.

Используемые методы и приемы

1)      наглядный (презентация игры, видеофрагмент, представление творческих работ учащихся);

2)      практический (групповая работа, работа с проектами);

3)      словесный (работа с заданиями, блиц – опрос, решение задач, выступления групп).

Используемые технологии

 развития критического мышления,  ИКТ, коллективно-взаимного обучения.

Необходимое оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация игры «Путешествие в мир денег», раздаточный материал (4 группы), ватман для рекламы товара или услуги – 4 шт., краски, фломастеры, маркеры, клей, цветная бумага, ножницы для творчества детей (на 4 группы).

Межпредметные связи

математика, обществознание, экономика, ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Содержание и деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает их на позитивный настрой.

Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

 

Волевая саморегуляция (Р)

Мотивация

Показывает в презентации (прил. 1) фрагмент из м/ф. Слайд 1

 

Определяют связь между содержанием видеофрагмента и занятием.

 

 

 

Смыслообразование (Я должен  понять…)

 (Л)

Целеполагание и актуализация знаний

Приводит учащихся к теме и типу занятия, выбору цели и формы работы. Слайд 2. Знакомит с жюри и напоминает правила работы  в группе. Слайд 3.

 

Определяют тему и тип занятия по вопросам учителя, формулируют цель занятия, голосуют за предложенные формы работы и выбирают игру. Организуются в группы по желанию для работы.

Планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой

 

Смыслообразование (Л)

Целеполагание — как постановка учебной задачи (Р)

 

 

Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений  в новой ситуации (игра).

Объявляет начало игры «Путешествие в мир денег».

Показывает слайды презентации, объявляет названия станций – конкурсов, устанавливает время для выполнения заданий и знакомит с критериями оценивания. Предоставляет слово жюри после каждой станции.

·       Станция «Визитная» - слайд 4, 5;

·          Станция «Экономическая» - слайд 6, 7, 8;

·          Станция «Рекламная» - слайд 9, 10;

·          Рекламная пауза – слайд 11;

·          Станция «Финансовая» - слайд 12-14;

·          Станция «Бюджетная» - слайд 15, 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа в группах: (прил.2)

Станция «Визитная»: конкурс №1 «Визитная карточка»,

конкурс №2 «Блиц-опрос» (прил. 2). Учащиеся представляют название и девиз команды, отвечают на вопросы.

Знакомятся с оценками жюри.

Станция «Экономическая»:

конкурс №1 «Найди соответствие», конкурс №2 «Экозадачи» (прил. 3).

Учащиеся восстанавливают соответствие между понятиями и определениями, находят ключевое слово, сравнивают свой ответ с эталоном; Каждая команда решает свою экономическую задачу и проверяет ответ с эталоном. Знакомятся с оценками жюри.

Станция «Рекламная»: каждая команда составляет рекламный проспект товара или услуги с дальнейшей ее презентацией; называют достоинства и недостатки рекламы в жизни общества, сравнивают свои ответы с эталоном (прил. 4). Знакомятся с оценками жюри.

Рекламная пауза: демонстрируют творческое домашнее задание в форме поговорок, пословиц, частушек о деньгах.

Станция «Финансовая»: конкурс №1 «Ребусы», конкурс №2 «Термины» (прил. 5). Команды разгадывают 5 ребусов на время и сравнивают решение с эталоном, ряд понятий объединяют общим экономическим термином, сравнивают с эталоном. Знакомятся с оценками жюри.

Станция «Бюджетная» (прил. 6). Каждая команда решает свою задачу по определению доходов и расходов семьи и типу бюджета, сравнивает свой ответ с эталоном. Знакомятся с оценками жюри.

Умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование умения высказывать свое отношение к рассматриваемым фактам,  выражать и отстаивать свою точку зрения.

Владение умением поиска решения финансовых проблем,

развитие

умения  рассчитывать и оценивать семейный бюджет, критически осмысливать и анализировать информацию,  представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, а также с презентацией творческих работ.

Умение изучать и систематизировать информацию о  денежных средствах, ограниченности экономических ресурсов, рекламе товаров и услуг, покупательной способности, личном и семейном бюджетах, расходной и доходной частях, профиците, дефиците и балансе семейного бюджета, делать выводы.

