Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Урок 83 (103, 104).
Тема: Изменение имён прилагательных по падежам
Цели:
– овладение системой словоизменения имён прилагательных, формирование умений устанавливать связь имён
прилагательных с именами существительными и определять их признаки.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Беседа.
– Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:
У существительных подчас
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2015
1Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
(В. Агафонов)
– Как «прикладываются», как связываются имена прилагательные с именами
существительными? Есть ли в связи какаято закономерность?
II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
Постановка основного вопроса урока.
Работа по учебнику. Чтение вслух письма Майкла Игорю и Оле.
Работа по заданиям с формулировкой вопроса:
– Как нужно изменять имена прилагательные?
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
III. Открытие
новых знаний.
2 3 3 4 5
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 210 – наблюдение над изменением имён прилагательных.
– Одинаковые или разные окончания имён прилагательных при склонении?
© ООО «Баласс», 2015
2– От чего это зависит? (От падежа и числа.)
Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е.
склоняются.
2. На доске записаны слова: озеро, река.
– Составьте словосочетания с ними, используя прилагательное лесной.
– Что вы заметили? (Прилагательное изменило свой род и окончание.)
Сделайте вывод: От чего зависит род имён прилагательных? (От рода имён
существительных.)
3. – Ответьте на вопрос, который возник при чтении письма Майкла (Как
изменяются имена прилагательные?), и исправьте текст письма, дав
комментарий по каждому случаю употребления формы прилагательного.
2. Работа с текстом определения в рамке.
Ученики сравнивают свой вывод с законченным определением на с. 140
учебника, отвечают на вопросы и выполняют задания после текста (с. 41–
42).
IV. Развитие
умений.
3 4 5 6 1 3 2
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 211 – развивается умение склонять имена прилагательные и
устанавливать закономерности в склонении.
Выводы после выполнения упражнения:
1) Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя
существительное, от которого оно зависит.
2) Падежные окончания прилагательных в м. и ср.р. одинаковые.
2. Упр. 212 – развивается умение вычленять из текста словосочетания
существительных с прилагательными, определять их признаки.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
© ООО «Баласс», 2015
3Комментированное выполнение по образцу.
Дополнительно:
– Прочитайте слова в рамке. Какие это цвета‘? Какие из этих слов являются
синонимами? (Багряный, багровый.)
2. Работа в рабочей тетради.
– Выполните задание № 2, тема 8.
– Что нужно знать, чтобы сделать правильный выбор? (Значение
прилагательного багряный.)
– Как его можно узнать? (Посмотреть в толковый словарь.) Выберите ответ.
Сверьте с ключами.
3. Запись под диктовку.
Осенний старательный ветер листву по дорогам разнёс (М. Исаковский).
Старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки (И.
Тургенев). Было чудесное летнее утро. Дни стоят морозные.
Задания:
1) Выделить окончания имён прилагательных, определить и надписать род,
число, падеж.
2) Выделить корень в словарных словах. Обозначить орфограмму.
3) Разобрать по составу сложное слово: черногруд ый .
– Прочитайте последнее предложение. Какой признак мы укажем для слова дни,
но не укажем для слова морозные? (Род.) Почему? (Во мн.ч. род у
прилагательных отсутствует.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2015
4– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
4 4
– Выполните задание № 4, тема 8 в рабочей тетради.
Взаимопроверка.
– Сколько признаков нужно назвать у имён прилагательных, приведённых в
предложении? (2)
– Какой признак отсутствует? Почему?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 4, с. 56, выписать ключевые слова из правила об изменении имён
прилагательных (с. 140) и уметь на их основе рассказать правило.
© ООО «Баласс», 2015
5