Цели:познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро¬вать содержание произведения, читать вслух с постепенным пере¬ходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправ¬ляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р - формулирова¬ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни¬ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основ¬ной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимойинформации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо¬жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич¬ностные: формирование системы нравственных ценностей (лю¬бовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.
Оборудование:портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.
Тема: И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина
Цели:познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир;
пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения,
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника
в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,
оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основной
мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимойинформации в книге, умение
ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор
книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных
действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы
нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению
и изучению творчества И.А. Бунина.
Оборудование:портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео или фотоматериалы, репродукции
картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихов Н.А. Некрасова.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте загадку, напишите отгадку.
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем!
(Лес.)
— Прочитайте ее скороговоркой.
Какое время года нравится вам, чем? КАЖДОЕ ВРЕМЯ ГОДА ПРЕКРАСНО
Действительно, природа, окружающая нас прекрасна в любое время года. Сейчас у нас поздняя
осень, предзимье, но и в этот период осени природапо особому хороша. А как красива золотая
осень, пора листопада! Давайтевспомним эту пору.
Композиторы и художники не остались равнодушны к этому времени года
Это звучит музыка П.И.Чайковского...
Красоту осени изобразили на своих полотнах художники.
Итак, вспомнили это время года? Какое настроение вызвала музыка, картины? Поделитесь
своими впечатлениями..(Золотая осень очень красива)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Запишите имя поэта, чье стихотворение мы будем читать. (Бунин Иван Алексеевич.)
— Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине? (Дети вспоминают, что уже знают.)
— Определите тему и цели урока.
V. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в дворянской семье, которая была
бедной, но имела богатую родословную.
В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню, где было поместье семьи. Там и
прошли детские годы поэта.
В одиннадцать лет Иван Бунин поступил в гимназию. Но изза болезни через 4 года его исключили из
неё. Когда Ваня окреп, образованием его занялся старший брат Юлий, который закончил университет.
Юлий учил младшего брата иностранным языкам, философии, психологии и другим наукам. Оба
брата любили литературу.В 19 лет Бунин покидает имение. Он работает корректором в газете, библиотекарем, журналистом,
переходит к литературному творчеству. Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. За свою
долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических
произведений. За сборник "Листопад" награждён Пушкинской премией.
После революции Бунин покидает Россию, уезжает во Францию, в Париж. За границей писатель
очень тосковал по родине, но не вернулся обратно умер от тяжелой болезни 8.11.1953 года (83 года)
Информационная карта (учитель рассказывает о биографии, учащиеся заполняют
информационную карту)
Родился (когда и где)
Учился
Работал
Награда
Эмиграция
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа над стихотворением «Листопад»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает
актер.)
Послушайте стихотворение.
Опишите словами, что представили :
1. Солнечный осенний день. Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса,
сравнивая его с теремом.
2. В лесу много деревьев , все праздничные.
3. Стоят могучие дубы, пахнет сосновой смолой.
4.Тихо, тихо ходит по лесуосень.Она постаралась нарядить лес. Кружатсяв воздухе листья, шуршат
под ногами.Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
5.Видны паутинки, они подрагивают, очень ажурны.
6.Насекомых не видно, но вот вьется белый мотылёк и замирает, попав на паутинку
7.Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.
8.. И снова картина леса очарованного тишиной.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
ВЫВОД: автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с
теремом.
Информационная карта
Тема
Главная мысль
описание осенней природы
Учит нас восхищаться красотой родной природы, гордиться её богатствами,
призывает любить и беречь всё живое.
Стихотворение(рифма, ритм)
__ _________________________________________________
_______________________________________________________
Жанр
Рифмы
Виды рифм:
_________________________________________________________
Главный герой
Словарная
работа
осень
Завороженный_____________________________________
Лиловый ___________________
Золотой_______________________
Багряный__________________________
Лазурь_____________________________
Теремтерем в древности на Руси дом в виде башни.
лиловый голубой с розовым оттенком (светлофиолетовый)
багряный красный густого, тёмного оттенка
лазурь светло синий цвет
Объясните значение слова "заворожённый" очарованный, околдованный
Объясните слова "И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой"
Какую задачу урока мы выполнили?
Почему важен этот этап работы? (Знакомимся с новыми словами, с
толкованием слов, развиваем речь.)
Эпитеты_____________________________________________________________
___________________________________________________________________
Найдите эпитеты в тексте стихотворения. Напоминаю, что это слова ,
которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на
вопрос"какой"
Да, их много в стих. (На доске)
расписной терем
лиловый, золотой, багряный лес
весёлой, пёстрою стеной
над светлою поляной
жёлтою резьбой
в лазури голубой
в листве сквозной
тихою вдовой
пёстрый терем
на пустой поляне
среди широкого двора
воздушной паутины
последний мотылёк
белый лепесток
солнечным теплом
мёртвое молчанье
в синей вышине
заворожённый лес
Почему автор использовал так много эпитетов?(С помощью
прилагательныхэпитетов показал яркую красоту осенней природы)
олицетворения (осень входит в "терем свой"),
сравнения:
лес, точно терем расписной
лес стоит стеной
как вышки, елочки темнеют
синеют просветы в небо, что оконца
среди широкого двора
паутины ткани, как сеть
мотылек, точно белый лепесток
С помощью шипящих и свистящих звуков при чтении строчек И.А. Бунина в
стихотворении "Листопад" можно почувствовать шорох, шуршанье, шум
листьев:
Средства
художественной
выразительности
Звукозапись
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
IX. Подведение итогов урока— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Домашнее задание: ответить на вопросы по плану.
Учимся писать сочинение
1.Вступление.
1.1.Название
1.2. Автор
2. Основная часть
2.1. Это произведение об
2.2 Какие слова использовал автор для описания осени? Выпиши их.
2.3 Какое настроение передаёт автор?
2.4.Какую картину создал автор? Какой он изобразил осень?
3. Заключение.
3.1. Моё впечатление от стихотворения.
VII. Рефлексия