Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)
Оценка 5

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
05.01.2017
Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)
Цели урока:  сделать анализ идейно-художественной структуры рассказа В. Астафьева «Людочка»;  развивать монологическую речь учащихся;  сформировать у старшеклассников стремление к самопознанию, самоосознанию и саморазвитию;  воспитывать чувство ответственности за свои поступки, за поступки других людей; Предварительная работа: прочитать рассказ В. Астафьева «Людочка», подготовиться к его анализу по плану; индивидуальное задание: нарисовать иллюстрацию к рассказу. Оформление урока: иллюстрация к произведению В. Астафьева «Людочка», выполненная ученицей; на каждой парте – три карточки: Карточка № 1 Удручающий - тягостный, гнетущий. Удручить - крайне огорчить, привести в угнетенное состояние. Обезоружить - лишить желания, средств, возможностей нападать, возникать. Карточка № 2. Откровение Иоанна Богослова И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы. И молнии и землетрясение. И сделались град и огнь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. И как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей. И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. И поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как ночи. И я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Карточка № 3. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того что последнее время. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Послание к римлянам святого апостола Павла Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся. Соборное послание святого апостола Иакова И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Эпиграфы: В мире есть два чуда: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. И. Кант Ты камнем упала. Я умер под ним. Вл. СоколовЦели урока:  сделать анализ идейно-художественной структуры рассказа В. Астафьева «Людочка»;  развивать монологическую речь учащихся;  сформировать у старшеклассников стремление к самопознанию, самоосознанию и саморазвитию;  воспитывать чувство ответственности за свои поступки, за поступки других людей; Предварительная работа: прочитать рассказ В. Астафьева «Людочка», подготовиться к его анализу по плану; индивидуальное задание: нарисовать иллюстрацию к рассказу. Оформление урока: иллюстрация к произведению В. Астафьева «Людочка», выполненная ученицей; на каждой парте – три карточки: Карточка № 1 Удручающий - тягостный, гнетущий. Удручить - крайне огорчить, привести в угнетенное состояние. Обезоружить - лишить желания, средств, возможностей нападать, возникать. Карточка № 2. Откровение Иоанна Богослова И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы. И молнии и землетрясение. И сделались град и огнь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. И как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей. И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. И поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как ночи. И я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Карточка № 3. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того что последнее время. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Послание к римлянам святого апостола Павла Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся. Соборное послание святого апостола Иакова И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Эпиграфы: В мире есть два чуда: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. И. Кант Ты камнем упала. Я умер под ним. Вл. Соколов
Урок литературы Чистовой Т.В..doc
