Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Тема занятия"Управление денежными средствами семьи"

Разработки уроков
docx
обществознание
10.02.2020
Технологическая карта занятия

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Технологическая карта занятия.docx

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок»

2019 – 2020 учебного года

 

 

 

Номинация

«Метапредметный урок/занятие для обучающихся основной и старшей школы»

Занятие факультатива «Финансовая грамотность»

Тема «Управление денежными средствами семьи»

 

 

 

                                                                                                                                                                        Никитина Надежда Васильевна,

                                                                                                                   учитель обществознания, экономики, права,

                                                                                                                                                          

                                                                                                                                               МБОУ   «Сепычевская СОШ»,

                                                                                                                                                                        учащиеся 8 класса.

Пояснительная записка

Тема  занятия, класс

Управление денежными средствами семьи, 8 класс

Форма учебного занятия

Игра «Путешествие в мир денег»

Краткая характеристика класса

8 класс большой - 27 человек, из них 14 девочеки 13 мальчиков. Основная масса обучающихся среднеуспевающие, сильных учащихся – 7человек, слабоуспевающих – 4.

Исследование памяти и внимания показало, что 55% учеников обладают средним объемом, 33%- малым и только 12 % большим объемом внимания; 50% учащихся имеют удовлетворительный объем памяти, 23% низкий объем  и 27% - хороший объем памяти. Дети активные, инициативные, креативные, дисциплинированные, любознательные и лружные. В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. Умеют сопереживать, заинтересованы в успехах класса. На занятиях умеют работать самостоятельно и  в группах.

Место занятия  в изучаемой теме, курсе

 Систематизация и обобщение знаний и умений при изучении раздела 1 «Управление денежными средствами семьи».

Цели занятия (дидактические)

Закрепление и углубление знаний по рациональному управлению личными и семейными денежными средствами.

 

 

 

 

Задачи занятия (дидактические)

личностные

метапредметные

предметные

1.      Обеспечить познавательную мотивацию учащихся.

2.      Способствовать развитию интереса к финансовой грамотности, творческой активности, критического мышления и адаптивных возможностей личности.

3.      Предложить учащимся возможность выбора формы работы на занятии.

 

 

 

 

 

1.      Организовать работу в группах  по созданию рекламы товара, приносящего доход, определению достоинств и недостатков рекламы.

1.      Повторить основные понятия по теме, алгоритм решения финансовых задач.

2.      Организовать выполнение учащимися работы по определению типов семейного бюджета

3.      Включить изученный материал в систему знаний.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

формирование умения высказывать свое отношение к рассматриваемым фактам,  выражать и отстаивать свою точку зрения; осознание ответственности за принятие решений в сфере управления денежными средствами.

.

 

 

 

регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой, владение умением поиска решения финансовых проблем, рефлексии;

познавательные: развитие

умения  рассчитывать и оценивать семейный бюджет, критически осмысливать и анализировать информацию,  представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, а также с презентацией творческих работ;

коммуникативные: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

умение изучать и систематизировать информацию о  денежных средствах, ограниченности экономических ресурсов, рекламе товаров и услуг, покупательной способности, личном и семейном бюджетах, расходной и доходной частях, профиците, дефиците и балансе семейного бюджета, делать выводы.

Используемые методы и приемы

1)      наглядный (презентация игры, видеофрагмент, представление творческих работ учащихся);

2)      практический (групповая работа, работа с проектами);

3)      словесный (работа с заданиями, блиц – опрос, решение задач, выступления групп).

Используемые технологии

 развития критического мышления,  ИКТ, коллективно-взаимного обучения.

Необходимое оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация игры «Путешествие в мир денег», раздаточный материал (4 группы), ватман для рекламы товара или услуги – 4 шт., краски, фломастеры, маркеры, клей, цветная бумага, ножницы для творчества детей (на 4 группы).

Межпредметные связи

математика, обществознание, экономика, ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Содержание и деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает их на позитивный настрой.

Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

 

Волевая саморегуляция (Р)

Мотивация

Показывает в презентации (прил. 1) фрагмент из м/ф. Слайд 1

 

Определяют связь между содержанием видеофрагмента и занятием.

 

 

 

Смыслообразование (Я должен  понять…)

 (Л)

Целеполагание и актуализация знаний

Приводит учащихся к теме и типу занятия, выбору цели и формы работы. Слайд 2. Знакомит с жюри и напоминает правила работы  в группе. Слайд 3.

