Цели: Коррекционно – образовательные. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме "Аквариумные рыбы". Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).
Коррекционно – развивающие. Совершенствование навыка ведения диалога. Распространение предложения путём введения однородных членов. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Тема: "Аквариумные рыбы"
Коррекционно – образовательные. Формирование представлений об
Цели:
аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря
"Аквариумные рыбы". Совершенствование грамматического строя речи
по теме
(употребление простых предлогов).
Коррекционно – развивающие. Совершенствование навыка ведения диалога.
Распространение предложения путём введения однородных членов. Развитие
зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание бережного
отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки по теме, аквариум, игра "Аквариум" (или картина
"Аквариум"), игрушка Лунтик, наглядный план для составления рассказа.
Предварительная работа. Наблюдение за рыбками в аквариуме в уголке природы,
кормление рыбок в аквариуме. Выучить текст, к игре "Аквариум", объяснить, как надо
выполнять движения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Л. – Сядет тот, у кого на столе сом (золотая рыбка, меченосец, гуппи).
– Покажите гуппи и т.д.
2. Введение в тему (развитие мышления, диалогической речи).
Л. – Я загадаю вам загадку, вы должны отгадать и объяснить, почему вы так думаете.
Этот дом деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нём.
И жильцы в нём не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы -
Знаменитые пловцы.
Л. – Что это за домик? (Это аквариум).
– Кто в нём живёт? (В аквариуме живут рыбки).
– Как вы догадались? (Аквариум стеклянный, прозрачный. Рыбки в нём живут и
плавают).
3. Сообщение темы занятия (формирование положительной установки на участие в
занятии).
Л. – К нам в гости пришёл Лунтик. Он хочет узнать, какие рыбки живут в аквариуме.
Сегодня мы с вами расскажем ему об этих рыбках. Вы уже рассматривали рыбок и
запомнили, как они называются.
Л. предлагает подойти к аквариуму.
4. Наблюдение за рыбками. Беседа (расширение словаря по теме "Аквариумные рыбки".
Совершенствование диалогической речи. Распространение предложения путём введения
однородных членов).
Л. – Кого вы видите в аквариуме? (В аквариуме плавают гуппи, сом, … ).
– Что есть у рыбок? (У рыбок есть голова, туловище, хвост, плавники, глазки, ротик).
– Для чего рыбке нужны хвост и плавники? (Они помогают ей плавать).
– Что есть на голове у рыбки? (У рыбки есть жабры, ротик, глазки).
– Для чего ей нужны жабры? (Они помогают ей дышать).
– Чем покрыто тело рыбок? (Тело покрыто чешуей).
– Какие рыбки? (Рыбки красивые, проворные, небольшие).
– Что делают рыбки? (Они плавают, едят, смотрят).– Что едят рыбки? (Рыбки едят водоросли, сухой корм).
Лунтик кормит рыбок.
Л. – Пока рыбки едят, мы с вами немного отдохнём.
подражательности. Уточнение словаря по теме).
Физ.минутка "Аквариум"
5.
(координация речи с движением, развитие
Улитки ползут,
Свои домики везут.
Рогами шевелят,
На рыбок глядят.
Рыбки плывут,
Плавниками гребут.
Влево, вправо поворот, Повороты туловища влево - вправо.
А теперь наоборот.
Передвигаются по кругу в полуприседе,
сложив руки за спиной.
Останавливаются, делают рожки из
пальчиков, наклоняют голову влево - вправо.
Передвигаются по кругу, опустив руки
И выполняя движения ладонями вперёд - назад.
6. Упражнение "Рассмотри и расскажи"
(развитие диалогической речи.
Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов)).
Можно использовать сюжетную картинку или рыбки закреплены на наборное полотно с
помощью "липучек".
Л. – Посмотрите, вот ещё аквариум.
– Кого вы видите в нём?
– Что делает улитка? (Улитка ползёт по листочку).
– Где золотая рыбка? (Золотая рыбка плавает у поверхности).
– Где меченосец? (Меченосец плавает над корягой).
– Что делает гуппи? (Гуппи роется в песке).
7. Игра "Что изменилось?" (развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической
речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых
предлогов)).
Л. – Сейчас вы закроете глаза, а я кое - что изменю в аквариуме. Вы должны рассказать,
когда откроете глаза, что изменилось. Л. меняет расположение обитателей аквариума.
– Что изменилось? (Улитка теперь ползёт по коряге. и т.д.)
8. Упражнение "Расскажи - ка".
Л. предлагает рассказать о рыбках по предложенному наглядному плану. (Название
рыбы. Части тела. Где живёт? Чем питается?. (С помощью взрослого)).
9. Итог занятия.
Л. – Чем занимались на занятии?
– Какие игры вам понравились?
– Кто был у нас в гостях?
Л. – Вы очень хорошо работали на занятии. Лунтик нарисовал вам золотую рыбку, а вы
дома нарисуйте чешую и раскрасьте её.