Цель и задачи урока: познакомить обучающихся с творчеством Г. Скребицкого; совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения; формировать умение выделять главную мысль произведения; развивать связную устную речь, память, внимание, мыслительные навыки, эмоциональную сферу обучающихся; воспитывать интерес к предмету,
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: словесные, репродуктивные, практические, наглядные.
Средства обучения: шишка, индивидуальные карточки,
Тема: Г. Скребицкий. Март.
Цель и задачи урока: познакомить обучающихся с творчеством Г.
Скребицкого; совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения;
формировать умение выделять главную мысль произведения; развивать
связную устную речь, память, внимание, мыслительные навыки,
эмоциональную сферу обучающихся; воспитывать интерес к предмету,
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: словесные, репродуктивные, практические, наглядные.
Средства обучения: шишка, индивидуальные карточки,
Ход урока
Организационное начало урока.
I.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите и скажите, что у меня в руках?
Верно, это шишка. Она состоит из маленьких чешуек, которые как бы очень
крепко держатся за руки, и составляют одно целое. Я хочу чтобы сегодня на
уроке, мы с вами тоже стали одним целым, ???
Давайте познакомимся, у кого в руках будет шишка, тот о себе чтото
расскажет. Я начну. Меня зовут Юлия Сергеевна, сегодня я буду проводить у
вас урок чтения и развития речи.
II. Речевая разминка (на столе лежат карточки )
Падают шишки,
Прыгают шишки,
С шишками шумно
Играют мальчишки,
Шишки, как шуба
Под елкой лежат
Очень похожи они на ежат!
Прочитайте «птичьим базаром», разделяя на слоги, сердито, с восхищением,
выразительно.
Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием.
III. Сообщение темы и целей урока.
Скажите, какое сейчас время года? (зима)
Какие зимние месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
Какое время года наступит после зимы? (весна) Назовите первый месяц весны. (март)
Совершенно верно, март – первый месяц весны. Сегодня мы с вами
познакомимся с произведением “Март”, который написал Георгий
Скребицкий.
IV. Проверка домашнего задания.
Что из заданного на дом вы приготовили к уроку?
(Дети: к уроку мы приготовили пословицы, поговорки, приметы и стихи о
весне. Еще мы на уроке рисования с учителем изображали весенние
пейзажи…)
Молодцы!
Кто из вас желает рассказать свою пословицу, поговорку, либо стихи или
приметы о весне и похвалиться своим творчеством?
Поэтический ручеек (чтение пословиц, поговорок, примет и стихов о весне),
демонстрация творческих работ детьми (крепятся на доске с помощью
магнитов):
зима недаром злится, прошла ее пора…весна в окно стучится и гонит со
двора;
как в марте зима не злится, а весне покорится;
и снежок тает, и день прибывает;
полюбуйся, весна наступает…
я, весна – красна, бужу землю ото сна!
в марте курица из лужицы напьется…
увидел грача – весну встречай!
синие облака к теплу или дождю…
ранний прилет журавлей – ранняя весна;
март – утро весны.
V. Динамическая пауза.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Наклонитесь, наклонитесь,Покружитесь, покружитесь…
Вы глазами поморгайте,
Открывайте, закрывайте.
Приседайте, приседайте,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните…
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
VI. Работа по теме урока.
Весна… Многие поэты, писатели и композиторы воспевали это время года.
Первые солнечные лучи холодны, а растаявшая днем лужица к вечеру
покроется тонкой корочкой льда. И март обманчив, но все равно, по весне
человек ждет чуда… Георгий Скребицкий писатель, тонко чувствующий
настроение природы, ее мимолетное состояние. Он такими точными и
выразительными словами описывает весну, как время года, что читая его
произведения, тотчас представляешь картину.
Словарная работа.
Некоторые слова, которые автор употребляет в своих произведениях нам
могут быть непонятны. Поэтому раскроем их смысл.
Вылинявшее (потерявшее цвет).
Горизонт (видимая граница, линия кажущегося соприкосновения неба и
земли).
Сейчас я прочту отрывок из произведения, вы постарайтесь ответить на
вопрос : какую картину можно представить, слушая текст? (читаю)
Беседа по содержанию.
Кто желает рассказать о представленной картине весеннего марта? (Дети
двумя – тремя предложениями говорят о воображаемых ситуациях)
Почему зиме конец?
Какие первые приметы весны отметил автор?
Какое небо становится в марте? (Учащиеся дают короткие ответы на
вопросы)
Как радуются весне птицы?
Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о 21 марта. Что это за день?
(самостоятельная работа)
VII. Первичное закрепление.
С каким рассказом какого автора мы познакомились сегодня на уроке? Как называется этот рассказ?
О чем в нем говорится?
Расскажите, какие изменения в природе ранней весной наблюдали вы.
VIII. Домашнее задание.
Стр. 141142
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
А теперь расскажем друг другу о своих впечатлениях, что было хорошего на
уроке, что понравилось, что показалось трудным. (Беру в руки шишку). Начну
с себя. Я, Юлия Сергеевна, увидела сегодня какие вы все добрые, активные,
умные, как вы много знаете. Мне было очень интересно с вами работать!
(Передаю шишку детям по кругу).
Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок вы запомнили на долго, и я хочу,
чтобы вы выбрали себе на память чтонибудь, что вам понравилось. (проношу
по кругу коробку с сюрпризами)