Учебное сотрудничество со сверстниками (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; преобразование символов в текст (П)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р).

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает вспомнить цель занятия, основные тематические понятия. Подводит к осознанному управлению денежными средствами. Знакомит с правилами рационального использования денег. Слайд 17.

Проводит рефлексию по вопросам на слайде 18.

 

 

 

 

 

Подведение итогов игры. Награждение команд членами жюри и учителем через прием «Угадай-ка!»

Определяют уровень достижения цели занятия, обобщают понятийный аппарат темы. Знакомятся с основными  правилами рационального использования денег.

 

Участвуют в рефлексии, определяя самое интересное, самое полезное на занятии,  а также ставят перед собой задачи на будущее.

Заслушивают результаты работы жюри (прил. 7). Каждая команда получает грамоту. Каждый ученик получает от учителя шоколадные монеты в соответствии с заработанными им баллами.

Осознание ответственности за принятие решений в сфере управления денежными средствами.

 

 

 

 

 

Владение умением рефлексии.

 

Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности (П)


Приложение 1

Презентация к занятию  «Управление денежными средствами семьи»

 


 

 

 

 

 




 

Приложение 2

Станция «Визитная»

Конкурс №2 Блиц – опрос.

1.         Как называется обмен товара на товар, без использования денег? (Бартер)

2.         Назовите мероприятие,  где цену набивают молотком? (Аукцион)

3.         Лицо торговой организации  - это …(Витрина)

4.         Распространение информации о товарах, услугах, их свойствах и ценах – это…(Реклама)

5.         Как называется коллекционер монет? (Нумизмат)

6.         Что это за продукт? Это умение продать одну картофелину по цене 1 кг. (Чипсы)

7.         Какая монета на Руси стоила 2 копейки? (Грош)

8.         Как называется украшение, сделанное из денег? (Монисто)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Станция №2 «Экономическая».

Конкурс №1. «Найди соответствие».

1.         Деньги                                  А) Выпуск денег в обращение;

 

2.         МРОТ                                   В) Повышение общего уровня цен;

 

3.         Инфляция                             Р) План доходов и расходов семьи;

 

4.         Эмиссия                                Т) Всеобщий товар – эквивалент;

 

5.         Семейный бюджет               О) Минимальный размер оплаты труда.

          1 Т 2О 3В 4А 5 Р    (ключевое слово товар)

 

 

 

 

 

Конкурс №2 «Экозадачи».

Семья Ивановых пошла за покупками в гипермаркет. Командам нужно решить свою задачу на выбор с определением  % скидки на цену приобретаемого товара.

Задача №1. Пачка макарон спагетти стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает 5%. Сколько рублей заплатит дед Ивановых за пачку макарон? (60х0,05=3руб. скидка, 60-3 = 57 руб. заплатит дед Ивановых за пачку макарон)

Задача №2. Держатели  дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку в размере 1%. Книга стоит 600 рублей. Сколько рублей заплатит  мама Ивановых - держатель дисконтной карты за эту книгу? (600х0,01=6 руб. скидка, 600-6 =594 руб. заплатит за книгу мама Ивановых -держатель дисконтной карты)

Задача №3.Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 110 рублей за штуку и продает первым покупателям со скидкой 30%. По какой цене купят  горшки  первые покупатели – семья Ивановых? (110х0,3=33рубля скидка, 110 -33=77 рублей-по этой цене купят горшки семья Ивановых)

Задача№4.Галстук стоил 360 рублей, на распродаже его цену снизили  на 15%. По какой цене купил галстук отец Ивановых? (360 – (360 х0,15)= 360-54=306 руб. заплатил за галстук отец Ивановых).

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

       Станция №3.«Рекламная».

Достоинства и недостатки рекламы на потребительском рынке

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Информирует покупателя о появлении новых товаров, их свойствах

Часто заставляет потребителя приобрести ненужный товар

Привлекает внимание потребителя, побуждает его к покупке

Навязывает покупателю потребности, которых нет

Информирует о ценах товаров и местах их продажи

Приводит к монополизации рынка

Проводит продвижение товара от производителя к потребителю

Мелкие товаропроизводители проигрывают в рекламе, т.к. нет денежных средств

Увеличивает объем продаж

Повышает цену товара из-за увеличения издержек на рекламу

Регулирует сбыт товара

Повышает спрос покупателей, что приводит к повышению цены товара

Развивает конкуренцию товаропроизводителей

Навязывает потребителю систему ценностей

Продвигает товарную марку фирмы, повышает  её престиж

Вызывает зависимость у покупателей к потреблению вредных для здоровья товаров и услуг

Стимулирует торговый оборот

Часто отрицательно влияет на эмоциональное состояние человека

 

 

 

Приложение 5

Станция №4. «Финансовая».

