Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время
Иконка файла материала 1 (73).docx
Урок литературного чтения 54                                                       Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства  своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: п о з н а к о м я т с я  с произведением Е. Л.  Шварца «Сказка о потерянном времени»; н а у ч а т с я :  называть специфические  особенности жанра литературной сказки,  выделять главную мысль произведения под  руководством учителя, характеризовать героя  произведения на основе его намерений и  поступков Метапредметные: Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части  русской национальной культуры. Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов,  вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать  причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы. Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за  помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего  высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы Личностные: осознавать эстетическую  ценность произведения, проявляющуюся  в оригинальности и индивидуальности  авторского мировоззрения; осознавать,  что благодаря использованию  изобразительно­выразительных средств  автор проявляет собственные чувства и  отношение к героям своих произведений Этап урока I. Организация  начала урока II. Актуализация  опорных знаний. Проверка  домашнего задания. Речевая разминка,  дыхательная  гимнастика О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Содержание деятельности учителя Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок.  Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности  (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного  произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание  читаемого текста. – Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги. – Прочитайте друг другу орфографически. – Прочитайте орфоэпически. – Приготовьтесь читать выразительно. – Почему автор называет учебник учителем? – Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?  – Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего  трудолюбия и старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома  работе.  Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой  разминке. – Учитель у меня в портфеле! – Кто? Быть не может! Неужели? – Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут.                                В. Берестов – Из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда  дома, самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас  тоже учит.  – Каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не  хочет учиться и ничего не делаетЭтап урока Содержание деятельности учителя III. Сообщение  темы урока.  Определение целей урока IV. Подготовка к  восприятию  произведения.  Знакомство  с биографией автора V. Работа над  содержанием  текста. Работа с толковым  словарем. – Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича  Шварца. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные  слова. – Знакомо ли вам это имя? Какие произведения  Е. Л. Шварца вы знаете? Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.  Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,  ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения. Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом  портрета автора произведения. – Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец,  земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц  чеховского рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была  и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских  спектаклях. (Продолжение см. в ресурсном материале.) – Что хотите сказать? Какие открытия сделали?  – Что вам особенно запомнилось? О чем бы хотели рассказать? Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои  ответы по толковому  словарю. – Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь». – Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться». Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно,  бездарно проводит свое время, который попросту теряет его?  – А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о  потерянном времени» Евгения Шварца.  – Как звали героя сказки? Что с ним произошло?  – Когда происходили события, описанные в произведении? Почему вы так  думаете?  – Где случилась эта история? Куда попал Петя?  Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «Город еще не  проснулся».  Первичное чтение  произведения Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Перечисляют произведения Е. Л. Шварца. Высказывают предположения Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет  автора. Задают вопросы о творчестве автора Работают с толковым словарем: Окладистая (борода) – широкая, густая. Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает  помещение. Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником. Пола, п лыоо  – нижняя часть раскрывающейся одежды. – Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный. – Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить. – Состариться – помолодеть. – Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать. – Петя Зубов. Он внезапно постарел. – В середине XX века. Керосиновая лампа, счеты, часы­ходики, газета  «Пионерская правда» – приметы того времени.Этап урока Содержание деятельности учителя – Как вы думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы?  – Какие чувства вызывает у вас поведение этих ребят?  – В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части? Прочитайте их.  – Благодаря чему школьникам опять удалось стать  детьми?  – Чему их научила произошедшая с ними история?  – А чему она научила вас?  – В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их. – Кто является главными действующими лицами второй части? На какие две  группы их можно разделить? Составьте таблицу «Герои сказки». – По каким же признакам искал Петя старичков­школьников? – Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему? – Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков? – Что поможет детям вернуться к нормальной жизни? Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) – В городе. Петя попал в лес, в избушку злых волшебников. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр  произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою  точку зрения. Составляют таблицу «Герои сказки». Дети Злые волшебники Петя Зубов Маруся Поспелова Надя Соколова Вася Зайцев Сергей Владимирович Ольга Капитоновна Марфа Васильевна Пантелей Захарович VI. Повторное  чтение и анализ  произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания  произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Что вы узнали о Пете Зубове? – Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких  обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах. – Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой. – О чем думал Петя после встречи с мамой? – Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди  вокруг трудятся. – Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку. – Как ребята нашли остальных друзей по несчастью? – Одинаково ли было поведение детей?  – Как могло произойти обратное превращение ребят? – Прочитайте о превращении стариков в ребят. – Почему они смогли победить волшебников? – Как вы относитесь к ребятам? – А как к ним относится автор? – Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки?  Найдите и объясните их смысл. – К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л.  Шварца? Докажите. – Какие сказочные законы осуществляются в этой  сказке? Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют,  изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из  текста произведения. – Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята  еще продолжали веселиться и лодырничать. Работают с текстом. – Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились,  успели, помогли друг другу. – Автор осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все  заканчивается удачно. Читают пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует»,  «Держит ухо востро», «Не терять времени даром», «Как сквозь землю  провалился», «Терять время понапрасну». – Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.  – Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.  – Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.  – «Какой я одинокий, несчастный старик!  Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…  Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь я всего триЭтап урока Содержание деятельности учителя – Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? – Найдите отрывок и зачитайте: из­за чего расстроился Петя Зубов, став  старичком? – Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми? – Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна  характеризует детей, которых они превратили в старичков? – А что о детях говорит Пантелей Захарович? – Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои­дети и герои­волшебники.  Какие качества людей присущи им? Заполните таблицу. – Прочитайте качества, присущие детям. – Прочитайте качества, характеризующие волшебников. – Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев? – Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе? – Почему другие качества не выбрали? – Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя? VIII. Домашнее  задание – Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку  уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить Объясняет домашнее задание.  