Цель: знакомство учащихся со стихотворением А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Задачи: расширение представления детей о творчестве великого русского поэта;
совершенствование техники чтения; развитие памяти, речи, мышления;
привитие любви к русской поэзии, родной природе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет А. А. Фета, проектор, экран, ноутбук, презентация.
Планируемые результаты:
учащиеся получат возможность расширить своё представление о творчестве великого русского поэта; познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять выражения в лирическом тексте, находить рифмующиеся слова, наблюдать за ритмом стихотворения.
УУД: личностные: осознание значимости творчества Фета; актуализация мыслительной и творческой деятельности.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе стихотворения, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Литературное чтение
Тема: А. А. Фет «Мама! Глянька из окошка…»
Цель: знакомство учащихся со стихотворением А. А. Фета «Мама! Глянька из окошка…»
Задачи: расширение представления детей о творчестве великого русского поэта;
совершенствование техники чтения; развитие памяти, речи, мышления;
привитие любви к русской поэзии, родной природе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет А. А. Фета, проектор, экран, ноутбук, презентация.
Планируемые результаты:
учащиеся получат возможность расширить своё представление о творчестве великого русского поэта; познакомить с особенностями чтения
стихотворения – просьбы, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять выражения в лирическом тексте, находить
рифмующиеся слова, наблюдать за ритмом стихотворения.
УУД: личностные: осознание значимости творчества Фета; актуализация мыслительной и творческой деятельности.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия
при анализе стихотворения, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Этапы
1. Мотивация
2. Проверка
домашнего
задания
Ход урока.
Действия учителя
Дети, как вы думаете, легко ли написать стихотворение? А прочесть его
выразительно, передавая настроение поэта? Художники пишут картины
красками и кистями, музыканты – нотами, звуками. А поэты передают
чувства и эмоции строками своих стихотворений.
На прошлом уроке мы познакомились с произведениями Фёдора Ивановича
Тютчева.
А сейчас прочтите наизусть стихотворения Тютчева, которые вам были
заданы на дом, и попробуйте передать его настроение и эмоции голосом и
Действия ученика
Настраиваются на учебную работу;
высказывают свои предположения.
По очереди читают выбранное
стихотворение наизусть, пытаются
самостоятельно проанализировать своёвыступление.
Слушают стихотворение
Высказывают предположения об авторе
Называют имя А.А. Фета, говорят о том,
что Фет очень любил родную природу.
Предполагают, что на уроке мы будем
говорить о творчестве А.А.Фета
3.
Самоопределение
интонацией.
Федор Иванович Тютчев написал красивое стихотворение об осени»Листья»
Послушайте ещё строки, посвященные этому времени года.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Дети, вы помните, кто написал эти строки?
Как вы, думаете, почему строки именно Афанасия Афанасьевича Фета я
вам прочила?
Да. Вы правы.
(на экране портрет А.А.Фета)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки
Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина.
Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими
ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С
детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно
его привлекали стихи Пушкина.
Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи.
Он окончил философский факультет Московского университета. Первый
сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно вэто время изза ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку,
переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём
имении, но до конца жизни писал стихи.
«Это не просто поэт, а скорее поэтмузыкант», писал о нем Петр Ильич
Чайковский.
Действительно, стихотворения Фета обладают удивительной
музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных
романсов, например «На заре ты её не буди», « Я пришёл к тебе с
приветом..», «Осень».
Поэтична и музыкальна лирика Фета, который до самозабвения любил
природу, прекрасно знал и тонко чувствовал её. Поэзия Фета будит
воображение, дает почувствовать красоту земли и родного слова. А ещё
произведения Фета, так же как и музыка разнообразны и по настроению и по
интонации, и построению стихотворных строк.
4. Открытие
нового знания
– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие
последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом?
Нарисуйте словесную картину.
Ответы детей
Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о
природе в это время года?
– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой,
грязной осени. Какому времени года будет посвящено стихотворение?
Сегодня на нашем уроке мы познакомимся со стихотворением А. А. Фета
«Мама! Глянька из окошка…», в котором он сумел передать те
восхитительные ощущения, которые испытывает ребенок при виде первогоснега.
Послушайте его.
Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно у вас вызывает?
Что в нем особенного? От чьего имени написано стихотворение?
Что увидел ребенок? Что его удивило? Что радует мальчика?
Какое слово вам не понятно? Где можно узнать значение этого слова?
После того, как дети поработали со словарем, табличка
ТОРОВАТЫЙ – щедрый (не жадный) вывешивается на доску.
Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой
притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери.
Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту
окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших
образцов пейзажной лирики.
Слушают стихотворение Фета.
Отвечают на вопросы.
Работают со словарем.
Читают про себя.
Теперь давайте поразмышляем над его содержанием.
Прочитаем первые шесть строк (читает хорошо читающий ученик).
Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?
Как преобразилась земля?
О какой народной примете пишет поэт в этих строках?
Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С
чем он его сравнивает?
Отвечают на вопросы.
О чем он просит маму в этих строках? (“Погляди хоть ты!”, не надо
идти на улицу, только полюбуйся из окна.)
Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?
Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения?
(Читаем последние строчки.) Как он произносит последние три строчки?
А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию
стихотворения?
Словесное рисование
Выглянув в окно, ребенок видит, как преобразился двор, припорошенный
первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым
Ребята, прочтите восклицательные предложения. Какие чувства ребенка
они помогают передать?
Рассматривают рисунок, думают, отвечают
на вопросы
Стоит отметить, что к моменту написания этого стихотворения Фет был в
преклонном возрасте. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел
сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение
передать те восхитительные ощущения, которые испытывает ребенок при
виде первого снега. «Словно ктото тороватый свежей, белой, пухлой ватой
все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка,
который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко,
чтобы насладиться зимним утренним пейзажем.
А как вы понимаете выражение «убрал кусты» ?
Прочтите, с каким вопросом обращается ребенок к маме, с какой
интонацией?
Ненавязчиво высказывая своё желание, ребенок преподносит его в такой
форме, что ему трудно отказать. Но благодаря этому само стихотворение
приобретает особую утонченность.
Находят в тексте восклицательные
предложения. Отвечают на вопрос.
Слушают рассказ учителя. Рассматривают
на экране рисунки к стихотворению
Физминутка
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму,
Влево вправо разведу
Объясняют выражение.
Выполняют упражненияИ, как птица, полечу.
Головою поверчу,
А потом присяду, встану
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немного
И пешком пойду в дорогу.
Если надо – побегу.
Все на свете я могу!
5. Включение в
систему знаний
6. Рефлексия
7. Итог
Прочтите еще раз стихотворение.
Обратите внимание, всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите
строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)
– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец
предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)
Обсуждение понятия РИФМА.
– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)
– Найдите рифму в стихотворении.
Прочитайте друг другу стихотворение, пытаясь передать чувства и
настроение мальчика.
Теперь послушаем, что у вас получилось.
Дети, продолжите предложение: На уроке я …
Я могу похвалить себя за…
Молодцы! Все старались, работали хорошо.
Домашнее задание: выразительно читать стихотворение, нарисовать рисунок
к стихотворению.
Урок окончен. Всем спасибо.
Расставляют паузы в тексте.
Подбирают рифмующиеся слова (из
окошка – кошка, синий – иней )
Работают в парах.
Читают вслух.
Формулируют предложения
Записывают домашнее задание