 

Определяют тему и тип занятия по вопросам учителя, формулируют цель занятия, голосуют за предложенные формы работы и выбирают игру. Организуются в группы по желанию для работы.

Планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой

 

Смыслообразование (Л)

Целеполагание — как постановка учебной задачи (Р)

 

 

Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений  в новой ситуации (игра).

Объявляет начало игры «Путешествие в мир денег».

Показывает слайды презентации, объявляет названия станций – конкурсов, устанавливает время для выполнения заданий и знакомит с критериями оценивания. Предоставляет слово жюри после каждой станции.

·       Станция «Визитная» - слайд 4, 5;

·          Станция «Экономическая» - слайд 6, 7, 8;

·          Станция «Рекламная» - слайд 9, 10;

·          Рекламная пауза – слайд 11;

·          Станция «Финансовая» - слайд 12-14;

·          Станция «Бюджетная» - слайд 15, 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа в группах: (прил.2)

Станция «Визитная»: конкурс №1 «Визитная карточка»,

конкурс №2 «Блиц-опрос» (прил. 2). Учащиеся представляют название и девиз команды, отвечают на вопросы.

Знакомятся с оценками жюри.

Станция «Экономическая»:

конкурс №1 «Найди соответствие», конкурс №2 «Экозадачи» (прил. 3).

Учащиеся восстанавливают соответствие между понятиями и определениями, находят ключевое слово, сравнивают свой ответ с эталоном; Каждая команда решает свою экономическую задачу и проверяет ответ с эталоном. Знакомятся с оценками жюри.

Станция «Рекламная»: каждая команда составляет рекламный проспект товара или услуги с дальнейшей ее презентацией; называют достоинства и недостатки рекламы в жизни общества, сравнивают свои ответы с эталоном (прил. 4). Знакомятся с оценками жюри.

Рекламная пауза: демонстрируют творческое домашнее задание в форме поговорок, пословиц, частушек о деньгах.

Станция «Финансовая»: конкурс №1 «Ребусы», конкурс №2 «Термины» (прил. 5). Команды разгадывают 5 ребусов на время и сравнивают решение с эталоном, ряд понятий объединяют общим экономическим термином, сравнивают с эталоном. Знакомятся с оценками жюри.

Станция «Бюджетная» (прил. 6). Каждая команда решает свою задачу по определению доходов и расходов семьи и типу бюджета, сравнивает свой ответ с эталоном. Знакомятся с оценками жюри.

Умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование умения высказывать свое отношение к рассматриваемым фактам,  выражать и отстаивать свою точку зрения.

Владение умением поиска решения финансовых проблем,

развитие

умения  рассчитывать и оценивать семейный бюджет, критически осмысливать и анализировать информацию,  представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, а также с презентацией творческих работ.

Умение изучать и систематизировать информацию о  денежных средствах, ограниченности экономических ресурсов, рекламе товаров и услуг, покупательной способности, личном и семейном бюджетах, расходной и доходной частях, профиците, дефиците и балансе семейного бюджета, делать выводы.

Учебное сотрудничество со сверстниками (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; преобразование символов в текст (П)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р).

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает вспомнить цель занятия, основные тематические понятия. Подводит к осознанному управлению денежными средствами. Знакомит с правилами рационального использования денег. Слайд 17.

Проводит рефлексию по вопросам на слайде 18.

 

 

 

 

 

Подведение итогов игры. Награждение команд членами жюри и учителем через прием «Угадай-ка!»

Определяют уровень достижения цели занятия, обобщают понятийный аппарат темы. Знакомятся с основными  правилами рационального использования денег.

 

Участвуют в рефлексии, определяя самое интересное, самое полезное на занятии,  а также ставят перед собой задачи на будущее.

Заслушивают результаты работы жюри (прил. 7). Каждая команда получает грамоту. Каждый ученик получает от учителя шоколадные монеты в соответствии с заработанными им баллами.

Осознание ответственности за принятие решений в сфере управления денежными средствами.

 

 

 

 

 

Владение умением рефлексии.

 

Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности (П)


Приложение 1

Презентация к занятию  «Управление денежными средствами семьи»

 


 

 

 

 

 




 

Приложение 2

Станция «Визитная»

Конкурс №2 Блиц – опрос.

1.         Как называется обмен товара на товар, без использования денег? (Бартер)

2.         Назовите мероприятие,  где цену набивают молотком? (Аукцион)

3.         Лицо торговой организации  - это …(Витрина)

4.         Распространение информации о товарах, услугах, их свойствах и ценах – это…(Реклама)

5.         Как называется коллекционер монет? (Нумизмат)

6.         Что это за продукт? Это умение продать одну картофелину по цене 1 кг. (Чипсы)

7.         Какая монета на Руси стоила 2 копейки? (Грош)

8.         Как называется украшение, сделанное из денег? (Монисто)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Станция №2 «Экономическая».

