Тема: ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЦЕНИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы – учитель предлагает ученикам вспомнить, какие сказки разных народов они знают (ученики перечисляют известные народные сказки). На доске появляется запись: Сказки написаны разными народами, в разных странах. – Какие герои борются в этих сказках? (Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.)
Иконка файла материала 1 (14).doc
Окружающий мир  Урок 28.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ГЛАВА V. ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО  Тема: ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЦЕНИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО? Цели: – Научить объяснять, как общечеловеческие ценности объединяют всех людей на Земле в одно человечество.  Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Постановка  учебной  проблемы.  3 7 3 4  Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого   с   учениками   необходимо   прочитать   текст,   отмеченный   условным знаком   проблемной   ситуации,   после   чего   организовать   беседу   по предложенным   вопросам.   Ученики   с   помощью   учителя   формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску.  К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Можно   предложить   другой   способ   постановки   проблемы   –   учитель предлагает   ученикам   вспомнить,   какие   сказки   разных   народов   они   знают (ученики перечисляют известные народные сказки).  Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  © ООО «Баласс», 2014На доске появляется запись:  Сказки написаны разными народами, в разных странах. –  Какие герои борются в этих сказках? (Иван­царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али­баба и т.д.) – Чем похожи друг на друга Иван царевич, Золушка и Али­баба? (Они добрые…) – Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники? (Они злые.) – А кто из героев всегда побеждает в сказках? (Добрые герои.) На доске появляется запись:  Сказки во многом похожи – добро побеждает зло.  – Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур? Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  – Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. Версии детей. –  Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло? (С помощью совести человек может отделять добро от зла – тема «Как жить в мире людей?».) – Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество? (Мораль.) – Мы знаем, что мораль существует в каждом обществе. А какие общественные группы каждый человек может назвать своим обществом и какие правила морали существуют в каждой группе? (Тема «Моё общество».) признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к © ООО «Баласс», 2014Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает карточку с названием   общественной   группы   (семья,   друзья,   одноклассники,   земляки, соотечественники)   и   задание:   «Какие   хорошие   поступки   надо   совершать   в этой   общественной   группе;   какие   поступки   вызовут   осуждение   в   этой общественной группе?» обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Ученики совещаются в группах, их ответы могут быть такими:  в  семье   надо   слушаться   родителей,   нельзя   приходить   домой   поздно;   друзьям, одноклассникам надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.п. –  Человечество   является   общественной   группой?   (Да.)   У   человечества   (всех жителей планеты) могут быть какие­то общие правила поведения, общая мораль? (Наверное, могут.) Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали. Ученики   предлагают   разные   варианты,   например,   общее   для   всех   людей понимание добра и зла: злоба и ненависть – это плохо, а доброта и любовь – это хорошо. От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать ключевые слова основных версий.  2  4  1  2  3  1 1. Общечеловеческие ценности: мораль и культура.  Хорошо,   если   на   этапе   высказывания   версий   кто­то   вспомнит   цитаты   из священных книг разных религий (тема «Кто во что верит», с. 97). Одно из правил общечеловеческой морали гласит: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». Учитель должен подвести учеников к осознанию того,   что   именно   это   «золотое   правило   нравственности»   позволяет   нам II. Поиск решения проблемы. © ООО «Баласс», 2014понимать не только наши народные сказки, но и сказки других народов. Нам нравятся   положительные   герои   и   не   нравятся   отрицательные,   вне зависимости от того, в какой стране появилась эта сказка. Проверку   высказанных   мнений   можно   осуществить   по   тексту   фрагмента «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой», с. 107.  На доску прикрепить карточку «общие представления о добре и зле».  – Вам бы хотелось отправиться в путешествие по миру? (Да.) В каких странах вы бы хотели побывать, что увидеть? (Ответы детей.)  –  Рассмотрите иллюстрации на с. 107. Чем они отличаются? (Эти памятники архитектуры   созданы   в   разное   время,   в   разных   странах,   совершенно   не похожи друг на друга.) Какие из них вам понравились больше всего, какие из этих памятников архитектуры вам бы хотелось увидеть в своём путешествии по миру? (2–3 ученика объясняют свой выбор.)  –  Эти здания такие разные, а увидеть их хочется все! Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции,   средневековые   соборы   Европы,   затейливые   сооружения   Востока? (Ученики   высказывают   предположения,   акцентируем   внимание   на   словах «красота», «памятники культуры», «культурное достояние».) – Так что же объединяет все эти иллюстрации?  Ученики с помощью учителя делают вывод, что все эти памятники культуры объединяет   то,   что   все   они   по­своему   красивы.   Значит,   представление   о красоте во всём мире может быть сходно. На доску прикрепить карточку «стремление к красоте». 2. Общечеловеческие ценности: спортивные соревнования. © ООО «Баласс», 2014–  Какие вы знаете спортивные соревнования, зародившиеся в Древней Греции? (Олимпийские игры.) Какие страны в них участвуют? (Очень многие, почти весь мир.) Какие ещё международные соревнования вы знаете? (Чемпионаты Европы, мира.) Как вы думаете, почему люди разных культур (из разных стран, говорящие на   разных   языках)   с   удовольствием   принимают   участие   в   различных международных   спортивных   состязаниях?   (Ученики   высказывают предположения,   важно   сделать   акцент   на   том,   что   спортивные   соревнования являются идеальной моделью справедливой жизни, справедливого соревнования: побеждает сильнейший, а не самый богатый и т.д.  Можно   отметить,   что   именно   спорт   способствует   установлению   мирных   и дружественных отношений между странами.) Проверку предположений детей можно осуществить по тексту фрагмента «О спорт – ты мир!». На доску прикрепить карточку «спорт, дружба, справедливость». 2  4  1  2  3  1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему  сказки, написанные  на разных языках и  в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что представления о добре и зле у многих людей совпадают, можно говорить   об   общечеловеческой   морали.   Кроме   нравственных   ценностей, человечество   объединяют   общие   представления   о   красоте,   дружбе, Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать ΙII.  Самостоятельное  применение  знаний. © ООО «Баласс», 2014предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ справедливости и др.  Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–5 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­ два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.  Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 20, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выбрать   творческое задание: –  Придумай и нарисуй схему, по которой было бы понятно, что человечество ценит больше всего.  4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? IV. Домашнее  задание. V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2014© ООО «Баласс», 2014