Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
24.01.2017
Данная разработка урока для учителя литературы.
Цели урока:
-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и ...", рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;
-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.разработка урока
сказка.docx
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока:
раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории
добра и зла на примере данной сказки;
продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению
сравнивать, обобщать;
формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на
распознавание истинной красоты.
Эпиграф урока:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Ход урока
Учитель:
Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к
народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и
сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о
мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных
героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со
сказкой.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере
сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст. Учитель:
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает
Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Учитель:
Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила
толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные
толкования терминов): «Доброэто то, что хорошо, полезно, нужно
человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за
собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
Учитель:
Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются
противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель: Это в литературе называется антитезой
Учитель:
Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и
отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке
больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки
невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель:
Для того чтобы представить образы Царевнымачехи и Царицы, вы
попробуйте дать устный словесный портрет Царевны и Царицы. (Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают
из текста определения).
Учитель:
Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения,
характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у
вас получилось, и сравним с таблицей.
Работа с таблицей
Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы
можем сказать, что она обладает внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с
зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна понастоящему красива, она
всех любит, творит добро, и все ей помогают.
2. Анализ художественного произведения.
Учитель:
Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к
чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но
царевна молодая…»
Учитель:
Ребята, что вы можете сказать о Царице?
А с чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась и
расцвела»?
Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Проводится физкультминутка для учащихся.
Почему в названии есть – о 7 богатырях
Учитель:
Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”? Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель:
Какие отношения установились и почему?
Учитель:
Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив
соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра
спасает свою невесту.
Учитель:
В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицеймачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф. Согласны?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро
победило. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете
ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из
сказки выучите наизусть.
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.