Муниципальный конкурс «Мой лучший урок»
2019 – 2020 учебного года
Номинация
«Метапредметный урок/занятие для обучающихся основной и старшей школы»
Занятие факультатива «Финансовая грамотность»
Тема «Управление денежными средствами семьи»
Никитина Надежда Васильевна,
учитель обществознания, экономики, права,
МБОУ «Сепычевская СОШ»,
учащиеся 8 класса.
Пояснительная записка
Тема занятия, класс |
Управление денежными средствами семьи, 8 класс |
||
Форма учебного занятия |
Игра «Путешествие в мир денег» |
||
Краткая характеристика класса |
8 класс большой - 27 человек, из них 14 девочеки 13 мальчиков. Основная масса обучающихся среднеуспевающие, сильных учащихся – 7человек, слабоуспевающих – 4. Исследование памяти и внимания показало, что 55% учеников обладают средним объемом, 33%- малым и только 12 % большим объемом внимания; 50% учащихся имеют удовлетворительный объем памяти, 23% низкий объем и 27% - хороший объем памяти. Дети активные, инициативные, креативные, дисциплинированные, любознательные и лружные. В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. Умеют сопереживать, заинтересованы в успехах класса. На занятиях умеют работать самостоятельно и в группах. |
||
Место занятия в изучаемой теме, курсе |
Систематизация и обобщение знаний и умений при изучении раздела 1 «Управление денежными средствами семьи». |
||
Цели занятия (дидактические) |
Закрепление и углубление знаний по рациональному управлению личными и семейными денежными средствами.
|
||
Задачи занятия (дидактические) |
личностные |
метапредметные |
предметные |
1. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся. 2. Способствовать развитию интереса к финансовой грамотности, творческой активности, критического мышления и адаптивных возможностей личности. 3. Предложить учащимся возможность выбора формы работы на занятии.
|
1. Организовать работу в группах по созданию рекламы товара, приносящего доход, определению достоинств и недостатков рекламы. |
1. Повторить основные понятия по теме, алгоритм решения финансовых задач. 2. Организовать выполнение учащимися работы по определению типов семейного бюджета 3. Включить изученный материал в систему знаний. |
|
Планируемые результаты |
личностные |
метапредметные |
предметные |
формирование умения высказывать свое отношение к рассматриваемым фактам, выражать и отстаивать свою точку зрения; осознание ответственности за принятие решений в сфере управления денежными средствами. .
|
регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой, владение умением поиска решения финансовых проблем, рефлексии; познавательные: развитие умения рассчитывать и оценивать семейный бюджет, критически осмысливать и анализировать информацию, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, а также с презентацией творческих работ; коммуникативные: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
умение изучать и систематизировать информацию о денежных средствах, ограниченности экономических ресурсов, рекламе товаров и услуг, покупательной способности, личном и семейном бюджетах, расходной и доходной частях, профиците, дефиците и балансе семейного бюджета, делать выводы. |
|
Используемые методы и приемы |
1) наглядный (презентация игры, видеофрагмент, представление творческих работ учащихся); 2) практический (групповая работа, работа с проектами); 3) словесный (работа с заданиями, блиц – опрос, решение задач, выступления групп). |
||
Используемые технологии |
развития критического мышления, ИКТ, коллективно-взаимного обучения. |
||
Необходимое оборудование |
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация игры «Путешествие в мир денег», раздаточный материал (4 группы), ватман для рекламы товара или услуги – 4 шт., краски, фломастеры, маркеры, клей, цветная бумага, ножницы для творчества детей (на 4 группы). |
||
Межпредметные связи |
математика, обществознание, экономика, ИЗО |
Технологическая карта занятия
Этап занятия |
Содержание и деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Приветствует учащихся, настраивает их на позитивный настрой. |
Приветствуют учителя и настраиваются на работу. |
|
Волевая саморегуляция (Р) |
Мотивация |
Показывает в презентации (прил. 1) фрагмент из м/ф. Слайд 1
|
Определяют связь между содержанием видеофрагмента и занятием. |
|
Смыслообразование (Я должен понять…) (Л) |
Целеполагание и актуализация знаний |
Приводит учащихся к теме и типу занятия, выбору цели и формы работы. Слайд 2. Знакомит с жюри и напоминает правила работы в группе. Слайд 3.