Чистова Т.В., учитель русского языка и литературы МПЛ МБОУ г. Димитровграда Ульяновской области Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”) ( 11 класс, 2 часа) Цели урока:      сделать   анализ   идейно­художественной   структуры   рассказа   В.   Астафьева «Людочка»; развивать  монологическую речь учащихся; сформировать у старшеклассников стремление к самопознанию, самоосознанию и саморазвитию; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, за поступки других людей; Предварительная   работа:   Астафьева   «Людочка», подготовиться к его анализу по плану; индивидуальное задание: нарисовать иллюстрацию к рассказу. Оформление   урока:  иллюстрация   к   произведению   В.   Астафьева   «Людочка», выполненная ученицей; на каждой парте – три карточки:  прочитать   рассказ   В. Удручающий ­ тягостный, гнетущий. Удручить ­ крайне огорчить, привести в угнетенное состояние. Обезоружить ­ лишить желания, средств, возможностей нападать, возникать. Карточка № 1 Карточка № 2. Откровение Иоанна Богослова И взял Ангел кадильницу, и  наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг  на землю: и произошли голоса и громы. И  молнии и землетрясение. И сделались град и огнь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. И как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей. И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. И поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была ­ так, как ночи. И я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Карточка № 3. Дети!   Последнее   время.   И   как   вы   слышали,   что   придет   антихрист,   и   теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того что последнее время. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Послание к римлянам святого апостола Павла Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся. Соборное послание святого апостола Иакова И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь   друг   перед   другом   в   поступках   и   молитесь   друг   за   друга,   чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Эпиграфы: В мире есть два чуда: звездное небо  над нами и нравственный закон внутри нас. И. Кант                                                                                                                             Ты камнем упала.                                                                                                                       Я умер под ним.                                                                        Вл. Соколов Ход урока. I.Организационный момент. II. Подготовка к восприятию и анализу текста рассказа. 1. Слово учителя. Тема  урока ­  “Тема греха и покаяния в русской литературе XX века”. Посмотрите на значение слова «грех». Грех – 1) у верующих: нарушение религиозных правил;              2) предосудительный поступок.                                          «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. Это   понятие   имеет   непосредственное   отношение   к   одной   из   древнейших   книг   – Библии,  а  вместе с  этим – к ее  образам. Но так как «Библия  – книга  не только  для верующих, но и атеистов» (В. Г. Белинский), то при анализе произведения В. Астафьева «Людочка»   мы   будем   учитывать   не   только   религиозный   смысл   слова   «грех»,   но   и философско­нравственный, общечеловеческий. В центре нашего внимания ­ рассказ В. Астафьева “Людочка”, который впервые был напечатан в 1989 году в журнале “Новый мир”. Скорее всего, и написано  произведение в это же время, в конце XX века, столетия кровавого, немилосердного, обжигающего сердце огнем страданий человеческих. Именно   об   этом   размышляют   многие   философы,   писатели, священнослужители,   свидетели   этого   века.   Они   ищут   объяснение   появления   страшной картины всеобщего греха, призывают людей подумать над смыслом своего существования,   поэты, стремятся   разбудить   наши   души,   освободить   в   них   “все   спящее   и   живое”,   пока   это возможно. Послушайте песню К. Никольского и подумайте, есть ли что­то общее между ней и рассказом В. Астафьева. Звучит фрагмент из песни К.  Никольского “Музыкант”: Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант. Расправил нервною рукой на шее черный бант. Подойди скорей поближе, чтобы лучше слышать, Если ты еще не слишком пьян. О несчастных и счастливых, о добре и зле, О лютой ненависти и святой любви. Что творится, что творилось на твоей земле, Все в этой музыке, ты только улови... 2. Фронтальная работа с классом. Учащиеся   находят   общее   в   идейном   содержании   произведений,     сюжетных коллизиях, в образах скрипача и автора, их предназначении и действиях. III. Определение общего впечатления от рассказа.  