Цели деятельности учителя Сформировать у учащихся знания о творчестве А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы»;
совершенствовать умения работать с выборочным чтение рассказа ;
продолжить формирование умений правильности, осознанности, выразительности чтения ;
учить анализировать прочитанный рассказ;
развивать логическое мышление, устную речь учащихся, словарный запас, читательский кругозор;
закреплять умения аргументировать свою точку зрения;
упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группи-ровка, обобщение и др.) в процессе выполнения прочтения и обсуждения рассказа.
Технологическая карта
«Литературное чтение, 4 «А» класс»
Авторы: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.
Тема: «Александр Иванович Куприн “Скворцы”»
Цели деятельности учителя
Тип урока
Планируемые образовательные
результаты
Основные понятия
Методы и формы обучения
Межпредметные связи
Образовательные ресурсы
Сформировать у учащихся знания о творчестве А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы»;
совершенствовать умения работать с выборочным чтение рассказа ;
продолжить формирование умений правильности, осознанности, выразительности чтения ;
учить анализировать прочитанный рассказ;
развивать логическое мышление, устную речь учащихся, словарный запас, читательский кругозор;
закреплять умения аргументировать свою точку зрения;
упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализсинтез, сравнение, группировка,
обобщение и др.) в процессе выполнения прочтения и обсуждения рассказа.
Урок (изучения нового материала)
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями);
Научатся объяснять непонятные слова в рассказе ;
получат возможность научиться находить ответы на вопрос, используя рассказ:
Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
Познавательные овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять;
отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при изучении новой темы;
соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
Коммуникативные развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической
формой речи;
регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Взяток, золотник, снасти, верста, сажень, вздор, малорусская мазанка, абзац.
Частично поисковый, объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Русский язык, математика, окружающий мир.
ИКТ, учебник, тетрадь, презентация, картина Савратова «Грачи прилетели», аудиозапись «Подражание
скворцов.»Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
2
Эмоциональна
я,
психологическ
ая и
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала.
1
1.Организ
ационный
момент
2.Актуал
изация
знаний
3
Ребята, улыбнитесь вы друг другу,
Я улыбнусь, конечно, вам,
И с настроением отличным
Начать урок предложу вам!
Здравствуйте, ребята, меня зовут, Юлия Николаевна и урок
литературного чтения сегодня проведу у вас я.
Деятельност
ь учащихся
Формы
взаимодей
ствия
5
Фронталь
ная
4
Приветству
ют учителя,
проверяют
свою
готовность к
уроку.
Сегодня на уроке у нас новый автор и новое произведение.
Чтобы узнать, с каким автором мы сегодня познакомимся,
нужно отгадать зашифрованные слова.
Какое слово зашифровано?
А.FQИ.SNКZУLПVРSИUН (А.И. Куприн)
Верно, зашифрованное слово Александр Иванович Куприн.
Разгадывают
зашифрован
ное слово.
Фронталь
ная
Промежут
очный
контроль
7
Устный
ответ
Универсальные
учебные
действия
6
Личностные:
имеют желание
учиться;
стремятся
хорошо
учиться;
правильно
идентифициру
ют себя с
позиций
школьника.
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
судить о
причинах
своего успеха
или неуспеха в
учении,
связываяуспехи с
усилиями,
трудолюбием.
Познаватель
ные:
логические
дополняют и
расширяют
имеющиеся
знания и
представления
о новом.
Коммуникат
ивные:
Умение
слушать и
вступать в
диалог.3.Изуче
ние
нового
матери
ала
Александр Иванович Куприн – русский писатель. Он родился в
1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать
осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в
сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и
военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В
1894 году вышел в отставку, много странствовал по России,
работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом.
Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и
повадки животных. Он много написал рассказов о собаках,
кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с
ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им
грозила опасность.
Александр Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет
познакомился с русским писателем А.П. Чеховым, который
стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года
стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И. Чуковский, который в то
время был редактором детского журнала. В 1938 г. Александр
Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят
дети и взрослые.
Кто главные герои произведений А.И.Куприна?
Какие произведения А.И. Куприна вы изучали в 3 классе?
Ребята, отгадайте загадку:
Смастерили домик птицам,
Не воронам, не синицам.
Поселились там певцы,
Называются (Скворцы)
Верно, скворцы небольшая перелётная певчая птица, отряда
воробьиных, с тёмным оперением.
Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники
никто не развешивал, а даже тогда, когда и домовто ещё не
существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это
лесная птица. Издавна любят эту птицу в народе. И не только
потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов
вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона
насекомых! Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно,
что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели
Слушают.
Личностные:
самоопределен
ие;
адекватно
воспринимают
информацию.
Вспоминают
произведени
я.
Фронталь
ная
Отгадывают
загадку.
Слушают.
Устный
ответ
Коммуникат
ивные:
Умение
слушать и
вступать в
диалог.
Личностные:
самоопределен
ие;
адекватно
воспринимают
информацию.и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и
других птиц. А иногда могут заквакать лягушкой или залаять
собакой. Очень это хорошо у них получается!
Скворцы не только живут в скворечниках, но и в лесу. Гнёзда
свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем.
Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая
скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно
и в лесу – это очень полезное дело!
Ребята, послушайте, как подражают скворцы. (Аудиозапись
скворцов)
Ребята, как вы думаете, какое произведение А.И.Куприна мы
сегодня будем изучать?
Сегодня мы познакомимся с произведением «Скворцы» автора
Александра Ивановича Куприна.
Слушают
аудиозапись.
Отвечают на
вопросы.
Коммуникат
ивные:
Умение
слушать и
вступать в
диалог.