|
Определяют тему и тип занятия по вопросам учителя, формулируют цель занятия, голосуют за предложенные формы работы и выбирают игру. Организуются в группы по желанию для работы. |
Планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой
|
Смыслообразование (Л) Целеполагание — как постановка учебной задачи (Р)
|
Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации (игра). |
Объявляет начало игры «Путешествие в мир денег». Показывает слайды презентации, объявляет названия станций – конкурсов, устанавливает время для выполнения заданий и знакомит с критериями оценивания. Предоставляет слово жюри после каждой станции. · Станция «Визитная» - слайд 4, 5; · Станция «Экономическая» - слайд 6, 7, 8; · Станция «Рекламная» - слайд 9, 10; · Рекламная пауза – слайд 11; · Станция «Финансовая» - слайд 12-14; · Станция «Бюджетная» - слайд 15, 16.
|
Самостоятельная работа в группах: (прил.2) Станция «Визитная»: конкурс №1 «Визитная карточка», конкурс №2 «Блиц-опрос» (прил. 2). Учащиеся представляют название и девиз команды, отвечают на вопросы. Знакомятся с оценками жюри. Станция «Экономическая»: конкурс №1 «Найди соответствие», конкурс №2 «Экозадачи» (прил. 3). Учащиеся восстанавливают соответствие между понятиями и определениями, находят ключевое слово, сравнивают свой ответ с эталоном; Каждая команда решает свою экономическую задачу и проверяет ответ с эталоном. Знакомятся с оценками жюри. Станция «Рекламная»: каждая команда составляет рекламный проспект товара или услуги с дальнейшей ее презентацией; называют достоинства и недостатки рекламы в жизни общества, сравнивают свои ответы с эталоном (прил. 4). Знакомятся с оценками жюри. Рекламная пауза: демонстрируют творческое домашнее задание в форме поговорок, пословиц, частушек о деньгах. Станция «Финансовая»: конкурс №1 «Ребусы», конкурс №2 «Термины» (прил. 5). Команды разгадывают 5 ребусов на время и сравнивают решение с эталоном, ряд понятий объединяют общим экономическим термином, сравнивают с эталоном. Знакомятся с оценками жюри. Станция «Бюджетная» (прил. 6). Каждая команда решает свою задачу по определению доходов и расходов семьи и типу бюджета, сравнивает свой ответ с эталоном. Знакомятся с оценками жюри. |
Умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками. Формирование умения высказывать свое отношение к рассматриваемым фактам, выражать и отстаивать свою точку зрения. Владение умением поиска решения финансовых проблем, развитие умения рассчитывать и оценивать семейный бюджет, критически осмысливать и анализировать информацию, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, а также с презентацией творческих работ. Умение изучать и систематизировать информацию о денежных средствах, ограниченности экономических ресурсов, рекламе товаров и услуг, покупательной способности, личном и семейном бюджетах, расходной и доходной частях, профиците, дефиците и балансе семейного бюджета, делать выводы. |
Учебное сотрудничество со сверстниками (К) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; преобразование символов в текст (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р). |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Предлагает вспомнить цель занятия, основные тематические понятия. Подводит к осознанному управлению денежными средствами. Знакомит с правилами рационального использования денег. Слайд 17. Проводит рефлексию по вопросам на слайде 18.
Подведение итогов игры. Награждение команд членами жюри и учителем через прием «Угадай-ка!» |
Определяют уровень достижения цели занятия, обобщают понятийный аппарат темы. Знакомятся с основными правилами рационального использования денег.
Участвуют в рефлексии, определяя самое интересное, самое полезное на занятии, а также ставят перед собой задачи на будущее. Заслушивают результаты работы жюри (прил. 7). Каждая команда получает грамоту. Каждый ученик получает от учителя шоколадные монеты в соответствии с заработанными им баллами. |
Осознание ответственности за принятие решений в сфере управления денежными средствами.
Владение умением рефлексии.
|
Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности (П) |
Приложение 1
Презентация к занятию «Управление денежными средствами семьи»
Приложение 2
Станция «Визитная»
Конкурс №2 Блиц – опрос.
1. Как называется обмен товара на товар, без использования денег? (Бартер)
2. Назовите мероприятие, где цену набивают молотком? (Аукцион)
3. Лицо торговой организации - это …(Витрина)
4. Распространение информации о товарах, услугах, их свойствах и ценах – это…(Реклама)
5. Как называется коллекционер монет? (Нумизмат)
6. Что это за продукт? Это умение продать одну картофелину по цене 1 кг. (Чипсы)
7. Какая монета на Руси стоила 2 копейки? (Грош)
8. Как называется украшение, сделанное из денег? (Монисто)
Приложение 3
Станция №2 «Экономическая».