Перечитать еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о потерянном  времени» Е. Шварца. Придумать свое продолжение сказки и написать в  тетради по чтению или оформить в виде книжки­малышки (дети могут  объединиться в группы и придумать совместно продолжение сказки).  Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики­школьники ищут  друг друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся) Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное,  ничему не успел научиться». – Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.  Попросту они время украли. – Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу  собьются». – Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на  минуту, да опоздают». Заполняют таблицу. Дети Испуганные Ленивые Дружные Смелые Волшебники Злые Хмурые Завистливые Себялюбивые – Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья  может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых  мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12  часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно,  то дети снова станут детьми, а мы погибнем». – Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход  из трудной ситуации всегда найдется Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы IX. Итог урока.  Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.  Организация подведения итогов урока обучающимися.  Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на  уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов  и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное,Этап урока Содержание деятельности учителя – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем  заставляет задуматься? – А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после  этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) печальное настроение).  – Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков  задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно  вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас Урок литературного чтения 55                                           Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения. Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей;  способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: п о з н а к о м я т с я  с произведением Е. Л. Шварца  «Сказка о потерянном времени»; н а у ч а т с я :  называть специфические особенности  жанра литературной сказки, выделять главную мысль  произведения под руководством учителя,  характеризовать героя произведения на основе его  намерений и поступков Метапредметные: Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской  национальной культуры. Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать  совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы. Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью  ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить  диалог в паре или группе, задавать вопросы Личностные: осознавать эстетическую  ценность произведения, проявляющуюся в  оригинальности и индивидуальности  авторского мировоззрения; осознавать, что  благодаря использованию изобразительно­ выразительных средств автор проявляет  собственные чувства и отношение к героям  своих произведений О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) I. Организация  начала урока II. Актуализация  опорных знаний. Проверка домашнего  задания. Речевая разминка,  дыхательная  гимнастика Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок.– Проверим  готовность к уроку. Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я  слушать учителя, воспринимать материал урока) Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного  произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание  читаемого текста. – Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги. – Приготовьтесь читать выразительно. – Почему автор называет учебник учителем? – Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?  – Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и  старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.  Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой  разминке. – Учитель у меня в портфеле! – Кто? Быть не может! Неужели? – Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут.                      В. Берестов            – Из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома,  самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас тоже учит.  – Каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочетЭтап урока Содержание деятельности учителя III. Определение  темы, целей урока IV. Повторное чтение и анализ  произведения – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,  ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, инсценировать.. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания  произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.  – Что вы узнали о Пете Зубове? – Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах  Петя узнал о происшедших с ним переменах. – Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой. – О чем думал Петя после встречи с мамой? – Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг  трудятся. – Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку. – Как ребята нашли остальных друзей по несчастью? – Одинаково ли было поведение детей?  – Как могло произойти обратное превращение ребят? – Прочитайте о превращении стариков в ребят. – Почему они смогли победить волшебников? – Как вы относитесь к ребятам? – А как к ним относится автор? – Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и  объясните их смысл. – К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца?  Докажите. – Какие сказочные законы осуществляются в этой  сказке? – Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? – Найдите отрывок и зачитайте: из­за чего расстроился Петя Зубов, став старичком? – Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми? – Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна  характеризует детей, которых они превратили в старичков? – А что о детях говорит Пантелей Захарович? – Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои­дети и герои­волшебники. Какие  качества людей присущи им? Заполните таблицу. – Прочитайте качества, присущие детям. – Прочитайте качества, характеризующие волшебников. – Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев? – Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе? – Почему другие качества не выбрали? Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) учиться и ничего не делает Высказывают предположения Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою  точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста  произведения. – Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята еще  продолжали веселиться и лодырничать. Работают с текстом. – Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели,  помогли друг другу. – Автор осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все заканчивается  удачно. Читают пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо  востро», «Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять  время понапрасну». – Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть  вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л.  Шварц.  – Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.  – Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.  – «Какой я одинокий, несчастный старик!  Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…  Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь я всего три  года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не  успел научиться». – Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.  Попросту они время украли. – Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу  собьются». – Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают». Заполняют таблицу. Дети Волшебники Испуганные Ленивые Дружные Смелые Злые Хмурые Завистливые СебялюбивыеЭтап урока Содержание деятельности учителя – Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя? Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) – Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может  спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили  в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и  повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы  погибнем». – Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из  трудной ситуации всегда найдется Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы – Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку  уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить Объясняет домашнее задание.  Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики­школьники ищут друг  друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся) VIII. Домашнее  задание IX. Итог урока.  Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.  Организация подведения итогов урока обучающимися.  – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем  заставляет задуматься? – А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока.  Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.  Проводят самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют  свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное  настроение).  – Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до  старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное  время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться,  трудиться сейчас

Посмотрите также