Цели: Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы. Уточнение и расширение словаря по теме (петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).
Коррекционно-развивающие. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, диалогической речи, зрительного внимания, тонкой и общей моторики. Учить имитировать голоса птиц. Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности.
Тема: "Домашние птицы"
Цели:
Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о
внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего
понятия домашние птицы. Уточнение и расширение словаря по теме (петух, курица,
цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать,
плавать, домашний, пушистый). Совершенствование грамматического строя речи
(образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).
Коррекционно-развивающие. Развитие навыков фонематического анализа и
синтеза, диалогической речи, зрительного внимания, тонкой и общей моторики. Учить
имитировать голоса птиц. Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на
основе подражательной деятельности.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества,
доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности,
любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: игра "Птичий двор", предметные картинки с изображениями домашних
птиц, чашечки двух цветов по числу детей, контейнер с фасолью и горохом.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры "Домашние птицы", чтение
рассказов К.Ушинского "Петушок с семьей", Е.Чарушина "Утки".
Ход занятия
1. Организационный момент (Уточнение произношения в звукоподражаниях).
Л. встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и показывает куклу раздает
предметные картинки с изображениями домашних птиц. – Сегодня к вам в гости
пришла кукла Алёнушка. Она пригласила нас к себе в гости и хочет показать, кто
живет у нее в птичнике. Сядет тот кто назовет свою картинку и вспомнит, как подает
голос изображенная птица,
1-й р е б. – Цыпленок: пи-пи-пи.
2-й р е б. – Курочка: куд-куда.
3-й р е б. – Гусь: га-га-га.
4-й р е б. – Петушок: ку-ка-ре-ку.
Л. – Молодцы! Садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о домашних птицах. Посмотрим,
как они выглядят. Поговорим о том, какую пользу они приносят.
2. Игра "Птичий двор" (Уточнение и расширение словаря).
Л. раскладывает перед детьми картинки с изображениями взрослых птиц, просит
рассмотреть их, вспомнить названия. Если дети затрудняются, логопед сам четко
произносит названия и просит повторить их.
Курочка-пеструшка
Л. – Вспомните, какие из этих птиц умеют плавать, какие — нет.
Д. – Петух и курица не умеют плавать, а гусь и утка — умеют.
Л. – Правильно (помещает на наборное полотно игровое поле, которое представляет
собой изображение пустого деревенского двора, огороженного забором, и фрагмента
пруда). Давайте разместим домашних птиц на птичьем дворе. Прикрепите изображения
птиц к «липучкам» и расскажите Алёнушке, где птицы.
1-й р е б. – Петушок сидит на заборе. (Подходит к наборному полотну и сажает петушка
на игровое поле.)
Л. –
У Алёнушки живет,
Курочка-пеструшка
Яички несет.
2-й р е б. – Курочка сидит в гнезде(Подходит к наборному полотну и «ставит» курочку на
игровое поле.)
3-й р е б. – Гусь стоит около пруда. (Поступает так же.)
Л. – Любит плавать он в воде.
И гуляет во дворе.
У сарая ходит важно
И на всех шипит отважно.
4-й р е б. – Гусыня стоит в воде. (Поступает так же.)
Л. – Правильно. Молодцы!
3. Игра "Найди маму" (Совершенствование грамматического строя речи (образование и
употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, ят)).На наборном полотне находится игровое поле "Птичий двор" с размещенными в нем
взрослыми птицами. Логопед раскладывает изображения цыпленка, цыплят, гусенка,
гусят.
Л. – Давайте поможем птенцам найти своих мам. Как называются птенцы курицы?
Д. – Цыпленок, цыплята.
Л. – Как называются птенцы гусыни?
Д. – Гусенок, гусята.
Л. – Прикрепите птенцов рядом с их мамами. Расскажите, где находятся птенцы.
Д. по очереди называют птенцов и закрепляют их изображения на игровом поле.
1-й р е б. – Цыпленок около курицы.
2-й р е б. – Цыплята около курицы.
3-й р е б. – Гусенок около гусыни.
4-й р е б. – Гусята около гусыни.
Л. – Молодцы, помогли птенцам найти своих мам.
4. Подвижная игра "Домашние птицы" (Развитие подражательности, общей моторики,
координации речи с движением).
Л. приглашает детей на коврик и просит встать в круг друг за другом.
Наши уточкя с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Гага-га!
Наши курочкя в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
Идут по кругу вперевалочку, подражая походке
уток.
Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад.
Останавливаются, встают лицом в круг, бьют
руками-крыльям по бокам.
Встают спиной в круг, поднимаются на носочки,
отводят руки назад.
5. Игра "Петушок" (Уточнение и расширение словаря. Развитие зрительного гнозиса и
конструктивного праксиса).
Л. раскладывает на столе детали (они снабжены магнитами), из которых дети будут
собирать петушка (методом наложения и приложения), а на магнитную доску
помещает картинку с изображением петушка.
Л. – Петя, Петя, петушок,
Борода и гребешок.
На сапожках пара шпор.
Яркий сам, как светофор.
- Вот какой красивый петушок! Давайте соберем петушка вот из этих частей.
Прикрепляйте их на доску и называйте.
1-й р е б. – Это голова.
2-й р е б. – Это шея.
3-й р е б. – Это туловище.
4-й р е б. – Это хвост.
1-й р е б. – Это гребешок.
2-й р е б. Это бородка.
Л. – А как называется вот эта часть, расположенная на туловище?
3-й р е б. – Это крыло.
Л. – Наш петушок сказочный, поэтому мы наденем ему красные сапожки. Как называются
4-й р е б. – Это шпоры.
Л. – Молодцы! Вот какой чудесный петушок у нас получился. Похлопайте себе.
вот эти детали на сапожках?
6. Игра "Приготовим корм птицам" (Развитие тонкой моторики).
Логопед ставит на стол коробку с горохом и фасолью. Каждому из детей раздает по две
маленьких чашечки. – Сейчас мы с вами поможем Аленушке приготовить корм для
домашних птиц. В синюю чашечку вы должны сложить горох, а в красную — фасоль.
Проведем соревнование, проверим, кто скорее наполнит чашечки.
Цыплята по двору гуляли,
Цыплята зернышки искали.
Клю-клю-клю, клю-клю-клю —
Так я зернышки клюю.Дети выполняют задание, логопед помогает им. Обязательно подводятся итоги
соревнования.
7. Итог занятия (Оценка работы детей).
Л. просит детей перечислить игры и упражнения, рассказать, что им понравилось на
занятии. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.