4.Первич
ное
осмысле
ние и
закреплен
ие
1 часть.
Рассмотрите иллюстрацию 1 части на странице 42 и
предположите, о чем пойдет речь в произведении. Прочитаем,
проверим свои предположения.
Ребята, давайте озаглавим 1 абзац.
Абзацчасть текста от одной красной строки до следующей.
Ребята, откройте рабочие тетрадки на странице 32 и
посмотрите на упражнение №2. (Ученики выполняют
упражнение №2 и комментируют.)
Вопросы для разбора 1 абзаца:
Как вы понимаете, весна ровная, дружная?
Как вы понимаете, обильные, на короткие дожди?
Как вы понимаете, в глубоких лесах и тенистых оврагах?
Фронталь
ная
Читают
рассказ,
отвечают на
вопросы.
Работают в
тетрадках.
Индивиду
альная
Ответы
детей.
Коммуникат
ивные:
умение
слушать
товарищей и
учителя.
Личностные:
самоопределен
ие;
адекватно
воспринимают
информацию.
Работа с
учебнико
м, устные
ответы.
Работа с
рабочей
тетрадью.Физминутка.
Как вы понимаете, показалась большими плешинами?
Чёрная, жирная, парившаяся на солнце земля?
Берёзовые почки?
Барашки на вербах?
Первым взятком?
Какие художественные средства использует автор в описании
весны?
Вопросы для разбора 2 абзаца:
Как автор рисует скворцов, найдите в тексте?
Зимних становищ?
Верста? Золотник?
Откуда прилетают скворцы? Найдите доказательства в
тексте.
Вопросы для разбора 3 абзаца:
Перелётные странники?
Силы ослаблены?
Снасть?
Почему автор пишет о человеке, что он вечный враг?
Суровые моряки?
Какое поверьё существует у моряков? Найдите в тексте.
Вопросы для разбора 4 абзаца:
Чётки?
Представьте провод, на котором сидят скворцы, это и будут
наши чётки. Автор сравнивает сидящих на проводах скворцов
с чётками. Боже мой?
Вопросы для разбора 5 абзаца:
Верста?
Ребята, эта иллюстрация относится к какому прочитанному
фрагменту текста?
2 часть.
Вопросы для разбора 1 абзаца:
Почему люди повесили в этом году 12 скворечников?
Вопросы для разбора 3 абзаца:
На доске картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Регулятивны
е:
осуществляют
контроль
своих
действий;
Работа с
учебнико
м, устные
ответы.
Фронталь
ная
Читают
рассказ,
отвечают на
вопросы,
ищут
доказательст
ва в тексте.
Познаватель
ные:
Расширяют
свои знания о
рассказе.
Работа сСмотрят
иллюстраци
ю картины.
Читают
рассказ,
отвечаю на
вопросы,
ищут
доказательст
во в тексте.
Ребята, с кем автор сравнивает птиц?
Что такое сажень?
3 часть.
Вопросы для разбора 1 абзаца:
Что такое вздор?
Вопросы для разбора 2 абзаца:
Как вы понимаете фразу: «на свет божий»?
Какое полезное дело делает скворец летом?
Вопросы для разбора 3 абзаца:
Как автор описывает скворца?
Бурый это какой цвет?
Вопросы для разбора 4 абзаца:
Как вы понимаете пословицу: « Кто рано встаёт, тот не
потерял.»?
Почему нельзя обманывать доверия скворца?
Вопросы для разбора 5 абзаца:
Что такое малорусская мазанка?
Ребята, посмотрите на иллюстрацию на странице 50. Как вы
думаете, кто изображен на иллюстрации и, что он делает?
4 часть.
Вопросы для разбора 1 абзаца:
Почему скворецпапаша развлекает скворцамамашу своим
пением?
Вопросы для разбора 2 абзаца:
Почему птенец скворца есть истинное чудовище? Вопросы
для разбора 3 абзаца:
Почему скворцы хорошие товарищи?
Как скворцы защищают молодое поколение?
Какие галки?
6 часть.
Ребята, посмотрите на иллюстрацию на страницы 53. Как вы
думаете, о чём пойдет речь в 6 части нашего рассказа?
Вопросы для разбора 1 абзаца:
Как скворцы прощаются со своим отчим домом?
Фронталь
ная
учебнико
м устные
ответы.
Регулятивны
е:
осуществляют
контроль
своих
действий.
Познаватель
ные:
Расширяют
свои знания о
рассказе.
Коммуникат
ивные:
Умение
слушать и
вступать в
диалог.6. Итоги
урока.
Рефлекси
я
Обобщить
полученные на
уроке
сведения.
Итак, кто же он, новый для нас автор и его произведения?
Кого из его героев вы успели полюбить?
Вам захотелось прочитать/дочитать этот рассказ?
Понравилось ли вам произведение? Чем?
Как автор относится к своим героям?
Как люди готовились к встрече скворцов?
Как себя вели птицы?
Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?
Отвечают на
вопросы.
Определяют
свое
эмоциональн
ое состояние
на уроке.
Фронталь
ная
Рассказ Куприна получился светлым, наполненным
любовью к животным.
Любите, наблюдайте и оберегайте животных – они наши
друзья!
Устный
ответ
Познаватель
ные:
Рефлексия.
Личностные:
осуществляют
самооценку
деятельности.
Коммуникат
ивные:
умение с
достаточной
полнотой
выражать свои
мысли.Приложение .
Физкультминутка.
Летят, летят в наш край скворцы,
Что молодой весны гонцы.
(Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.)
Летят над морем, над рекой,
Летят, спешат скворцы домой.
(Разводят руками от груди.)
А дома ждут скворечник их,
И снова будут хлопоты у них.
(Показать крышу скворечника над головой.)