Тема: «Александр Иванович Куприн “Скворцы”»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели деятельности учителя Сформировать у учащихся знания о творчестве А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы»; совершенствовать умения работать с выборочным чтение рассказа ; продолжить формирование умений правильности, осознанности, выразительности чтения ; учить анализировать прочитанный рассказ; развивать логическое мышление, устную речь учащихся, словарный запас, читательский кругозор; закреплять умения аргументировать свою точку зрения; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группи-ровка, обобщение и др.) в процессе выполнения прочтения и обсуждения рассказа.
Иконка файла материала 2 (36).doc
Технологическая карта «Литературное чтение, 4 «А» класс» Авторы: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. Тема: «Александр Иванович Куприн “Скворцы”» Цели деятельности учителя Тип урока Планируемые образовательные  результаты Основные понятия Методы и формы обучения Межпредметные связи Образовательные ресурсы Сформировать  у учащихся знания о творчестве А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы»; совершенствовать умения работать с выборочным чтение рассказа ; продолжить формирование умений правильности, осознанности, выразительности чтения ; учить анализировать прочитанный рассказ; развивать логическое мышление, устную речь учащихся, словарный запас, читательский кругозор; закреплять умения аргументировать свою точку зрения; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ­синтез, сравнение, группировка,  обобщение и др.) в процессе выполнения прочтения и обсуждения рассказа. Урок (изучения нового материала) Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями); Научатся объяснять непонятные слова в рассказе ; получат возможность научиться находить ответы на вопрос, используя рассказ:  Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность): Познавательные ­ овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять;  отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при изучении новой темы;  соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; Коммуникативные ­ развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической  формой речи; регулятивные – оценивать свои достижения на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной  роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Взяток, золотник, снасти, верста, сажень, вздор, малорусская мазанка, абзац. Частично поисковый, объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная. Русский язык, математика, окружающий мир. ИКТ, учебник, тетрадь, презентация, картина Савратова «Грачи прилетели», аудиозапись «Подражание  скворцов.»Организационная структура урока Этапы  урока Обучающие и  развивающие  компоненты,  задания и  упражнения                       Деятельность учителя 2 Эмоциональна я,  психологическ ая и  мотивационная подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала. 1 1.Организ ационный момент 2.Актуал изация  знаний 3 Ребята, улыбнитесь вы друг другу, Я улыбнусь, конечно, вам, И с настроением отличным Начать урок предложу вам! Здравствуйте, ребята, меня зовут, Юлия Николаевна и урок  литературного чтения сегодня проведу у вас я. Деятельност ь учащихся Формы  взаимодей ствия 5 Фронталь ная 4 Приветству ют учителя,  проверяют  свою  готовность к уроку. Сегодня на уроке у нас новый автор и новое произведение.  Чтобы узнать, с каким автором мы сегодня познакомимся,  нужно отгадать зашифрованные слова.  ­Какое слово зашифровано? А.FQИ.SNКZУLПVРSИUН (А.И. Куприн)  Верно, зашифрованное слово­ Александр Иванович Куприн. Разгадывают зашифрован ное слово. Фронталь ная Промежут очный  контроль 7 Устный  ответ    Универсальные учебные  действия 6 Личностные: имеют желание учиться;  стремятся  хорошо  учиться;  правильно  идентифициру ют себя с  позиций  школьника. Личностные: осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  судить о  причинах  своего успеха  или неуспеха в учении,  связываяуспехи с  усилиями,  трудолюбием. Познаватель ные: логические ­  дополняют и  расширяют  имеющиеся  знания и  представления  о новом. Коммуникат ивные: Умение  слушать и  вступать в  диалог.3.Изуче  ние  нового  матери  ала Александр Иванович Куприн – русский писатель. Он родился в  1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать  осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в  сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и  военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В  1894 году вышел в отставку, много странствовал по России,  работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом.  Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и  повадки животных. Он много написал рассказов о собаках,  кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с  ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им  грозила опасность. Александр  Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П. Чеховым, который  стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года  стал профессионально заниматься литературным творчеством. Писать для детей ему предложил К.И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала.  В 1938 г. Александр  Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят  дети и взрослые.  ­ Кто главные герои произведений А.И.Куприна?   ­ Какие произведения А.И. Куприна вы изучали в 3 классе?  Ребята, отгадайте загадку: Смастерили домик птицам, Не воронам, не синицам. Поселились там певцы, Называются  (Скворцы) Верно, скворцы ­ небольшая перелётная певчая птица, отряда  воробьиных, с тёмным оперением. Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники  никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов­то ещё не  существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это  лесная птица. Издавна любят эту птицу в народе. И не только  потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов  вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона  насекомых! Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно,  что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели  Слушают. Личностные: самоопределен ие; адекватно  воспринимают  информацию. Вспоминают  произведени я. Фронталь ная Отгадывают  загадку. Слушают. Устный  ответ Коммуникат ивные: Умение  слушать и  вступать в  диалог. Личностные: самоопределен ие; адекватно  воспринимают  информацию.и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и  других птиц. А иногда могут заквакать лягушкой или залаять  собакой. Очень это хорошо у них получается! Скворцы не только живут в скворечниках, но и в лесу. Гнёзда  свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая  скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно  и в лесу – это очень полезное дело! Ребята, послушайте, как подражают скворцы. (Аудиозапись  скворцов) Ребята, как вы думаете, какое произведение А.И.Куприна мы  сегодня будем изучать?   Сегодня мы познакомимся с произведением «Скворцы» автора  Александра Ивановича Куприна. Слушают  аудиозапись. Отвечают на  вопросы. Коммуникат ивные: Умение  слушать и  вступать в  диалог. 4.Первич ное  осмысле  ­ние и  закреплен ие 1 часть. Рассмотрите иллюстрацию 1 части на странице 42 и  предположите, о чем пойдет речь в произведении. Прочитаем,  проверим свои предположения. Ребята, давайте озаглавим 1 абзац. Абзац­часть текста от одной красной строки до следующей. Ребята, откройте рабочие тетрадки на странице 32 и  посмотрите на упражнение №2. (Ученики выполняют  упражнение №2 и комментируют.) Вопросы для разбора 1 абзаца: ­Как вы понимаете, весна ровная, дружная?  ­Как вы понимаете, обильные, на короткие дожди?  ­Как вы понимаете, в глубоких лесах и тенистых оврагах? Фронталь ная Читают  рассказ,  отвечают на  вопросы. Работают в  тетрадках. Индивиду альная Ответы  детей. Коммуникат ивные: умение  слушать  товарищей и  учителя. Личностные: самоопределен ие; адекватно  воспринимают  информацию. Работа с  учебнико м, устные  ответы. Работа с  рабочей  тетрадью.Физминутка. ­Как вы понимаете, показалась большими плешинами? ­Чёрная, жирная, парившаяся на солнце земля?  ­Берёзовые почки?  ­Барашки на вербах?  ­Первым взятком?  ­Какие художественные средства использует автор в описании весны?  Вопросы для разбора 2 абзаца: Как автор рисует скворцов, найдите в тексте?  ­Зимних становищ?  ­Верста? Золотник? ­Откуда прилетают скворцы? Найдите доказательства в  тексте.  Вопросы для разбора 3 абзаца: ­Перелётные странники?  ­Силы ослаблены?  ­Снасть?  ­Почему автор пишет о человеке, что он вечный враг? ­Суровые моряки? ­ Какое поверьё существует у моряков? Найдите в тексте.  Вопросы для разбора 4 абзаца: ­Чётки?   Представьте провод, на котором сидят скворцы, это и будут  наши чётки. Автор сравнивает сидящих на проводах скворцов  с чётками. ­Боже мой?  Вопросы для разбора 5 абзаца: ­Верста?  Ребята, эта иллюстрация относится к какому прочитанному  фрагменту текста?  2 часть. Вопросы для разбора 1 абзаца: Почему люди повесили в этом году 12 скворечников?  Вопросы для разбора 3 абзаца: На доске картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели»  Регулятивны е:  осуществляют  контроль  своих  действий; Работа с  учебнико м, устные  ответы. Фронталь ная Читают  рассказ,  отвечают на  вопросы,  ищут  доказательст ва в тексте. Познаватель ные: Расширяют  свои знания о  рассказе. Работа сСмотрят иллюстраци ю картины. Читают  рассказ,  отвечаю на  вопросы,  ищут  доказательст во в тексте. ­Ребята, с кем автор сравнивает птиц?  ­Что такое сажень?  3 часть. Вопросы для разбора 1 абзаца: ­Что такое вздор?  Вопросы для разбора 2 абзаца: ­Как вы понимаете фразу: «на свет божий»?  ­Какое полезное дело делает скворец летом?  Вопросы для разбора 3 абзаца: ­Как автор описывает скворца?  ­Бурый­ это какой цвет?  Вопросы для разбора 4 абзаца: ­Как вы понимаете пословицу: « Кто рано встаёт, тот не  потерял.»? ­Почему нельзя обманывать доверия скворца?  Вопросы для разбора 5 абзаца: ­Что такое малорусская мазанка?  ­Ребята, посмотрите на иллюстрацию на странице 50. Как вы  думаете, кто изображен на иллюстрации и, что он делает?  4 часть. Вопросы для разбора 1 абзаца: ­Почему скворец­папаша развлекает скворца­мамашу своим  пением?  Вопросы для разбора 2 абзаца: ­Почему птенец скворца есть истинное чудовище? Вопросы  для разбора 3 абзаца: ­Почему скворцы хорошие товарищи?  ­Как скворцы защищают молодое поколение?  ­Какие галки?  6 часть. Ребята, посмотрите на иллюстрацию на страницы 53. Как вы  думаете, о чём пойдет речь в 6 части нашего рассказа? Вопросы для разбора 1 абзаца: ­ Как скворцы прощаются со своим отчим домом?  Фронталь ная учебнико м устные  ответы. Регулятивны е:  осуществляют  контроль  своих  действий. Познаватель ные: Расширяют  свои знания о  рассказе.   Коммуникат ивные: Умение  слушать и  вступать в  диалог.6. Итоги  урока.  Рефлекси я Обобщить  полученные на  уроке  сведения. Итак, кто же он, новый для нас автор и его произведения?  Кого из его героев вы успели полюбить?  Вам захотелось прочитать/дочитать этот рассказ? Понравилось ли вам произведение? Чем? Как автор относится к своим героям? Как люди готовились к встрече скворцов? Как себя вели птицы? Как скворцы берегли свои гнезда и от кого? Отвечают на  вопросы. Определяют  свое  эмоциональн ое состояние на уроке. Фронталь ная Рассказ Куприна получился светлым, наполненным  любовью к животным. Любите, наблюдайте и оберегайте животных – они наши  друзья! Устный  ответ Познаватель ные: Рефлексия. Личностные: осуществляют  самооценку  деятельности. Коммуникат ивные: умение с  достаточной  полнотой  выражать свои  мысли.Приложение . Физкультминутка. Летят, летят в наш край скворцы, Что молодой весны гонцы. (Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.) Летят над морем, над рекой, Летят, спешат скворцы домой. (Разводят руками от груди.) А дома ждут скворечник их, И снова будут хлопоты у них. (Показать крышу  скворечника над головой.)

Посмотрите также