Конкурс №1. «Найди соответствие».
1. Деньги А) Выпуск денег в обращение;
2. МРОТ В) Повышение общего уровня цен;
3. Инфляция Р) План доходов и расходов семьи;
4. Эмиссия Т) Всеобщий товар – эквивалент;
5. Семейный бюджет О) Минимальный размер оплаты труда.
1 Т 2О 3В 4А 5 Р (ключевое слово товар)
Конкурс №2 «Экозадачи».
Семья Ивановых пошла за покупками в гипермаркет. Командам нужно решить свою задачу на выбор с определением % скидки на цену приобретаемого товара.
Задача №1. Пачка макарон спагетти стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает 5%. Сколько рублей заплатит дед Ивановых за пачку макарон? (60х0,05=3руб. скидка, 60-3 = 57 руб. заплатит дед Ивановых за пачку макарон)
Задача №2. Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку в размере 1%. Книга стоит 600 рублей. Сколько рублей заплатит мама Ивановых - держатель дисконтной карты за эту книгу? (600х0,01=6 руб. скидка, 600-6 =594 руб. заплатит за книгу мама Ивановых -держатель дисконтной карты)
Задача №3.Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 110 рублей за штуку и продает первым покупателям со скидкой 30%. По какой цене купят горшки первые покупатели – семья Ивановых? (110х0,3=33рубля скидка, 110 -33=77 рублей-по этой цене купят горшки семья Ивановых)
Задача№4.Галстук стоил 360 рублей, на распродаже его цену снизили на 15%. По какой цене купил галстук отец Ивановых? (360 – (360 х0,15)= 360-54=306 руб. заплатил за галстук отец Ивановых).
Приложение 4
Станция №3.«Рекламная».
Достоинства и недостатки рекламы на потребительском рынке
Аргументы «за» |
Аргументы «против» |
Информирует покупателя о появлении новых товаров, их свойствах |
Часто заставляет потребителя приобрести ненужный товар |
Привлекает внимание потребителя, побуждает его к покупке |
Навязывает покупателю потребности, которых нет |
Информирует о ценах товаров и местах их продажи |
Приводит к монополизации рынка |
Проводит продвижение товара от производителя к потребителю |
Мелкие товаропроизводители проигрывают в рекламе, т.к. нет денежных средств |
Увеличивает объем продаж |
Повышает цену товара из-за увеличения издержек на рекламу |
Регулирует сбыт товара |
Повышает спрос покупателей, что приводит к повышению цены товара |
Развивает конкуренцию товаропроизводителей |
Навязывает потребителю систему ценностей |
Продвигает товарную марку фирмы, повышает её престиж |
Вызывает зависимость у покупателей к потреблению вредных для здоровья товаров и услуг |
Стимулирует торговый оборот |
Часто отрицательно влияет на эмоциональное состояние человека |
Приложение 5
Станция №4. «Финансовая».
Конкурс №1. «Ребусы».
Валюта
Стоимость
Финансы
Вклад
Деньги
Конкурс №2. «Объедини общим термином».
1. Товар, страна, вывоз (экспорт)
2. Товар, информация, покупатель (реклама)
3. Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)
4. Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)
Приложение 6
Станция №5. «Бюджетная».
Командам необходимо рассчитать семейный бюджет, определить тип бюджета.
Задача №1. Доходы семьи Ивановых на октябрь 2019г. (двое взрослых и двое детей) состоят из поступлений: зарплата отца - 40 тыс.руб, зарплата мамы -20тыс.руб., аренда от сдачи квартиры – 18 тыс.руб.
Расходы семьи Ивановых на октябрь 2019г. состоят из следующих статей:
Коммунальные платежи – 4500 руб.
Продукты питания – 11000 руб.
Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 руб.
Одежда и обувь – 13000 руб.
Оплата кредита на покупку бытовой техники – 14000 руб.
Образование (дополнительные услуги) – 3000 руб.
Проезд – 3000 руб.
Лекарства – 3500 руб.
Оплата телефона и интернета – 1500 руб.
Налоги на транспорт, имущество – 5000 руб.
Откладывание на летний отдых семьи -9000 руб.
