Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией писателя;
2. Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках;
3. Формировать у учащихся интерес к чтению и рассматриванию книг, расширить читательский кругозор, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя;
4. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность;
5. Привить любовь к сказкам и их героям.
Предварительная подготовка
1. Прочитать сказки А.С.Пушкина:
- “Сказка о рыбаке и рыбке”;
- “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”;
- “Сказка о царе Салтане”;
- “Сказка о золотом петушке”;
- “Сказка о попе и о работнике его Балде”.
2. Хорошо знать, как начинаются и как кончаются сказки Пушкина.
Литературная викторина
Тема: "Что за прелесть эти сказки" (по сказкам А.С. Пушкина)
Класс: 4 класс
Предмет: Внеклассное чтение
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией писателя;
2. Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках;
3. Формировать у учащихся интерес к чтению и рассматриванию книг,
расширить читательский кругозор, создать условия для воспитания
интереса к творчеству писателя;
4. Развивать память, речь, наблюдательность, активность,
самостоятельность;
5. Привить любовь к сказкам и их героям.
Предварительная подготовка
1. Прочитать сказки А.С.Пушкина:
“Сказка о рыбаке и рыбке”;
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”;
“Сказка о царе Салтане”;
“Сказка о золотом петушке”;
“Сказка о попе и о работнике его Балде”.
2. Хорошо знать, как начинаются и как кончаются сказки Пушкина.3. Знать, желательно наизусть, некоторые эпизоды из сказок, например, что
говорил старик, старуха, золотая рыбка, царь Гвидон, царь Салтан, царица и
т.д.
Предполагаемый результат:
•
•
расширить знания учащихся о прочитанных сказках;
сформированность знаний о творчестве А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет писателя, мультимедиа, книжная выставка.
Ход урока:
I. Оргмомент
Посмотрите, все ли есть? Можно всем за парты сесть. Влево, вправо
повернёмся и друг другу улыбнёмся. Под музыку читается
стихотворение «У Лукоморья».
Из поэмы "Руслан и Людмила"
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Вы знаете, чьи это стихи? (А.С. Пушкин)
II. Беседа о Пушкине
Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут
тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых
дорожках! И гордого Гвидона. И белую Царевну Лебедь. И бойкого Балду. И
чародея Черномора. И славного Руслана. Много мест в необъятной России
исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь
промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался — на дни,
месяцы, годы. Но где бы поэт, ни был, он писал — писал стихи, поэмы,
повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт:
оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в
разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? (В селе Болдино
Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и
«Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»
и возник замысел «Сказки о золотом петушке».)
Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его
все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по
нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком –всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся
волосы, скажет: это Пушкин.
Почемуто кажется, что великие люди и в детстве должны быть
необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его
прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным
лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что
изящный, порывистый Александр Пушкин был когдато толстым и
неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу
вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось чтото: из тучного,
боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было
девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую
библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было
написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал
читать. А потом началось чтото необыкновенное: Саша вставал среди ночи,
прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать
Гомера (греч. поэт древности)! И потом, когда он стал учеником Лицея, в
нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью.
Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы
нам их затем так ладно пересказать? (ответы детей). От своей удивительной
няни – Арины Родионовны. Через много лет, вспоминая добрую свою
сказочницу, поэт так напишет о ней:
...Я ждал тебя: в вечерней тишине
являлась ты весёлою старушкой
и надо мной сидела в шушуне,
в больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленилаИ меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных
пушкинских произведениях. Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах,
когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно
«мамушкой».
...С усердием перекрестит меня,
и сказки русские рассказывать мне станет.
Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения
мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы.
А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему
одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что
поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти
дословно передал в своих стихах. «Как на том ли
Окиянеморе глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб
зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный
кот... «А как об этом сказано у самого Пушкина? Вспомнили? (У лукоморья
дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё
ходит по цепи кругом; Идёт направо песнь заводит, Налево сказку
говорит).
Становясь старше вы узнаете и другие более серьезные произведения
Пушкина. 174 года уже прошло со дня смерти Александра Сергеевича (он
умер в 1837 году), а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит и
слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь его.
Если бы ктото взялся сосчитать, кому из русских писателей и поэтовпоставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же,
стояло имя Александра Сергеевича Пушкина.
Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно
увидеть в Москве и СанктПетербурге, Одессе и Кишиневе, Тбилиси,
Ташкенте, в Болдине, Михайловском, Святогорском монастыре, Томске... И
каждый год 6 июня, в день рождения поэта, к памятникам Пушкину с цветами
в руках приходит множество людей, чтобы еще раз выразить ему свою любовь
и восхищение. Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Но к
200летию со дня его рождения эта традиция была нарушена. В Москве, на
знаменитой улице Арбат, напротив дома, куда поэт привез молодую
красавицужену Наталью Николаевну, был установлен памятник “Пушкин и
Натали”. А совсем недавно, в апреле 2004 года, первый памятник Пушкину
был открыт в США, в Вашингтоне.
Но не только русские люди, но и за рубежом читают Пушкина: его сочинения
переведены почти на все иностранные языки. Множество стихотворений
Александра Сергеевича положено на музыку (романсы); почти на все крупные
произведения его написаны оперы: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе
Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»,
«Борис Годунов», «Дубровский», и многие другие. Они постоянно идут на
сценах театров в нашей стране и за границей.
III. Литературная разминка «Знатоки сказок»
А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были
внимательны при чтении. Узнайте сказку по следующим словам.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане...»).
Царь с царицею простился,
В путьдорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить.
(Сказка о попе и работнике его Балде).
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(Сказка о рыбаке и рыбке).
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.
(Сказка о золотом петушке).
IV. Викторина «Выбери номинацию»
Номинация «Сказка о рыбаке и рыбке».
Назовите жилище старика со старухой. (Землянка). Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной
просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»).
Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5).
Сколько раз закидывал старик в море невод? (3).
Назовите все желания старухи по порядку. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать
столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской).
Номинация «Сказка о царе Салтане».
Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. (1 –
комар; 2 – шмель; 3 – муха).
Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю
Салтану. (Повариха – про чудесную белку; Ткачиха – про 33 богатыря;
Бабариха – про Царевнулебедь).
Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Ежедневно).
Перечислить по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 –
33 богатыря, 3 – царевналебедь).
Какими родственными узами связаны герои сказки с князем
Гвидоном? (Бабариха – бабушка, ткачихи и повариха – тетя, царь Салтан
– отец, ЦаревнаЛебедь – жена, Царица – мать).
Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Буян).
Номинация «Сказка о попе и работнике его Балде». Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? (Попадья
говорит: «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй,
чтоб он ее исполнил точьвточь»).
Что поп велел собрать с чертей (Оброк).
В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. (1 –
прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум).
За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (3 года).
В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и
чертенком? (1 – помогли зайцы, 2 – закинул за тучу, 3 проскакал на коне).
Номинация «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей».
Молодая царевна была отравлена яблоком? (Да).
К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда
искал свою невесту? (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер).
Какая кличка была у собаки из «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырей» (Соколко).
Определите занятие семи богатырей. (Охота, охрана границ).
Сколько торговых городов и теремов приготовил царь в приданое дочери в
«Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (7 городов, 140 теремов).
Номинация «Сказка о золотом петушке».
Что входит в обязанности золотого петушка? (Охранять царство).
Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочет). Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотого петушка? (Волю первую
твою, Я исполню как свою).
Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.)
Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об
опасности? («Кирикуку, царствуй лежа на боку»).
Номинация «Все сказки».
Найди лишнего героя. (Лягушка).
Сопоставь литературного героя со сказкой. (Гвидон – «Сказка о царе
Салтане»; Елисей – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
Чертенок – «Сказка о попе и работнике его Балде»; Звездочет – «Сказка о
золотом петушке»; Кот ученый – «У Лукоморья»; Столбовая дворянка –
«Сказка о рыбаке и рыбке»).
Кто или что здесь лишнее. (Волшебное зеркальце, волшебная
палочка, золотая рыбка, золотой петушок).
Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы
лишь обмочил». («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»).
Сопоставь слово с его толкованием. (Лукоморье – морской залив, берег;
Полба – особый вид пшеницы; Пава – самка павлина).
V. Подведение итогов
Завершить встречу стихотворением:К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, словаалмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)
А закончить наш урок можно так же, как заканчивается “Сказка о золотом
петушке”: – “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!”
Извлекайте добрые уроки, читая произведения Александра Сергеевича
Пушкина.