Конкурс №1. «Ребусы».

Валюта

 Стоимость

Финансы

 Вклад

Деньги

 

Конкурс №2.  «Объедини общим термином».

1.         Товар, страна, вывоз (экспорт)

2.         Товар, информация, покупатель (реклама)

3.         Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)

4.         Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Станция №5. «Бюджетная».

Командам необходимо рассчитать семейный бюджет, определить тип бюджета.

Задача №1. Доходы семьи Ивановых  на октябрь 2019г. (двое взрослых и двое детей) состоят из поступлений: зарплата отца - 40 тыс.руб, зарплата мамы -20тыс.руб., аренда от сдачи квартиры – 18 тыс.руб.

Расходы семьи Ивановых на октябрь 2019г. состоят из следующих статей:

Коммунальные платежи – 4500 руб.

Продукты питания – 11000 руб.

Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 руб.

Одежда и обувь – 13000 руб.

Оплата кредита на покупку бытовой техники – 14000 руб.

Образование (дополнительные услуги) – 3000 руб.

Проезд – 3000 руб.

Лекарства – 3500 руб.

Оплата телефона и интернета – 1500 руб.

Налоги на транспорт, имущество – 5000 руб.

Откладывание на летний отдых семьи -9000 руб.

Какова сумма доходов и расходов семьи Ивановых на октябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Ивановых? Сколько денег они могут положить на сбережения?

Ответ: Доходы – 78000руб., Расходы – 70000руб., бюджет избыточный, профицит бюджета составляет 8000 руб., эту сумму можно положить на сбережения.

Задача №2. Семья Петровых (двое родителей и два ребенка) планируют бюджет на следующий месяц - ноябрь 2019г. Доходы семьи  состоят из поступлений: зарплата отца - 25 тыс.руб, зарплата мамы -25тыс.руб.

Расходы семьи Петровых  состоят из следующих статей:

Коммунальные платежи – 4000 руб.

Продукты питания – 11000 руб.

Бытовая химия и предметы личной гигиены – 1800 руб.

Покупка сезонной одежды и обуви – 6000 руб.

Оплата кредита на покупку мебели – 6000 руб.

Покупка нового чайника – 1000 руб.

Посещение кинотеатра – 2000 руб.

Образование (дополнительные услуги) – 1000 руб.

Проезд – 2200 руб.

Карманные деньги для детей -3000руб.

Празднование дня рождения папы – 6000 руб.

Оплата телефона и интернета – 1500 руб.

Налоги на транспорт, имущество – 4000 руб.

Покупка нового шкафа – 5000 руб.

Какова сумма доходов и расходов семьи Петровых на ноябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Петровых?  Что из перечисленного по расходам вы бы оставили как приоритетные траты, а что отложили на следующий месяц? Сколько денег Петровы  могут положить на сбережения?

Ответ: Доходы семьи Петровых составили 50000руб., расходы – 54500руб. Бюджет является дефицитным на 4500 руб. Можно отложить покупку шкафа на следующий месяц, 500 руб. положить на сбережения. (Можно еще отказаться от посещения кинотеатра -2000 руб. и положить на сбережения, еще от празднования дня рождения – 6000 руб. и отправить на сбережения – 8500 руб.)

Задача №3. В семье девятиклассника Владимира мама и папа работают в одной фирме и получают по 32 000 руб. Бабушка проживает вместе с ними, она имеет пенсию 15000 руб. Сестра Володи подрабатывает на рекламе товаров и получает 8000 руб. Каков совокупный доход семьи? Сколько рублей в среднем приходится на каждого члена семьи? Сколько денег семья сможет отложить на сбережения, если согласно,  «правила 10 %» они ежемесячно откладывали 10% от суммы доходов.

