Цели: Коррекционно-образовательные. Уточнить и расширить словарь по теме. Закрепить обобщающее слово "мебель", названия комнат в квартире. Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять умения детей образовывать сущ. уменьш-ласкат. формы. Закреплять умения детей понимать пространственное расположение двух предметов, выраженное предлогами НА – В). Повторение рассказа - описания за логопедом. Обучать составлению описательного рассказа по плану логопеда.
Коррекционно-развивающие. Развивать мелкую моторику, память, внимание.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать умение работать и играть в коллективе, бережное отношение к мебели.
Оборудование: предметные картинки (мебель: стул, стол, кровать, буфет, диван), кукла Даша, котенок Васька
Тема: "Дом, квартира, мебель"
Цели:
Коррекционно-образовательные. Уточнить и расширить словарь по теме.
Закрепить обобщающее слово "мебель", названия комнат в квартире. Совершенствовать
грамматический строй речи (закреплять умения детей образовывать сущ. уменьш-ласкат.
формы. Закреплять умения детей понимать пространственное расположение двух
предметов, выраженное предлогами НА – В). Повторение рассказа - описания за
логопедом. Обучать составлению описательного рассказа по плану логопеда.
Коррекционно-развивающие. Развивать мелкую моторику, память, внимание.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать умение работать и играть в
коллективе, бережное отношение к мебели.
Оборудование: предметные картинки (мебель: стул, стол, кровать, буфет, диван), кукла
Даша, котенок Васька
1. Организационный момент (развитие мышления, диалогической речи).
Л. – Сядет тот, кто отгадает загадки. Одновременно выставляет картинки.
Ход занятия.
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)
Л. – Что это?
Р. – Это стол.
Л. – Как ты догадался?
Р. – У стола четыре ножки.
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
Там место есть и для конфет,
Он называется … (буфет).
Л. – Буфет - это шкаф для посуды.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз. (Стулья)
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я?… (кровать)
2. Введение в тему.
Л. – Как называются одним словом предметы, помещённые на панно? (мебель). Сегодня
мы будем говорить о мебели. Какая она бывает. Зачем она нужна.
Л. – Перечислите предметы мебели, которые стоят в разных помещениях вашей квартиры
(например, на кухне стоят стол, стулья, шкаф.) В коридоре стоят… В детской комнате
… В гостиной комнате…
3. Игра "Подбери признак" (развитие зрительного и тактильного восприятия).
Желательно использовать предметы игрушечной мебели из различных материалов.
Стул из дерева (какой?)
Кресло из кожи (какое?)
Стол из железа (какой?)
4. Пальчиковая гимнастика (развитию тонкой моторики рук и укреплению мышечного
тонуса).
Раз, два, три, четыре
Много мебели в квартире
В шкаф повесим мы рубашку,
загибают пальчики, начиная
с большого, на обеих руках.
Сжимают и разжимают кулачки.А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
Загибают пальчики, начиная с
большого.
5. Игра "Большой – маленький" (Образование существительных уменьшительно-
ласкательной формы).
Л. – В гости к нам пришла кукла Даша. Она сама маленькая и хочет знать, как ласково
называть маленькие предметы. Поможем ей.
Дети:
Логопед:
Стул
Стол
Кресло
Шкаф
Диван
стульчик
столик
креслице
шкафчик
диванчик
6. Физ.минутка ( устранение напряженности и скованности движений, координация речи с
движением).
Рубит лесоруб дрова
Мы нагнемся раз и два.
Столяр строгает доски –
Добежим до той полоски.
Сборщик мебель соберет,
Мы покружим хоровод.
Надо мебель нам купить
И квартиру обновить.
7. Игра "Прятки" (образование и употребление предложно-падежных конструкций с
простыми предлогами).
Л. – Вместе с Дашей пришел ее любимец. Я его опишу, а вы догадайтесь, кто это. Это
Д. – Это кот.
Л. – Придумайте ему кличку, чтобы в ней был звук В (Васька). Он большой проказник и
домашнее животное. Он серенький, пушистый, усатый, ловит мышей и крыс.
любит везде прятаться. Отыскать его вам помогут маленькие слова:
Он прыгнул… (на) полку
Спрятался… (в) спальне
Улегся… (на) кровать
Забрался… (в) шкаф
Притаился … (на) стуле
Улегся … (на) диване.
Какие маленькие слова помогли вам отыскать шалунишку? (в, на)
8. Описание предмета мебели по плану (развитие речевого слуха, памяти, связной речи,
используется мнемотаблица).
Л. – Что вы видите на картинке?
Д. – Это стул.
Л. – Сейчас я покажу по порядку части стула, а вы их назовёте. Начните ответ со слов "У
стула есть… "
Л. показывает, а дети по очереди показывают части стула. "У стула есть сиденье". "У
Л. – Для чего нужен стул? Начните ответ со слов "На нём…"
Д. – На нём сидят
Л. – Сейчас я повторю рассказ о стуле, а вы будете внимательно слушать его. Это стул. У
него есть сидение, спинка, ножки. На стуле сидят. Попробуйте повторить мой рассказ.
стула есть спинка". "У стула есть 4 ножки".
Повторение детьми рассказа за логопедом.
9. Итог занятия (оценка работы детей).
Л. предлагает вспомнить детям, о чем они говорили на занятии, какие игры им
понравились.