Тема. И. Никитин «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Никити¬на «Встреча зимы»; обучать правильному чтению стихотворений, видеть и понимать настроение, мысли поэта; способствовать формированию умения видеть образные языковые средства; развитию умений сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; развивать память, речь, мышление; воспитывать любовь к родной природе. Тип урока: комбинированный. Оборудование: портрет И. Никитина, аудиозапись музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Зима», репродукция картины А. Пластова «Первый снег».
Иконка файла материала 2 (4).docx
Литературное чтение 3 класс Тема. И. Никитин «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные  картины природы. Цели:  познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина «Встреча зимы»;  обучать правильному чтению стихотворений, видеть и понимать настроение, мысли поэта; способствовать формированию умения видеть образные языковые средства; развитию умений сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;  развивать память, речь, мышление; воспитывать любовь к родной природе. Тип урока: комбинированный. Оборудование: произведения А. Вивальди «Времена года. Зима», репродукция картины  А. Пластова «Первый снег».    аудиозапись   музыкального  портрет   И.   Никитина, I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Ход урока Проверка домашнего задания II.1  Какое стихотворение читали? Кто автор?  Как надо читать стихотворение?  Покажите   иллюстрации,   которые   вы   приготовили,   и   прочитайте наизусть соответствующие отрывки из стихотворения Ивана Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...». (Дети показывают иллюстрации и читают отрывки к ним.) II.2  Работа над скороговоркой Зимой поле белое, Промерзлое, заледенелое. – Прочтите медленно, четко выговаривая каждое слово. – Прочтите еще дважды, с каждым разом увеличивая темп и силу голоса. II.3  Работа над загадкой Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает?  Сообщение темы и целей урока – О чем будем говорить на уроке? Почему вы так решили? III. – Сегодня мы продолжим изучать творчество замечательного русского поэта  И. С. Никитина, будем учиться выразительному чтению, нахождению в тексте  образных языковых средств IV. Изучение нового материала IV.1 БеседаПрочитайте   название   стихотворения. —   «Встреча зимы».) —  Как вы думаете, о чем оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.) —  Ребята, а кто из вас любит это время года? —  Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей.)  (Стихотворение   называется IV.2 Чтение стихотворения учителем под звуки музыки А.  Вивальди. Снег Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег.          (приседаем) И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны) И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками) А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки  согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)       –    Во время прослушивания обратите внимание на смену картин природы. (После чтения учитель выдерживает паузу.)  Понравилось вам стихотворение?  Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?  (Примерный ответ.  Вначале мне было грустно — шел осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый   пушистый   снежок   на   грязную   землю,   воздух   стал   чистым,  лес   стал весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе...)  Какое настроение у вас после прослушивания стихотворения?  Что помогло создать это настроение?  Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт показал,   как   на   смену   осени   грустной,   туманной,   приходит   радость первого снега, белоснежной чистоты природы. IV.3 Словарная работа а) Словарно­лексическая работа – Прочитайте словосочетания, записанные на доске, поставьте ударения на  выделенную букву: ПОУТРУ     ВЧЕРА     ДОЖДЬ. В ПОЛДЕНЬ     ДОЖДЬ     ПЕРЕСТАЛ. НЕТ     НИГДЕ     ОБЛАЧКА. НАШЕЙ     РУСИ     СВЯТОЙ.  б) Подбор синонимов к словам. – Прочтите хором, делая акцент на ударном слоге:              хмельной – пьяный сумрачный – тёмный раздолье – простор              искони – с давних пор V. ФизкультминуткаVI.  Продолжение работы по теме урока Самостоятельное   чтение   детьми   стихотворения   жужжащим VI.1 VI.2 способом Выборочное чтение —     Можно   ли   сказать,   что   И.   Никитин   в   стихотворении   «Встреча   зимы» создает как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.) —  В этом стихотворении автор показал смену картин природы. Проследите, как меняется все вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.) —     Какой   поре   посвящено   стихотворение?  (Стихотворение   посвящено предзимью. Когда зима еще не наступила, но идет первый снег?) —   Подумайте,  почему   людей   радует   первый   снег.  Найдите   эти   строки   и перечитайте их.  (Первый снег закрывает грязь кругом, становится чисто, светло и красиво?) —   Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостьей, приглашает к себе.) —  Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он ее любил.) —  А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.) (Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)         —    Как   понимаете   значение   слова   «искони»?  (Издавна,   с   незапамятных времен?) VI.3 VI.4 Выразительное чтение —  Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу. Работа по картине А. Пластова «Первый снег» – Что чувствуют дети при виде первого снега? – Как передали ощущение первого снега художник и поэт? – Несмотря на то, что картина появилась спустя 100 лет после стихотворения, они очень созвучны. – Какими средствами искусства можно передать чувства людей?  Рефлексия VII. —  Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. VIII. Подведение итогов урока —  С каким стихотворением ознакомились на уроке?  – Что нового открыли для себя на этом уроке? – Чему научились? – Какое впечатление произвела на вас поэзия И. С. Никитина? – Ответьте одной фразой: «Я почувствовал…» IX. Домашнее заданиеВыучить   понравившийся   отрывок.   По   желанию   нарисовать   иллюстрации. Выполнить задание 7 на с. 71.

Посмотрите также