Ответ: Совокупный доход семьи составляет: СД = 32000х2 +15000+8000 =87000 руб. В среднем на каждого члена семьи приходится 87000/5=17400 руб. Сбережения составят 87000х0,1=8700 руб.

Задача №4. Доходы семьи Сидоровых  на октябрь 2019г. (двое взрослых и трое детей) состоят из поступлений: зарплата отца - 45 тыс.руб, зарплата мамы -30тыс.руб., аренда от сдачи гаража – 5 тыс.руб.

Расходы семьи Сидоровых на октябрь 2019г. состоят из следующих статей:

Коммунальные платежи – 4500 руб.

Продукты питания – 17000 руб.

Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 руб.

Одежда и обувь – 15000 руб.

Покупка бытовой техники – 14000 руб.

Образование (дополнительные услуги) – 3000 руб.

Проезд – 3000 руб.

Лекарства – 3500 руб.

Оплата телефона и интернета – 1500 руб.

Налог на транспорт – 5000 руб.

Налог на имущество – 3000 руб.

Оплата кредита на автомобиль  -8000 руб.

Какова сумма доходов и расходов семьи Сидоровых на октябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Сидоровых? Сколько денег они могут положить на сбережения?

Ответ: Доходы - 80000руб., Расходы – 80000руб. Бюджет семьи Сидоровых сбалансированный. Денег на сбережения у них нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Таблица результатов

Название команд

Визитка

Блиц-опрос

Найди соответствие

Экозадачи

Реклама

Ребусы

Термины

Семейный бюджет

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативных документов и  источников информации.

 

 

1.     Финансовая грамотность: материалы для учащихся 8-9 классы  общеобр. орг. / И.В. Липсиц, О.И. Рязанова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 352 с.

2.     Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Финансовая грамотность: материалы для учащихся 8-9 классы общеобразоват. орг. / А. П. Киреев. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 368 с.

3.     Методические материалы для учителя: Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразовательных орг.

4.     Рязанов О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 класса

5.      Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html

6.      «Основы экономики» http://basic.economicus.ru



 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок» 2019 – 2020 учебного года

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок» 2019 – 2020 учебного года

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Задачи занятия (дидактические) личностные метапредметные предметные 1

Задачи занятия (дидактические) личностные метапредметные предметные 1

Планируемые результаты личностные метапредметные предметные формирование умения высказывать свое отношение к рассматриваемым фактам, выражать и отстаивать свою точку зрения; осознание ответственности за принятие решений в…

Планируемые результаты личностные метапредметные предметные формирование умения высказывать свое отношение к рассматриваемым фактам, выражать и отстаивать свою точку зрения; осознание ответственности за принятие решений в…

Используемые технологии развития критического мышления,

Используемые технологии развития критического мышления,

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний

Станция «Бюджетная» - слайд 15, 16

Станция «Бюджетная» - слайд 15, 16

Знакомятся с оценками жюри.

Знакомятся с оценками жюри.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Приложение 1 Презентация к занятию «Управление денежными средствами семьи»

Приложение 1 Презентация к занятию «Управление денежными средствами семьи»

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Приложение 2 Станция «Визитная»

Приложение 2 Станция «Визитная»

Приложение 3 Станция №2 «Экономическая»

Приложение 3 Станция №2 «Экономическая»

Конкурс №2 «Экозадачи». Семья

Конкурс №2 «Экозадачи». Семья

Приложение 4 Станция №3

Приложение 4 Станция №3

Приложение 5 Станция №4. «Финансовая»

Приложение 5 Станция №4. «Финансовая»

Конкурс №2. «Объедини общим термином»

Конкурс №2. «Объедини общим термином»

Приложение 6 Станция №5. «Бюджетная»

Приложение 6 Станция №5. «Бюджетная»

Какова сумма доходов и расходов семьи

Какова сумма доходов и расходов семьи

Налоги на транспорт, имущество – 4000 руб

Налоги на транспорт, имущество – 4000 руб

Образование (дополнительные услуги) – 3000 руб

Образование (дополнительные услуги) – 3000 руб

Приложение 7 Таблица результатов

Приложение 7 Таблица результатов

Список использованных нормативных документов и источников информации

Список использованных нормативных документов и источников информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020