Тема: Что такое пьеса?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: формировать у учащихся универсальные учебные действия: познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций): - познакомить детей с жанром «пьеса»; - сформировать представление о строении пьесы, об основных её особенностях (авторские ремарки, прямая речь героев, роль автора в пьесе) -формировать умение представлять информацию в виде схемы. личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация): -формировать умение высказывать своё отношение к героям; - Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе; - Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов. регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность) - формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -формировать умение составлять план предстоящей работы; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества - формировать умение слушать и понимать других; - формировать умение работать в группе;
Иконка файла материала 1 (19).doc
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема: Что такое пьеса?             На примере пьесы С. Я. Маршака «12 месяцев». Цели и задачи:  формировать у учащихся универсальные учебные   действия:   познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями,       выполнение логических операций):  ­ познакомить детей с жанром «пьеса»; ­ сформировать представление о строении пьесы, об основных её  особенностях (авторские ремарки, прямая речь героев, роль автора в пьесе) ­формировать умение представлять информацию в виде схемы. личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая  ориентация):  ­формировать умение высказывать своё отношение к героям; ­ Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное  отношение между учащимися при работе в группе;  ­ Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов. регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция,  инициативность и самостоятельность) ­ формировать умение оценивать учебные действия в соответствии  с  поставленной задачей; ­формировать умение составлять план предстоящей работы; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества ­ формировать умение слушать и понимать других; ­ формировать умение работать в группе;Ход урока: I Орг. момент.  ­ Ребята, начиная работу, я хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок принёс  вам радость общения друг с другом. Вы «откроете» новые знания, многому  научитесь. Давайте пожелаем друг другу успехов. Мне хочется, чтобы урок  прошёл под девизом: «Лучший способ изучить что­то новое – это открыть  самому».   II Актуализация знаний. ­ О чём­то скрипит половица И спице опять не спится Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица,  Меняются звуки и краски. По комнате ходят сказки…  ­ Вы догадались, мы опять побываем в сказке. ­На прошлом уроке мы прочитали сразу две сказки С. Я. Маршака.  ­Одинаковы ли они или разные? ­Как нам это понять? (Надо сравнить) Для этого поработаем в группах. У каждой группы табличка­помощница. Сказка 1. Сказка 2. 1. Автор. 2. Заголовок 3. Тема4. Сюжет 5 Жанр. ­ Итак, чем похожи произведения? ­Чем отличаются? (Разные пожанру.) III Определение темы и целей урока.   ­Да, ребята, это особый жанр литературного произведения – пьеса. Она  создана для театра. ­ Попробуйте ответить на вопрос: « А что такое пьеса?» Кто знает? ­Можем ли мы сейчас ответить на вопрос правильно? Почему не можем? (Не  хватает знаний)  ­ А хотите получить новые знания?  ­Какой же будет тема урока? (Что такое пьеса? ­ А какой же будет цель урока? (Узнать, что такое пьеса, научиться узнавать  пьесу) ­ Ребята. А что бы вы хотели узнать о пьесе? 1. Узнать как построена пьеса, из каких частей она состоит. 2. Узнать о героях пьесы, как автор к ним относится. 3. Какую роль выполняет автор в пьесе. 4. Познакомиться с новыми словами. 5. Поучиться разыгрывать по ролям. ­Ребята, нам надо решить много задач и все они нелёгкие. Как вы думаете,  успеем ли мы всё это обсудить за один урок? (Нет.) ­ Тогда давайте подумаем, как нам поступить? (Нужно выбрать самые важные  задачи.)­Давайте вместе подумаем. Какие задачи надо решить в первую очередь,  чтобы узнать, что такое пьеса и почему они важнее. IV. «Открытие» нового.  1) Структура текста пьесы. ­ Итак, давайте обратимся к тексту.  ­ Посмотрите и скажите, чем текст сказки отличается от текста пьесы?  (Записан по ролям) ­ Подумайте, а почему он так записан? Для чего, кроме чтения нужен такой  текст? (Чтобы разыграть в театре) ­ Совершенно верно. В первую очередь он написан для театра, для постановке  на сцене. Перед зрителями предстаёт сама жизнь. Только эти события не  случаются, а разыгрываются актёрами. ­ Давайте посмотрим, из каких частей он состоит. Что вы заметили? Как  называются эти части?    (На доске появляется схема:Текст       Действие    Действие   Действие Картина Картина Картина Картина Картина Картина ­А у меня опять возник вопрос: « Почему существует именно такое деление?  (Чтобы легче играть актёрам.) 2) Ремарки.  ­ Ребята, а теперь обратите  внимание на то, как начинается пьеса. (Списком  действующих лиц) ­А какими вы представляете падчерицу, королеву, мачеху и её дочку? ­Как же вы догадались? Кто помог вам так уверенно узнать героев? (Автор) ­Но ведь вы только что сказали, что текст состоит из прямой речи героев. ­А как автор говорит с нами, с читателями? Как он говорит о том, что должны делать герои, какое у них настроение, как они выглядят, какой у них  характер? (Есть специальные слова)  ­Найдите эти слова в тексте. ­ Где они записаны? ­ Какова цель этих слов? ­ Это авторские РЕМАРКИ.­ Рассмотрите как записаны ремарки. ( Они записаны в двух вариантах:  Чёрным шрифтом располагаются между высказываниями героев. Курсивом в  скобках следуют сразу за именем героя, но пред высказыванием.) ­Подумайте, что означает каждая из них.  Действия, которые совершают герои. (Низко кланяется и т. д.)  Указывает на выражение лица. (Задумчиво)  Указывает на внешние шумы. (Хлопает в ладоши) ­ Так зачем же нужны ремарки? (Автор не имеет возможности, кроме ремарок, говорить от себя. V. Характеристики героев.         ­ Вот теперь давйте попробуем узнать героев пьесы поближе.        ­ Как вы думаете, как автор относится к своим героям? ­ Ко всем ли героям он относится одинаково?  ­ Как вы это поняли? (Через высказывания действующих лиц, через действия  самих героев.) ­ Давайте поработаем в группах и дадим словесную характеристику героям,  подтвердив каждую черту характера с помощью текста и постараемся  прочитать выразительно. ­ Я вам дам список эпитетов, а вы укажите какого героя они характеризуют.  1 группа­ мачеха.2 группа – падчерица.  3 группа – Королева.  4 группа – Дочка. Проверка ( На доске слайды после того как дети назовут черты характера  героев.) ­ Ребята, слушаем выступление своих товарищей. Оцениваем их работу.  ­ Кому же мы симпатизируем? ­ Кому же симпатизирует автор? ­Кому помогли силы природы? Почему? ­ Какова же главная мысль произведения? Какой мыслью хотел поделиться  автор? ( Добро побеждает зло. Силы природы помогают только добрым,  трудолюбивым людям.) VI Рефлексия.  ­ Итак, ребята. Давайте вернёмся к цели нашего урока.  ­ Разобрались ли мы в том, что такое пьеса? Дайте своё определение. ­ Посмотрим в учебник, сравним свой вывод с выводом в учебнике. ­ Вы сегодня побывали в роли исследователей, учёных  сделали научное открытие,  и этот опыт вам обязательно пригодится в жизни. Какие же мы получили результаты?                                                                                       Я понял, что…  Было интересно…  Было трудно…  Мне захотелось…У меня получилось…  На следующем уроке мы…  ­ В каких жизненных ситуациях вам придётся применить эти знания? (Когда  будем инсценировать какое либо произведение)  ­ Где вам можно выступить в роли артистов? Хотите попробовать? ­А что для этого надо будет сделать? (Выразительно научиться читать по  ролям, приготовить костюмы, афиши, декорации.) ­ Что для вас было трудным на уроке?  ­ Кто по вашему хорошо работал? Дополнительный материал.  Пьеса «12 месяцев» была написана во время Вов. Славянскую сказку Маршак перерабатывал 14 лет, многое в ней изменил.  ­ Маршак создал 9 пьес: «Кошкин дом»                                           «Сказка про козла»,                                            «Теремок»                                           «Волшебная палочка»                                           «Про Петрушку»                                           «Горя бояться – счастья не видать»                                            «Финист­Ясный сокол»                                            «Умные вещи» VI Дом. задание по выбору: Задание в тетради по теме.  Инсценировать любую картину.  Подготовить сообщение о творчестве С. Я. Маршака.

Посмотрите также