Какое впечатление оставил у вас рассказ В. Астафьева? Что вас взволновало, над чем задумались? Обобщение учителя: Действительно,   несмотря   на   то,   что   это   произведение соответствует жанру, выбранному автором, ­ небольшое произведение, в котором дается изложение   эпизода   из   жизни   главной   героини,   ­   оно   настолько   сложно   по   своему философскому  содержанию,  что вопросов возникает  очень много и задавать  их можно буквально к каждому слову. А вот как удается автору придать небольшому по объему произведению такой глубокий философский смысл, попробуем определить на сегодняшнем уроке. IV. Объяснение нового материала ­ анализ рассказа В. Астафьева “Людочка”.  От какого лица ведется повествование? (От первого).  Что дает это автору? (Автор не только сообщает о происшествии, но и выражает свое отношение к нему). Слово   учителя:  Писатель   выражает   свою   точку   зрение,   свое   мнение   о происходящем,   используя   весь   арсенал   средств,   находящихся   у   него   в   запасе:   сюжет, систему образов, композицию, художественные средства, речевой строй произведения. На это следует обращать внимание, анализируя рассказ.  Что говорит автор об истории Людочки в самом начале произведения?  Объясните   значение   словосочетаний   “удручающая   обыденность”,   “обезоруживающая простота”.  (Работа с карточкой № 1) Опираясь   на   статьи   из   толкового   словаря,   учащиеся   объясняют   смысл словосочетаний, обращают внимание на то, что уже в самом начале рассказа автор создает мрачную картину, подготавливает к серьезному осмыслению прочитанного.   Почему же эта “мимоходом рассказанная” и “мимоходом услышанная история”  15 лет “жжет” сердце автора? (Видимо, за 15 лет не произошло ничего более простого и в то же время   более   страшного.   Это   событие   изменило     жизнь   самого   автора,   заставило размышлять, разбудило его душу.)  Где происходит действие рассказа?  Что напоминает вам описание парка Вэпэвэрзэ?  Сопоставьте пейзаж в рассказе В. Астафьева со строками из откровения И. Богослова.  (Работа с карточкой № 2)  Почему   так   много   общего   между   этими   столь   различными,   на   первый   взгляд, произведениями?   (Пейзаж   так   же,   как   и   отрывок   из   Апокалипсиса,     символизирует собой погибающий мир. Учащиеся обращают внимание на то, что в канаву выбрасывают не   только   предметы   неживой   природы,   но   и   живой   в   равной   степени.   Все   это,   как свидетельствует   автор,   “обременяет”     “дом   и   жизнь   человеческую”.   Возможно,   не случайно В. Астафьев   использует словосочетание “жизнь человеческая”, характерное для высокого стиля. Скорее всего, повествование о парке Вэпэвэрзэ приводит писателя, а вслед за ним и читателей к философским размышлениям о смысле  существования, о бытии мира. Вывод неутешителен.)  Каковы же люди, наслаждающиеся такими “красотами”?  Молодежь?  Старшее поколение?  Какие   художественные   средства   использует   автор,   описывая   жителей   города? Объясните их смысл. Обобщение учителя: Да, искалеченная природа формирует искалеченный характер человека. И человек совершает новые поступки, умножает свои грехи. Здесь,  в этом парке, десятилетиями шло убийство природы и человека в человеке. Поэтому закономерно, что именно здесь и разыгралась главная трагедия.  Что вы можете сказать о своеобразии композиции рассказа?  Определите основные элементы композиции? (Завязка ­ приезд в город, кульминация ­ сцена надругательства над девочкой, развязка ­ самоубийство Людочки. Но своеобразие композиции рассказа в том, что развязка первого сюжета как является завязкой других сюжетов, связанных с судьбой отчима, матери и автора. Возможно, этот вывод учащиеся не могут сделать сразу. К этому они приходят в результате последующего анализа.) Беседа с учащимися о роли каждого элемента композиции.  Во   время   беседы   обращаем   внимание   на   те   события   в   жизни   Людочки   и размышления   девочки,   которые   привели   ее     к   самоубийству,   и   делаем   следующие выводы:   “отношение”   природы   ­   неоднозначный   символ:   чистота   в   природе   как противопоставление тому, что произошло с девочкой, как осуждение девочкой себя, ее вина   (ведь   не   послушалась   ­   ходила   одна   по   темному   парку,   понадеялась   на   свою мнимую защиту!), но и  как равнодушие окружающих; отношение Гавриловны, матери. Людочка ищет успокоения своей душе, но не находит его ни у Гавриловны, ни у матери, ни в своем прошлом. Единственный человек, который мог бы помочь девочке, – отчим, пока еще далек от нее.  