Тема: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка; познакомить с жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники чтения (скорость, понимание прочитанного, правильность), развивать внимание, память, речь; развивать мотивацию учения; воспитывать положительное отношение к учебе, доброту. Оборудование: Рисунки детей с изображением собак; портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги "Серая шейка", "Аленушкины сказки", сказка "Про храброго зайца - Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост", "Сказка про Комара Комаровича", "Сказка про славного царя Гороха…", слова К. Дитмара, энциклопедия о животных, кроссворды. Ход урока: I. Организация класса. Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь II. Упражнения для развития речевого аппарата 1.Фонетическая зарядка.
Иконка файла материала 1 (35).docx
Тема: Дмитрий Наркисович Мамин­Сибиряк, "Приемыш" Цели:  Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина­Сибиряка; познакомить с  жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники  чтения (скорость, понимание прочитанного, правильность), развивать внимание, память, речь;  развивать мотивацию учения; воспитывать положительное отношение к учебе, доброту. Оборудование: Рисунки детей с изображением собак; портрет Д.Н. Мамина­Сибиряка, книги "Серая  шейка", "Аленушкины сказки", сказка "Про храброго зайца ­ Длинные уши, Косые глаза, Короткий  хвост", "Сказка про Комара Комаровича", "Сказка про славного царя Гороха…", слова К. Дитмара,  энциклопедия о животных, кроссворды. Ход урока: I. Организация класса. Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь II. Упражнения для развития речевого аппарата 1.Фонетическая зарядка. 1.Учись отчётливо произносить звуки. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. 2.Читай без ошибок.  Произноси быстро. Испугался Рома грома, Заревел он громче грома. 3.Восстанови текст. Я  сегод____  сби___   с ног –  У меня про____   ще____. Два часа  его  зва____ Два ча___ его   жда___.IV. Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы будем учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет  чудесный мир классики. Пусть урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души  прекрасными чувствами. Учитель: Сегодня мы начнем читать еще один рассказ о дружбе животных. Его автор вам хорошо  знаком. Его перу принадлежат следующие строчки: (Дети угадывают, учитель выставляет книги и  прикрепляет карточки на доску). Игра «Угадай­ка» 1. "Серая Шейка". "Серой Шейкой они называли свою калеку­дочь, у которой было переломлено  крыло еще весной, когда подкралась к выводку лиса и схватила утенка. Старая утка смело бросилась  на врага и отбила утенка, но одно крылышко оказалось сломанным." 2. "Сказка про храброго зайца ­ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост": "Собрались  старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи ­ все слушают, как хвастается Заяц Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, ­ слушают и своим собственным ушам не верят. Не  было еще чтобы заяц не боялся никого". 3. "Сказка про Комара Комаровича и др." "Опять полетел Комар Комарович и впился медведю  прямо в глаз. Заревел медведь от боли, хватил себя лапой по морде, и опять в лапе ничего, только чуть глаз себе не вырвал когтем". *О ком идет речь? ВЫСТАВКА КНИГ Да, это Дмитрий Наркисович  Мамин­Сибиряк. А рассказ называется "Приемыш". Прежде мне  хотелось бы, чтобы вы лучше узнали о жизни самого писателя, его детстве, увлечениях.(ПОРТРЕТ  ПИСАТЕЛЯ) V. Новая тема. 1. Знакомство с биографией писателя: (читает подготовленный ученик)  Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье заводского  священника и сельской учительницы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую  духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета, но получить  законченное образование так и не сумел. Печататься начал с 1875 г. (в 23 года). Для детей и о детях  было написано более 130 произведений  В семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги  пользовались здесь почетом. ­ это наши лучшие друзья, ­ говорил отец, ­ и какие дорогие друзья. Цикл "Аленушкины сказки" Мамин­Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и  отзывался о нем так: "Это моя любимая книжка ­ ее написала сама любовь, и поэтому она переживет  все остальные". 2. Словарная работа.(волшебная коробочка)   ­ соединительный канал между озером и рекой.    ­ небольшое водное пространство в реке с замедленным течением.   ­ рыбацкая стоянка.  Протока   Заводь    Сайма   Увечить­калечить кого­нибудь.Церемония ­ торжественный обряд, порядок совершения чего­нибудь. 2. Прослушивание 1 части (аудиозапись) Вопрос, нацеливающий на восприятие прочитанного: Почему рассказ называется «Приемыш»? 1) От чьего имени ведётся рассказ?  2) Где происходят события?  3) Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника? (знает название  озера, кличку собаки, в избушке нашел всё необходимое, чтоб вскипятить чай).  Работа с научной литературой­ Энциклопедия о животных­ 2 учащийся . Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина до 180 см, весят до 13 кг, 6 видов, в Евразии, Америке и Австралии; обитают по берегам пресных водоемов. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь занесён в Красную книгу. 4. чтение 2 части «цепочкой» 1.4.Выборочное чтение по вопросам учителя: Найдите и прочитайте эпизод, в котором рассказывается об отношении птицы и собаки.  2.4.Работа в парах. Отгадывание кроссворда.( приложение) Физминутка  Встаньте, изобразите гордую, величественную птицу.  Лебеди летят, крыльями машут.  Прогнулись над водой, качнули головой.  Прямо и гордо умеют держаться,  Очень бесшумно на воду садятся. 4.Чтение 3 части (учитель и сильные учащиеся) Словарная работа. жил бобылём ­ одиноко, без родных без жены;  перемерли – по очереди умерли; эвон – устаревшее (вот); ужасно доволен – употребляется в разговорной речи, т.е. очень. 5. IV часть текста.  А теперь ребята, представьте, что вы писатели.  Как бы вы закончили этот рассказ?  Прочитав 4 часть рассказа, сравните свою версию, с версией автора. (Это и будет вашим  домашним заданием).  Составление плана к рассказу. А сейчас вернёмся к началу рассказа.  Что записано на доске? (План).  1. Как Приёмыш оказался у Тараса? (2).  2. Встреча автора с обитателями лесной избушки. (1).3. Прошлое Тараса. (3).  Относительно содержания расставьте пункты плана по порядку.  V. Итог урока. Рефлексия. Кроссворд Приложение  Ответы: 1. Сорок 2. Лето 3. Сайма 4. Голодай

Посмотрите также