Тема : «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Иконка файла материала День Конституциии РФ.docx
Открытый урок в 9 классе  Тема :  «Конституция Российской Федерации.         Основы конституционного строя» Тип урока: изучение нового материала План урока: 1. Что такое конституция? 2. Этапы развития конституции.  3. Общая характеристика Конституции Российской Федерации. 4. Основы конституционного строя. Цели урока: Образовательные:  ­ ознакомить учащихся   с этапами развития конституции; ­ дать общую характеристику Конституции Российской Федерации; ­ подвести учащихся к пониманию основ конституционного строя России. Развивающие:  ­ развивать навыки работы с различными источниками информации; ­ развивать умение анализировать , высказывать собственную точку зрения,  отстаивать ее, делать выводы. Воспитательные: ­ воспитывать сознательное уважение к основному закону государства,  патриотические чувства, гордость за свою страну. Ход урока 1. Что такое конституция? Задание: написать в тетради слова – ассоциации к слову «конституция»,   самостоятельно дать определение понятия «конституция»конституция Записать в тетради  определение «Конституция – это основной закон  государства, обладающий высшей юридической силой на всей территории  России». 2.  Этапы развития Конституции.   Мини – лекция  (по ходу лекции учащиеся делают  короткие записи в  тетрадях) Трудно представить государство, которое обходится без руководителя, где не принимаются законы, а у граждан нет хотя бы малейшей надежды на защиту  их интересов и безопасности. Люди пришли к выводу, что нужно  договориться об основных принципах, по которым они будут жить. Для этой  цели и стали приниматься конституции ( от латинского слова – constitutio ­   установление, устроение.   Современное понимание конституции стало  складываться в XVII­XVIII вв., в период буржуазно­демократических  революций. Появление первых конституций было следствием ликвидации  абсолютных монархий, эти  конституции называют «конституциями первого  поколения».  Благодаря принятию конституции последовательно утверждалась  демократия:  признание народа «единственным источником власти»;  проведение выборов, возникновение выборной власти; преобразование  подданства в гражданство; провозглашения равенства граждан перед законом  (формально­юридическое); подчинение власти закону.  Конституции «первого поколения»  просуществовали в первоначальном виде  недолго. Позднее  они  были существенно изменены.  Конституции «второго поколения» появились во второй половине XX века.  Главным признаком  этих конституций является более высокий уровеньдемократических принципов общественного и государственного устройства:  принцип верховенства конституции как основного закона; принципы  характерные для правового государства.  Существует разделение конституций  на  писаные и неписаные. Писаные   (кодифицированные) конституции представляют собой единый акт,  регулирующий важнейшие стороны организации власти в государстве,  общественное устройство, права и свободы граждан. Однако есть конституции иного вида. Таковы, например. Конституционные законы Великобритании.  Формально она является конституционной монархией, но английская  конституция относится к числу неписаных  ( некодифицированных), т.к. состоит из ряда отдельных нормативных актов,  не соединенных в один закон. Первая писаная конституция была принята в  США в 1787 году, американская конституция отличается завидным  долголетием, т.к. действует и поныне. Какова же история появления конституции в России? Император Александр II был убит народовольцами именно в тот день, когда  познакомился с проектом Конституции, которую он собирался даровать  народу. Это, конечно,  совпадение,  поскольку покушение было пятым по  счету. Но « конституционный день» для императора оказался роковым.   Закона, который бы именовался конституцией, до 1918 года в России не было. В 1918 году была принята первая советская Конституция РСФСР,  закрепившая «диктатуру пролетариата», в 1924 году ­  Конституция  СССР, в  1936 году ­  Конституция СССР, закрепившая «победу социализма», в 1977  году – Конституция СССР, названная конституцией «развитого социализма».  Конституция РФ,  принятая всенародным голосованием  12 декабря 1993  года,  относится к числу новейших. В референдуме участвовало 54, 8 %  избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58, 4 %. В настоящее время конституцию имеют почти все страны мира, за  исключением нескольких абсолютных монархий стран Персидского залива.  3. Общая характеристика Конституции Российской Федерации. Учитель:  Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к  Конституции. Конституцию называют Основным законом страны. Задание: найдите в учебнике  ( Обществознание. 9 класс, Л.Н. Боголюбов,  А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др., М: Просвещение, 2013) на стр. 106­107  ответ на вопрос :Чем Конституция отличается от других законов Российской Федерации? 1. закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы и обязанности человека и гражданина, определяет форму государства,  систему высших органов государственной власти; 2. является основным источником права; 3. обладает высшей юридической силой; 4. отличается стабильностью; 5. характеризуется особым порядком принятия и изменения. Работа с  текстом Конституции РФ. Задание :  ответьте на вопросы. 1. Из скольких  частей состоит Конституция?  (состоит из преамбулы,  основной части  – раздел 1,  заключительных и переходных положений – раздел 2) 2. Что такое преамбула? О чем в ней говориться?  (преамбула – это  вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика  целей, условий, мотивов принятия Конституции) 3. Сколько глав и статей включает в себя основная часть текста  Конституции? (она включает 9 глав, 137 статей). 4. О чем идет речь в заключительных и переходных положениях?   (заключительные и переходные положения устанавливают порядок  вступления Конституции в законную силу, определяется порядок  применения законов, содержатся правила о порядке и сроках  вступления в силу новых конституционных норм и прекращении  действия прежних) 4. Основы конституционного строя Учитель: Основы конституционного строя РФ изложены в главе 1 Конституции.  Положения  статей этой главы  составляют основную характеристику  Российского государства, самые главные его признаки. Задание:  самостоятельная работа – опираясь на текст Конституции РФ,  заполнить таблицу. № п/п Основы конституционного Статьи Конституции Содержание1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 строя Народовластие Федерализм Правовое государство Разделение властей Приоритет прав человека РФ ­ социальное государство Суверенитет Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности Политическое многообразие Идеологический плюрализм Светский характер государства Ст.1, ч.1, ст.3 Ст.1, ч.1, ст.5 Ст. 1, ч.1 Ст. 10 Ст.2 Ст.7 Ст.4 Ст.8, ст.9, ч.2 Ст.13, ч.3­5 Ст.13, ч1­2 Ст. 14.  Работа в группах по изучению Конституции Российской Федерации. 1 группа ­ глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», составляет  схему «Классификация основных прав и свобод» 2 группа ­  глава 3 «Федеративное устройство» , заполняет схему «Типы  субъектов РФ» 3 группа ­  глава 4  «Президент РФ»,   составляет кластер «Полномочия  президента», «Статус президента» 4 группа – глава 5 «Федеральное собрание, составляет таблицу  «Назначение, структура и полномочия Федерального Собрания» 5группа  ­ глава 6, составляет кластер «Полномочия Правительства РФ» 6 группа – глава 7 , составляет таблицу» Судебная власть в РФ.  Полномочия судов» Каждая группа  вслух проговаривает выполненное задание. Домашнее задание: параграф 12,написать мини­эссе   «Я требую, чтобы государство защитило не только  меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою  собственную,  и всех окружающих людей»  Карл Поппер