Совпадают   ли   в   рассказе   фабула   и   сюжет?   Определите   роль   этих   вставных   новел, ретроспекций в прошлое героини. (В первом эпизоде рассказывается история деревни Вычуган, из которой приехала Людочка и которой теперь практически не существует. Гибель деревни символична. Одна бабка Вычуганиха понимает приближения трагедии, беды,   но   и   она   умирает.   Вместе   с   ней   уходит   последняя   память   о   прошлом, окончательно рвется связь с Богом (не случайно никто, кроме бабки Вычуганихи, не умеет молиться, не только молитву произнести, но даже крест положить!); порывается связь   поколений,   а   ведь   раньше   мир   деревни   держался   на   таких   ценностях,   как сочувствие,   самым   страшным   грехом   считалось прелюбодеяние.   Умирает   старуха   Вычуганиха,   но   сбывается   ее   предсказание («Ребятишки,   не   ешьте   эти   яблоки.   Не   к   добру   это!»)   –   происходит   несчастье   с Людочкой. Символично и название деревни ­ Вычуган, скорее всего диалектное, оно означает “чужой”, “чуждый”; то, что вырождается, становится чужим. Символично и то, что люди именно сейчас вспомнили о Боге: видимо, настолько велик его грех, только   взаимовыручка,   смирение, вот спасение от этого вряд ли наступит ­ “вера” эта условна.  И от этого страшно! Роль второй новеллы (история молодого лесоруба) также велика. Людочка вспоминает эту историю   только   после   того,   как   произошло   несчастье   с   ней,   только   сейчас   она задумалась о своей искренности, способности принести себя  в  жертву ради спасения другого («не принесла в жертву», «декабристкой не стала»).  Много общего между их историями: обе они «нехитрые» и  «жуткие». Именно чувство собственной вины перед незнакомым ей парнем (стоит вспомнить мысль Л. Н. Толстого о том, что «божеской» любовью можно любить только или врага своего, или человека постороннего, мало­или­ незнакомого!), осознание того, что случившаяся с ней беда – расплата за то, что было раньше,     а   не   ­   комсомольское   прошлое,   в   котором   обвиняла   ее   Гавриловна,   не позволили   девочке   пойти   в   церковь,   а   привели   к   страшному   решению:   «В   беде,   в одиночестве люди все одинаковы… И нечего…») Учитель читает  сцену самоубийства,  затем включается     продолжение песни К. Никольского “Музыкант”. Устала скрипка, хоть кого состарят боль и страх. Устал скрипач, хлебнул вина, натягивая фрак. И ушел, не попрощавшись, позабыв немой футляр,  Словно был старик сегодня пьян. А мелодия осталась ветерком в листве,  Средь городского шума, еле уловима О несчастных и счастливых, о добре и зле, О лютой ненависти и святой любви. Что творится, что творилось на твоей земле, Все в этой музыке, ты только улови... Вокруг тебя шумят дела, бегут твои года. Зачем явился ты на свет, ты помнил не всегда. И звуки музыки все живое, все спящее в тебе  разбудят, Если ты еще не слишком пьян. О несчастных и счастливых, о добре и зле, О лютой ненависти и святой любви. Что творится, что творилось на твоей земле, Все в этой музыке, ты только улови... Не   требуют   комментария   сцены   самоубийства   Людочки   и   песни   К. Никольского.   Их   цель     ­   вызвать   потрясение   в   душе   слушателей   ­   достигнута   и осознана школьниками.  Как вы думаете, считает ли В. Астафьев грехом поступок девочки? Обоснуйте свой ответ,   опираясь   на   текст.   (Трудно   дать   точный   ответ   на   этот   вопрос.   Конечно,   по христианской морали, это грех, но в повествовании рассказа есть такие места, которые не   позволяют   сделать   такой   однозначный   вывод   ­   само   описание   смерти   настолько впечатляюще, что не может оставить безразличным, не вызвать чувства сострадания. Автор   перед   самоубийством   Людочки   второй   раз   повторяет   все,   что   умела   делать девочка: стирать мыть, варить, ­ но добавляет к этому списку: «боялась щипать курицу, отрубать   петухам   головы,   не   научилась,   хотя   и   пробовала,   пить,   материться…»   Не научилась она грешить! В. Астафьев сравнивает Людочку с юродивой («девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой, болезненной и плаксивой», учеба ей не давалась, но была она «молчаливо­старательная и до сплошных двоек не опускалась»), тем ужасней грех поднявшего на нею руку.   