Какова сумма доходов и расходов семьи Ивановых на октябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Ивановых? Сколько денег они могут положить на сбережения?
Ответ: Доходы – 78000руб., Расходы – 70000руб., бюджет избыточный, профицит бюджета составляет 8000 руб., эту сумму можно положить на сбережения.
Задача №2. Семья Петровых (двое родителей и два ребенка) планируют бюджет на следующий месяц - ноябрь 2019г. Доходы семьи состоят из поступлений: зарплата отца - 25 тыс.руб, зарплата мамы -25тыс.руб.
Расходы семьи Петровых состоят из следующих статей:
Коммунальные платежи – 4000 руб.
Продукты питания – 11000 руб.
Бытовая химия и предметы личной гигиены – 1800 руб.
Покупка сезонной одежды и обуви – 6000 руб.
Оплата кредита на покупку мебели – 6000 руб.
Покупка нового чайника – 1000 руб.
Посещение кинотеатра – 2000 руб.
Образование (дополнительные услуги) – 1000 руб.
Проезд – 2200 руб.
Карманные деньги для детей -3000руб.
Празднование дня рождения папы – 6000 руб.
Оплата телефона и интернета – 1500 руб.
Налоги на транспорт, имущество – 4000 руб.
Покупка нового шкафа – 5000 руб.
Какова сумма доходов и расходов семьи Петровых на ноябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Петровых? Что из перечисленного по расходам вы бы оставили как приоритетные траты, а что отложили на следующий месяц? Сколько денег Петровы могут положить на сбережения?
Ответ: Доходы семьи Петровых составили 50000руб., расходы – 54500руб. Бюджет является дефицитным на 4500 руб. Можно отложить покупку шкафа на следующий месяц, 500 руб. положить на сбережения. (Можно еще отказаться от посещения кинотеатра -2000 руб. и положить на сбережения, еще от празднования дня рождения – 6000 руб. и отправить на сбережения – 8500 руб.)
Задача №3. В семье девятиклассника Владимира мама и папа работают в одной фирме и получают по 32 000 руб. Бабушка проживает вместе с ними, она имеет пенсию 15000 руб. Сестра Володи подрабатывает на рекламе товаров и получает 8000 руб. Каков совокупный доход семьи? Сколько рублей в среднем приходится на каждого члена семьи? Сколько денег семья сможет отложить на сбережения, если согласно, «правила 10 %» они ежемесячно откладывали 10% от суммы доходов.
Ответ: Совокупный доход семьи составляет: СД = 32000х2 +15000+8000 =87000 руб. В среднем на каждого члена семьи приходится 87000/5=17400 руб. Сбережения составят 87000х0,1=8700 руб.
Задача №4. Доходы семьи Сидоровых на октябрь 2019г. (двое взрослых и трое детей) состоят из поступлений: зарплата отца - 45 тыс.руб, зарплата мамы -30тыс.руб., аренда от сдачи гаража – 5 тыс.руб.
Расходы семьи Сидоровых на октябрь 2019г. состоят из следующих статей:
Коммунальные платежи – 4500 руб.
Продукты питания – 17000 руб.
Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 руб.
Одежда и обувь – 15000 руб.
Покупка бытовой техники – 14000 руб.
Образование (дополнительные услуги) – 3000 руб.
Проезд – 3000 руб.
Лекарства – 3500 руб.
Оплата телефона и интернета – 1500 руб.
Налог на транспорт – 5000 руб.
Налог на имущество – 3000 руб.
Оплата кредита на автомобиль -8000 руб.
Какова сумма доходов и расходов семьи Сидоровых на октябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Сидоровых? Сколько денег они могут положить на сбережения?
Ответ: Доходы - 80000руб., Расходы – 80000руб. Бюджет семьи Сидоровых сбалансированный. Денег на сбережения у них нет.
Приложение 7
Таблица результатов
Название команд |
Визитка |
Блиц-опрос |
Найди соответствие |
Экозадачи |
Реклама |
Ребусы |
Термины |
Семейный бюджет |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованных нормативных документов и источников информации.
1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 8-9 классы общеобр. орг. / И.В. Липсиц, О.И. Рязанова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 352 с.
2. Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Финансовая грамотность: материалы для учащихся 8-9 классы общеобразоват. орг. / А. П. Киреев. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 368 с.
3. Методические материалы для учителя: Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразовательных орг.
4. Рязанов О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 класса
5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
6. «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.