Конкурс №1. «Найди соответствие».

1.         Деньги                                  А) Выпуск денег в обращение;

 

2.         МРОТ                                   В) Повышение общего уровня цен;

 

3.         Инфляция                             Р) План доходов и расходов семьи;

 

4.         Эмиссия                                Т) Всеобщий товар – эквивалент;

 

5.         Семейный бюджет               О) Минимальный размер оплаты труда.

          1 Т 2О 3В 4А 5 Р    (ключевое слово товар)

 

 

 

 

 

Конкурс №2 «Экозадачи».

Семья Ивановых пошла за покупками в гипермаркет. Командам нужно решить свою задачу на выбор с определением  % скидки на цену приобретаемого товара.

Задача №1. Пачка макарон спагетти стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает 5%. Сколько рублей заплатит дед Ивановых за пачку макарон? (60х0,05=3руб. скидка, 60-3 = 57 руб. заплатит дед Ивановых за пачку макарон)

Задача №2. Держатели  дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку в размере 1%. Книга стоит 600 рублей. Сколько рублей заплатит  мама Ивановых - держатель дисконтной карты за эту книгу? (600х0,01=6 руб. скидка, 600-6 =594 руб. заплатит за книгу мама Ивановых -держатель дисконтной карты)

Задача №3.Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 110 рублей за штуку и продает первым покупателям со скидкой 30%. По какой цене купят  горшки  первые покупатели – семья Ивановых? (110х0,3=33рубля скидка, 110 -33=77 рублей-по этой цене купят горшки семья Ивановых)

Задача№4.Галстук стоил 360 рублей, на распродаже его цену снизили  на 15%. По какой цене купил галстук отец Ивановых? (360 – (360 х0,15)= 360-54=306 руб. заплатил за галстук отец Ивановых).

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

       Станция №3.«Рекламная».

Достоинства и недостатки рекламы на потребительском рынке

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Информирует покупателя о появлении новых товаров, их свойствах

Часто заставляет потребителя приобрести ненужный товар

Привлекает внимание потребителя, побуждает его к покупке

Навязывает покупателю потребности, которых нет

Информирует о ценах товаров и местах их продажи

Приводит к монополизации рынка

Проводит продвижение товара от производителя к потребителю

Мелкие товаропроизводители проигрывают в рекламе, т.к. нет денежных средств

Увеличивает объем продаж

Повышает цену товара из-за увеличения издержек на рекламу

Регулирует сбыт товара

Повышает спрос покупателей, что приводит к повышению цены товара

Развивает конкуренцию товаропроизводителей

Навязывает потребителю систему ценностей

Продвигает товарную марку фирмы, повышает  её престиж

Вызывает зависимость у покупателей к потреблению вредных для здоровья товаров и услуг

Стимулирует торговый оборот

Часто отрицательно влияет на эмоциональное состояние человека

 

 

 

Приложение 5

Станция №4. «Финансовая».

Конкурс №1. «Ребусы».

Валюта

 Стоимость

Финансы

 Вклад

Деньги

 

Конкурс №2.  «Объедини общим термином».

1.         Товар, страна, вывоз (экспорт)

2.         Товар, информация, покупатель (реклама)

3.         Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)

4.         Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Станция №5. «Бюджетная».

Командам необходимо рассчитать семейный бюджет, определить тип бюджета.

Задача №1. Доходы семьи Ивановых  на октябрь 2019г. (двое взрослых и двое детей) состоят из поступлений: зарплата отца - 40 тыс.руб, зарплата мамы -20тыс.руб., аренда от сдачи квартиры – 18 тыс.руб.

Расходы семьи Ивановых на октябрь 2019г. состоят из следующих статей:

Коммунальные платежи – 4500 руб.

Продукты питания – 11000 руб.

Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 руб.

Одежда и обувь – 13000 руб.

Оплата кредита на покупку бытовой техники – 14000 руб.

Образование (дополнительные услуги) – 3000 руб.

Проезд – 3000 руб.

Лекарства – 3500 руб.

Оплата телефона и интернета – 1500 руб.

Налоги на транспорт, имущество – 5000 руб.

Откладывание на летний отдых семьи -9000 руб.