Находим в выдержках из Нового Завета высказывание о грехе (работа с карточкой № 3). Людочка совершила грех,  она должна  была  жить,  но не смогла,  потому что никто не протянул ей  руку помощи, никто не помог.  “Да, самоубийство ­ грех”, ­ говорим мы, но в связи с этим возникают другие вопросы, не менее, а может быть, и более важные: “Почему Людочка совершает этот грех? На ком лежит ответственность?”)  Что говорит об имени главной героини автор? Действительно ли оно случайно?  Посмотрите на это имя, записанное на доске. Не видите ли в нем что­то особенное? (Учащиеся   отмечают,   что   слово   это   как   бы   делится   на   две   части   “люд”   и “дочка”. Для большей наглядности делим слово пунктирной линией пополам.)  Вспомните   слова   Ф.   М.   Достоевского,   который   говорил,   что   люди,   идя   по   жизни, смотрят или вверх, или вниз, или приближаются к “святости”, к Богу, или скатываются к дьяволу. Расположите основных героев произведения по степени их приближения к этим разным полюсам. (По мере заполнения схемы дается характеристика героев, определяется   их   композиционная   роль.   Говоря   о   характере   Стрекача,   обращаем внимание  на его портрет, цветовую гамму (красная рубашка ­ символ пролитой им невинной крови девочки), роль надписи как богохульства,   сравнение его с палачом, мясником, антихристом. Находим в выдержках из Нового Завета (карточка № 3) упоминание   об   антихристе.   Стрекач,   с   одной   стороны,   выродок,   а   с   другой   – порождение этого мира. Отмечаем равнодушие взрослых. Никто из них не захотел хотя бы посочувствовать девочке. «Заботливая» Гавриловна сначала подкладывает клеенку,   потом   с   радостью   провожает   девушку   к   матери,   а   после   возвращения просит   переехать   в   общежитие,   боясь   за   свое   хозяйство   (Стрекач   пригрозил расправиться если что!). А мать Людочки, несмотря на то, что сразу поняла, что с Людочкой стряслась беда, и даже какая именно, говорит только о себе, о своих проблемах. Все забыли, что она прежде всего «девочка», «дочка»! Как переживала та же  Гавриловна,  когда  ее  квартиранты  съели огурчики  с  грядки,  плакала над ними, называла «детками»! «Люд» о «дочке» не хочет ничего знать, не болит у них о ней душа. О. Людочке заплакали, «завыли» после ее смерти. И как ни странно, но в плаче их слышалось не имя, а часть его: «У­у­у­дочка­а­а­а!» Какой же дорогой ценой далось им это знание! Труднее всего учащимся определить роль отчима и роль автора. Возможно, не следует отводить этому большое внимание в этой части урока.) Полученная запись: ______ отчим мать  Гавриловна ____________Людочка                                                       городские жители                                                            Артемка­мыло Стрекач _____ Остаются незаполненными самая верхняя и самая нижняя строчки.  Выделите   ключевые   образы,   которые   помогают   определить   авторское   отношение. (Крест, веревочка, молитва).  Проследите за развитием этих образов. Как они трансформируются в рассказе? (Крест ­ деревня ­ яблоня ­ крест на груди Стрекоча – обломившаяся ветка ­  крест на могиле Людочки; креститься никто не умеет ­ не умеют читать молитвы, обращаются к Богу неосознанно,   только   по   привычке   (веру   в   Бога   жителей   деревни,   матери   Людочки, Гавриловны   вряд   ли   можно   назвать   искренней,   идущей   от   сердца;   молитвы   читает Людочка лесорубу, перед смертью, мать Людочки, но ни одна из них не соответствует канонам жанра. Найдите слова о роли молитвы в выдержках из Нового Завета (работа с карточкой № 3).   Посмотрите на иллюстрацию к рассказу, выполненную нашей выпускницей, и найдите третий ключевой образ. (Образ веревочки)  Определите   роль   образа   веревочки.  (Учащиеся   выделяют   сцены,   где   упоминается этот образ, объясняют его смысл и делают выводы.  