Цели:
Определить тему и идею легенды
Научить анализировать текст легенды
Развивать речь, расширять кругозор
Воспитывать интерес к познанию нового и неопознанного
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Актуализация знаний
*Дом. задание ( предварительно подг. уч.ся задает вопросы по всем жанрам УНТ – класс отвечает
- К какому жанру относится произведение с которым познакомились? (легенда)
*Работа по карточкам ( зачеркнуть лишнее ) – один у доски
Легенда жанр устного народного творчества героическая песнь о подвигах богатырей рассказ об историческом событии дополненный авторским вымыслом о божественных явлениях природы
*Проверка
Тема : Летучий голландец (голландская легенда)
Цели:
Определить тему и идею легенды
Научить анализировать текст легенды
Развивать речь, расширять кругозор
Воспитывать интерес к познанию нового и неопознанного
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Актуализация знаний
по вн. виду?
*Дом. задание ( предварительно подг. уч.ся задает вопросы по всем жанрам
УНТ – класс отвечает
- К какому жанру относится произведение с которым познакомились?
(легенда)
*Работа по карточкам ( зачеркнуть лишнее ) – один у доски
Легенда жанр устного народного творчества героическая песнь о
подвигах богатырей рассказ об историческом событии
дополненный авторским вымыслом о божественных явлениях
природы
*Проверка
3.Основная часть урока
*Сообщение темы
-Вы читали легенду «Летучий голландец» и уже знакомы с ее содержанием
-Каких целей достигнем в течение урока?
Продолжим знакомиться с произведением
Узнаем….осн. идею произведения
Будем развивать….речь, читательские навыки
*Историческая справка о корабле – призраке ( заранее подг. уч.ся)
*словарная работа ( слова и картинки на доске ) – учащиеся поясняют
Работа по учебнику (вопросы по тексту )
-Гл. герой? ( капитан корабля)
-Известно ли его имя? Почему? ( прошло много времени, 350 лет )
-Из какой страны пришла легенда( место происхождения ? ) Голландия
-О чем?
-Найти описание внешнего вида капитана + вывод : Что можно сказать о нем
-Найдите описание характера( выборочное чтение )
-что значит имя его «наводит ужас»?
-Докажите , что люди его боялись ( выб. чтение) + найти в отрывке метафору(
-Какое выразительное средство еще употребляется? ( сравнение : проворней,
-Чем любил похвастаться капитан? ( рассказами о путешествиях)
-Найдите рассказ о путешествии в Тихой океан
*Чтение по цепочке ( до слов девушки )
-Как вы думаете, какие слова предвещали беду? ( слова девушки перед тем
как броситься в воду)
-Найдите описание приближения опасности (Мыс Горн): На погибель
морякам……
-Найдите слова капитана во время встречи с опасностью ( Встречный ураган,
тем лучше…)
-О каких чертах характера говорят слова? ( бесстрашие , уверенность в себе,
настойчивость..)
-Найдите описание к картинке ( с 66):В разрывах то блеснет…..
Эпитеты: быстро несущихся туч, клочья туч, обрывки пены
Олицетворение: все что может выть, беситься; море баловало тебя,
подбрасывало…
разом скисали,тряслись поджилки)
чем ноги молодого оленя)-Найдите слова отчаяния и ярости капитана( 2 последн. абзаца с 65) Что
заставило его так разгневаться? ( боялся потерять славу и уважение среди
людей )
4.Физминутка
5.Закрепление материала, заключительная часть
*Работа в парах ( карандашом пометить ): Как выглядит корабль после
трагедии и что стало с капитаном
Зачитывают по предложению
-Зачитайте слова поясняющие положение корабля в настоящем времени , на
что осужден?(зачитать 2 последних предложения) Что значит «скитания»?
(блуждает, мается)
*Ист. Справка ( заранее подг. учащийся )
* Работа в группах ( по 4 человека - карточка с вопросами у каждой команды)
1к. составить план к тексту, озаглавить части текста
2к. доказательства жестокости капитана(слова и действия)
3к. сформулировать основную идею произведения
*Проверка
*Формулировка основной идеи легенды
-Остановимся на 3 команде , согласны ли вы с тем как они сформулировали
идею? Ваши дополнения?
Легенда учит доброжелательному отношению к людям, высмеивает такие
черты, как гордыня, тщеславие, высокомерие
-К чему могут привести гордыня, тщеславие, высокомерие?
*Инф. о домашнем задании: с 68 вопросы, найти инф. о других кораблях-
призраках
Рефлексия: ( на доске )
Легенда учит……
Впечатление произвело…
Пришлось задуматься о….
Хотелось бы….
6.Оценивание учащихся
*доп. информация ( учащиеся рассказывают о кораблях )+рисунок