Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)
Оценка 4.6

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
24.01.2017
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».    (литература - 5 класс)
Данная разработка урока для учителя литературы. Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и ...", рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; -продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; -формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.разработка урока
сказка.docx
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».         Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке. Цели урока: ­раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории  добра и зла на примере данной сказки; ­продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению  сравнивать, обобщать; ­формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.                                                                                                                                          Эпиграф урока:                                      Лишь добро одно    бессмертно.                                          Зло подолгу не живет.                                                                                            Шота Руставели                                Ход урока                                     Учитель:  ­Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к  народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и  сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей.  На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о  мертвой царевне и о  семи богатырях». Мы говорили о сюжете и  о главных  героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со  сказкой.  Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст. Учитель:  ­Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает  Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Учитель: ­Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила  толкование данных терминов.      (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные  толкования терминов):     «Добро­это то, что хорошо, полезно, нужно  человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за  собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).                 Учитель:  ­Ребята, как вы думаете, можно ли  утверждать, что добро и зло являются  противоположными понятиями? Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.  Учитель:  Это в литературе называется антитезой Учитель:  ­Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и  отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?  (Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке  больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки  невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).  Учитель: ­ Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика  Добра и Зла? Ученики: В персонажах Царевны и царицы.  Учитель: ­ Для того чтобы представить образы Царевны­мачехи и Царицы,  вы  попробуйте дать устный  словесный   портрет Царевны и Царицы. (Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения). Учитель: ­Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения,  характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у  вас получилось, и сравним с таблицей.  Работа с таблицей ­Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы  можем сказать, что она обладает  внутренней, душевной красотой? Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с  зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по­настоящему красива, она  всех любит, творит добро, и все ей помогают.             2. Анализ художественного произведения. Учитель:  ­Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к  чтению и анализу отрывков из сказки. Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но  царевна молодая…» Учитель: ­Ребята, что вы можете сказать о Царице? ­ А с чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась­ и  расцвела»? Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза. Проводится физкультминутка для учащихся. Почему в названии есть – о 7 богатырях Учитель:  ­Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”? Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло. Учитель:  ­ Какие отношения установились и почему?  Учитель:  ­Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив  соперницу. Так ли это? Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра  спасает свою невесту.  Учитель:  ­В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.  В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже  явления природы помогают Елисею найти невесту.  Что же происходит со злой царицей­мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.  Учащиеся зачитывают строки:                                                   “Злая мачеха, вскочив,                                                       Об пол зеркальце разбив,                                                            В двери прямо побежала                                                    И царевну повстречала                                                        Тут ее тоска взяла,                                                                   И царица умерла”. Учитель: ­А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.  Согласны? Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро  победило. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете  ли вы себя добрыми?  Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из  сказки выучите наизусть.

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».    (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».    (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».    (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».    (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (литература - 5 класс)

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».    (литература - 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017