Сама мать Людочки свивала когда­то эту веревочку, которой качала  девочку в детстве, а потом завязала ею же мешок с вещами Людочки. Не случайно на этой веревочке и повесилась девушка, а потом кусочек веревочки оказался в кармане отчима, только что совершившего самосуд над Стрекачом. Думается, что «история» ее не закончена… Веревочка – своеобразный символ нашей жизни, мира, в котором мы все живем, и все   в этом мире связано: и добро,   и   зло.   Всех   вместе   связывает   веревочка:   Вычуганиху   –   умершего   парня   – Людочку – ее мать ­ Гавриловну – отчима – Артемку­Мыло – Стрекача – милиционеров – неродившееся дитя. «Все под Богом ходят», о котором забыли. И об ответственности своей забыли…) Слово учителя: И в том, что случилось с Людочкой, вина взрослых, забывших, что такое грех и тем более покаяние. По мнению автора,  не происходит покаяния, исцеления грехов. Посмотрите на значение слов «покаяние» и «покаяться». Покаяние ­  1.Добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке.                         2.То же, что исповедь. Покаяться  –   принести   покаянье,   признаться   в   проступке,   исповедаться   в   грехах   и раскаяться;   отречься   от   прежней,   дурной,   греховной   жизни,   сознательно   приступить   к лучшей. «Толковый словарь великорусского языка».  В. Даль.   А вот что пишет об этом Чингиз Айтматов: “Раскаяние ­ одно из великих достижений в истории   человеческого   духа   ­   в   наши   дни   дискредитировано.   Оно,   можно   сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может быть человек   без   раскаяния,   без   того   потрясения   и   прозрения,   которое   достигается   через осознание вины ­ в действиях же, через порывы самобичевания или самоосуждения”. И в толковании лексического значения слова, и в высказывании   Ч. Айтматова есть общее ­ покаяние связано с поступком человека.  Кто в рассказе В. Астафьева совершает такой поступок? (Отчим.)   Почему именно он? (Судьба к нему была неблагосклонна, но человек он “порядочный и добрый”. Он тоже согрешил, но прошел путь искупления греха. Искупил дорогой ценой: не было у него счастливого детства, не знал он ни любви, ни ласки…)   Почему   не   указывается   его   имя?   (Отчим   символизирует   некую   абстрактную   силу возмездия.)   Ваше отношение к поступку отчима?   Почему он прежде, чем сбросить Стрекача в реку, срывает с него крестик?   Какое   место   в   композиции   рассказа   занимает   этот   эпизод?   (Возвращаемся   к обсуждению композиции: смерть Людочки оказывается завязкой для нового сюжета ­ пробуждения отчима, а его самосуд над Стрекачом ­ кульминация, развязка ­ отъезд из города. В связи с этим рассказ приобретает какую­то иную завершенность действия: приезд   Людочки   в   город   и   отъезд   отчима   и   матери   из   города   ­   вновь   объединение воедино разных историй, вновь создание общей картины жизни.)   Приведет   ли   его   поступок   к   изменению   людей   к   лучшему?   (Вряд   ли   изменятся   к лучшему мальчишки, на глазах которых произошел этот самосуд, ведь они увидели в отчиме “нового пахана”, вновь убедились, что   побеждает только сила. Но изменился сам отчим. Он не смог защитить девочку при жизни, но пытается сохранить хотя бы память о ней, да ведь и мир наш еще далек от совершенства… Но что­то проснулось в душе отчима, огрубевшей от жестокой грешной жизни, ведь впервые он заговорил со своей женой, а когда ехали в поезде, то даже как будто обнял ее, чего раньше никогда не делал. Изменилась и мать девочки ­ она просит прощения у Бога, у Людочки за такое позднее   свое   прозрение:   «Господи,   помоги   хоть   эту   дитю   полноценную   родить   и сохранить…   А   за   тую   доченьку,   кровиночку   алую,   жертву   невинную,   прости   меня, Господи, если можешь…» И остается надежда, что ребенок, которого ждет женщина, будет искуплением ее вины.)  Перечитайте эпилог рассказа. Надеется ли автор на искупление всех грехов? (Вряд ли, упоминание   о   ребенке   Атемки­Мыла,   родившемся   совершенным   идиотом   ­   «малый   с плоской головой», ­  и безразличные строки милицейской сводки, по которым и  Людочка, и Стрекач входят в разряд самоубийств, произошедших «сдуру», возвращают к страшной реальности, усиливают трагические мотивы, увеличивают картину всеобщей греховности.) В эпилоге появляются новые герои рассказа ­ милиционера. Определите их место в системе образов. (Заполняется нижняя строка, обоснование: грех милиционеров страшнее греха Стрекача,   поскольку     по   долгу   службы   они   обязаны   стоять   на   страже нравственности,   порядочности   и   чистоты   людей,   а   на   самом   деле   совершают безнравственные   поступки.   