Какова сумма доходов и расходов семьи Ивановых на октябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Ивановых? Сколько денег они могут положить на сбережения?

Ответ: Доходы – 78000руб., Расходы – 70000руб., бюджет избыточный, профицит бюджета составляет 8000 руб., эту сумму можно положить на сбережения.

Задача №2. Семья Петровых (двое родителей и два ребенка) планируют бюджет на следующий месяц - ноябрь 2019г. Доходы семьи  состоят из поступлений: зарплата отца - 25 тыс.руб, зарплата мамы -25тыс.руб.

Расходы семьи Петровых  состоят из следующих статей:

Коммунальные платежи – 4000 руб.

Продукты питания – 11000 руб.

Бытовая химия и предметы личной гигиены – 1800 руб.

Покупка сезонной одежды и обуви – 6000 руб.

Оплата кредита на покупку мебели – 6000 руб.

Покупка нового чайника – 1000 руб.

Посещение кинотеатра – 2000 руб.

Образование (дополнительные услуги) – 1000 руб.

Проезд – 2200 руб.

Карманные деньги для детей -3000руб.

Празднование дня рождения папы – 6000 руб.

Оплата телефона и интернета – 1500 руб.

Налоги на транспорт, имущество – 4000 руб.

Покупка нового шкафа – 5000 руб.

Какова сумма доходов и расходов семьи Петровых на ноябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Петровых?  Что из перечисленного по расходам вы бы оставили как приоритетные траты, а что отложили на следующий месяц? Сколько денег Петровы  могут положить на сбережения?

Ответ: Доходы семьи Петровых составили 50000руб., расходы – 54500руб. Бюджет является дефицитным на 4500 руб. Можно отложить покупку шкафа на следующий месяц, 500 руб. положить на сбережения. (Можно еще отказаться от посещения кинотеатра -2000 руб. и положить на сбережения, еще от празднования дня рождения – 6000 руб. и отправить на сбережения – 8500 руб.)

Задача №3. В семье девятиклассника Владимира мама и папа работают в одной фирме и получают по 32 000 руб. Бабушка проживает вместе с ними, она имеет пенсию 15000 руб. Сестра Володи подрабатывает на рекламе товаров и получает 8000 руб. Каков совокупный доход семьи? Сколько рублей в среднем приходится на каждого члена семьи? Сколько денег семья сможет отложить на сбережения, если согласно,  «правила 10 %» они ежемесячно откладывали 10% от суммы доходов.

Ответ: Совокупный доход семьи составляет: СД = 32000х2 +15000+8000 =87000 руб. В среднем на каждого члена семьи приходится 87000/5=17400 руб. Сбережения составят 87000х0,1=8700 руб.

Задача №4. Доходы семьи Сидоровых  на октябрь 2019г. (двое взрослых и трое детей) состоят из поступлений: зарплата отца - 45 тыс.руб, зарплата мамы -30тыс.руб., аренда от сдачи гаража – 5 тыс.руб.

Расходы семьи Сидоровых на октябрь 2019г. состоят из следующих статей:

Коммунальные платежи – 4500 руб.

Продукты питания – 17000 руб.

Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 руб.

Одежда и обувь – 15000 руб.

Покупка бытовой техники – 14000 руб.

Образование (дополнительные услуги) – 3000 руб.

Проезд – 3000 руб.

Лекарства – 3500 руб.

Оплата телефона и интернета – 1500 руб.

Налог на транспорт – 5000 руб.

Налог на имущество – 3000 руб.

Оплата кредита на автомобиль  -8000 руб.

Какова сумма доходов и расходов семьи Сидоровых на октябрь 2019г.? К какому типу относится семейный бюджет Сидоровых? Сколько денег они могут положить на сбережения?

Ответ: Доходы - 80000руб., Расходы – 80000руб. Бюджет семьи Сидоровых сбалансированный. Денег на сбережения у них нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Таблица результатов

Название команд

Визитка

Блиц-опрос

Найди соответствие

Экозадачи

Реклама

Ребусы

Термины

Семейный бюджет

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативных документов и  источников информации.

 

 

1.     Финансовая грамотность: материалы для учащихся 8-9 классы  общеобр. орг. / И.В. Липсиц, О.И. Рязанова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 352 с.

2.     Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Финансовая грамотность: материалы для учащихся 8-9 классы общеобразоват. орг. / А. П. Киреев. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 368 с.

3.     Методические материалы для учителя: Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразовательных орг.

4.     Рязанов О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 класса

5.      Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html

6.      «Основы экономики» http://basic.economicus.ru



 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)