Тема: КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ
Цели: сформировать понятия «горы», «вулкан»; познакомить с низкими, средними и высокими горами, с частями горы; развивать умение выделять существенные признаки; развивать познавательную активность, самостоятельность.
Оборудование: физическая карта; изображение гор; запись песни В. Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы...»; рассказ К. Ушинского «Горная страна»; д/ф «Уральские горы»; макет гор; лист бумаги; контурная карта.Тема: КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ
КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ.docx
Т е м а : КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ
Ц е л и : сформировать понятия «горы», «вулкан»; познакомить с низкими, средними и высокими горами, с частями
горы; развивать умение выделять существенные признаки; развивать познавательную активность, самостоятельность.
О б о р у д о в а н и е : физическая карта; изображение гор; запись песни В. Высоцкого «Лучше гор могут быть только
горы...»; рассказ К. Ушинского «Горная страна»; д/ф «Уральские горы»; макет гор; лист бумаги; контурная карта.
Х о д у р о к а
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте з а г а д к у :
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.
(Гора.)
– Сегодня на уроке мы узнаем, что такое горы, как появляются и почему разрушаются горы, есть ли жизнь в горах.
II. Работа по учебнику.
– Что такое равнина, холм?
– Чем различаются плоская и холмистая равнины?
– Как люди борются с оврагами?
З а д а н и е 1.
– Прочитайте текст в учебнике. Как можно подписать фотографии? (Горы.)
– Горы представляют собой высокие вытянутые хребты с крутыми склонами, оканчивающиеся иногда скалами с
остроконечными вершинами. Хребты бывают изрезаны глубокими горными долинами, по дну которых протекают бурные
реки.
– Рассмотрите изображения гор. Сравните холм с горой. Не все горы высокие, есть и низкие. Эти горы имеют пологие склоны, округлые вершины, широкие речные долины. На
карте горы обозначают коричневым цветом.
– Покажите горы на карте.
В горах трудно найти площадки для поселений и полей. Еще труднее прокладывать там дороги. Горы всегда влекли к
себе любителей приключений, альпинистов и всех, кто просто любит природу и тишину.
Горы есть на всех континентах. Есть они и в Евразии, в том числе на территории России.
– Покажите на карте России горы.
На образование гор ушли миллионы лет. А такие горы, как Альпы и Гималаи, растут до сих пор, правда очень
медленно.
Послушайте о том, как выросла гора на поле одного мексиканского фермера. Многие годы на его поле было
небольшое странное отверстие. 20 февраля 1943 г., после трехнедельного землетрясения в этом районе, фермер заметил
на своем участке трещину, проходившую как раз через таинственное отверстие, из которого начал подниматься дым, а
затем появились извержения пыли и горячего пепла.
Через день началось извержение пылающей горной породы, от которой огонь перекинулся на окрестные деревья.
Встревоженные жители близлежащей деревни Сан Хуан Парангарикутиро послали своих представителей узнать, в чем
дело, и те обнаружили, что отверстие заметно увеличилось, а из него в воздух выбрасываются пылающие камни, известные
как «вулканические бомбы».
На следующий день на этом месте образовалась небольшая гора. Через неделю извержение усилилось, и к 27 февраля
высота конуса была уже около 150 м. В марте извержение усилилось так, что отдельные облака пыли достигали Мехико.
В июне 1943 г. началось извержение лавы. Постепенно нарастая, эти извержения полностью покрыли всю деревню Сан
Хуан Парангарикутиро, за исключением церковной колокольни. С 1943 по 1951 гг. высота конуса достигла отметки 410 м
выше уровня поля. Вулкан давал о себе знать девять раз. Мексиканское правительство дало вулкану название
Парангарикутиро.
Учитель демонстрирует иллюстрацию: шпиль церкви Сан Хуан Парангарикутиро, возвышающийся над
нагромождениями застывшей лавы вулкана. – Горы сначала растут, а затем под воздействием природных факторов разрушаются. Мороз, снег, дождь, резкий
перепад температуры разрушают горы.
Погода и климат в горах зависят от высоты. Чем выше в горы, тем ниже температура воздуха. В связи с этим самые
высокие горы покрыты вечными снегами и льдами.
Сегодня многие горные районы – это национальные парки, где в естественных условиях сохраняются флора и фауна.
Но разрушительная «хозяйственная» деятельность человека пагубно отражается на состоянии гор. Шахты уродуют
горные ландшафты, а промышленные выбросы отравляют горные реки. Туризм тоже может представлять угрозу для
природы гор, когда принимает очень широкие масштабы, нарушая природный баланс. Но самый большой урон наносят
горам вырубка лесов и выпасы скота на одних и тех же пастбищах.
– Чему равна высота низких гор? (От двухсот метров до одного километра.) Чему равна высота средних гор? (От
одного до двух километров.)
– Какие горы называют высокими? (Высота которых более двух километров.) Какие горы называют сопками?
(Низкие горы с округлыми вершинами.)
– Каким цветом на карте обозначают горы и равнины?
– Что называют «останцом»?
– Назовите высочайшую вершину земного шара. (Эверест.)
– Покажите Эверест на карте. Какова высота Эвереста? (8848 метров.)
– Назовите самую высокую гору на территории России. (Эльбрус.) Покажите Эльбрус на карте. Какова высота
Эльбруса? (5642 метра.)
З а д а н и е 2.
– Прочитайте стихотворение в учебнике. О высокой или низкой горе идёт речь в стихотворении? (О высокой горе.)
– Какие слова пропущены? (На горе; белоснежные облака; на вершине; барса снежного и орла.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Опишите, что изобразили на них ученики.
III. Работа в тетради на печатной основе.
З а д а н и я 27, 28. – Укажите на рисунке части горы. Нарисуйте горы по описанию.
IV. Фронтальная работа.
Учащиеся анализируют схему «Формы гор». V. Итог урока.
– Назовите части гор. Назовите горы России.
Тема: КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ
Тема: КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ
Тема: КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ
Тема: КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ
Тема: КАКИМИ БЫВАЮТ ГОРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.