Находим   подтверждение   этой   мысли   в   выдержках   из Нового Завета (карточка № 3.)). Слово учителя:  А. Мень в книге «Сын человеческий» писал: «Согласно Библии, мир уже давно пребывает в состоянии упадка и нуждается в исцелении. Жизнь человеческая проходит   в   бесплодной   борьбе.   Люди   погружены   в   суету.   «Рождаясь   в   грехе»,   они неизбежно   влекутся   к   гибели.   Как   мало   похоже   это   царство   мрака   и   страданий   на осуществление воли Божией!.. Грех уничтожил и ослабил многие дарования человека, он распространился  как эпидемия,  пустил  всюду свои ядовитые  корни. Над человеческим родом приобретают власть темные стихии, подчиняя его себе и превращая землю в ад». Такую характеристику дает он нашему времени. Она страшна, даже ужасна, но от этого, к сожалению,   не   становится   менее   реальной.   Но   так   дальше   жить   нельзя.   Люди   должны пройти   через   потрясение,   чтобы   очистить   свою   душу,   ответить   за   грехи,   накопленные столетиями, чтобы новое тысячелетие стало лучше, чище, красивее…  Определите   роль   эпиграфа.   Обратите   внимание   на   пунктуационное   оформление стихотворных строчек (постановку точки между предложениями).   (Людочка совершает самоубийство, и это событие (камень ­ грех) находит отражение в душе автора. Одно действие  приводит  к другому действию.    Трагедия  эта эхом откликнулась  в сердце незнакомого ей человека, автора рассказа. Тяжелым камнем на сердце его «легла» эта история, вместившая все муки, всю боль мира и все грехи человеческие. Он испытывает нравственное   потрясение,   которое,   очищая   его   душу,   заставляет   обращаться   к современникам с мыслями о добре, человечности и сострадании. Этот случай созрел в художественное произведение, когда кредит авторского оптимизма иссяк. Бог есть, если Он есть в душе. Его нет, если нет в душе, и тогда уж никто не «воздаст», тогда – все дозволено! Кризис гуманизма, о котором говорил А. Блок в начале XX века, приобрел в конце его страшные очертания греха. Помните, что человечество начинает разрушаться с человека!)  Какое же место в системе образов занимает автор?  (Заполняется верхняя строка в схеме.) Послушайте   выдержку   из   произведения   одного   русского   писателя:   “Время беспутное и сумасшедшее. То и дело, что щупаешь собственную голову, не рехнулся ли сам. Делаются такие вещи, что кружится голова, особенно когда видишь, как законные власти   сами   стараются   себя   подорвать   и   подкапываются   под   собственный   фундамент. Разномыслие и несогласие во всей силе. Соединяются только проповедники разрушения”. Эти слова написал не наш с вами современник, они принадлежат Н. В. Гоголю. Многое ли изменилось с того времени! А если и  изменилось, то в какую сторону? В  любом  человеке есть   природная   тяга   к   чистому,   прекрасному,   тот   «нравственный»   закон,   о   котором говорил   И.   Кант.   Но   это   хрупко,   это   нужно   беречь   и   растить,   пока   не   окрепнет,   или находить и возрождать в себе и в других людях умением сострадать, сочувствовать. Иначе грязная действительность подавит в человеке все лучшее, «воспитает» грешника. В рассказе В. Астафьева, как и в реальной жизни, люди совершают грехи, просят об их искуплении. Так хотелось бы, чтобы  в вашей жизни было меньше страшного, грешного, и молитвы ваши были чисты и искренни. И самое главное ­ чтобы Бог никогда не забывал о вас, а вы ­ о своей ответственности перед Ним, перед людьми и перед собой. Звучит песня Б. Окуджавы “Молитва Франсуа Вийона”. V . Итоги урока. VI. Домашнее задание: написать сочинение по теме урока.

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния в русской литературе XX века (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)

Тема греха и покаяния  в русской литературе XX века  (по рассказу В. Астафьева “Людочка”)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017