3 7 3
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
Можно предложить другой способ постановки проблемы:
– Илюша и Анюта – брат и сестра, у них много общих воспоминаний, интересов. Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли? (Да, часто.)
На доске появляется запись:
У родных брата и сестры много общего.
– Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики):
Анюта: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала чёрная кошка.
Илюша: Ну ты прям как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь?
Анюта: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.
– Одинаково ли думают Илюша и Анюта? (Нет, по-разному. Анюта верит в приметы, а Илюша – нет.)
На доске появляется запись:
Родные брат с сестрой думают по-разному.
– Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему люди не могут думать одинаково?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
Версии детей.
– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои предположения, суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п.
Учитель вывешивает на доску плакат с изображением большой ромашки с четырьмя лепестками. В центре ромашки надпись: «Многоликое человечество. Мы разные…». В основании каждого лепестка есть место для подписей, размещённых на отдельных карточках:
«По внешнему облику»;
«По национальности»;
«По месту рождения и проживания»;
«По взглядам на мир».
По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель прикрепляет карточки с подписями на лепестках. Затем учитель раздаёт группам учеников по 1–2 листа с фразами и рисунками, иллюстрирующими многоликость человечества (рисунки можно сделать очень условными, в стиле дорожных знаков.) Перечень фраз и иллюстраций может быть таким:
1. «Верующие разных религий» – христианский священник с крестом, мулла в чалме возносит руки к небу.
2. «Атеисты» – два человечка с плакатом «Бога нет!».
3. «Граждане разных государств» – два человечка: один с флагом России, другой с флагом США.
4. «Европеоидная раса» – светлокожий человек.
5. «Монголоидная раса» – желтокожий человек.
6. «Негроидная раса» – чернокожий человек.
7. «Люди разных народов» – один человечек с плакатом: «Мы – русские», другой человечек с плакатом «Мы – немцы».
Представители от групп должны разместить свои листы в том или ином лепестке ромашки, объяснить свой выбор. Таким образом, ученики актуализируют и систематизируют свои знания по теме «Многоликое человечество». Если вы используете предложенные выше фразы, то их расположение по лепесткам должно быть таким:
Лепесток «По внешнему облику» – фразы 4, 5, 6.
Лепесток «По национальности» – 7.
Лепесток «По месту рождения и проживания» – 3.
Лепесток «По взглядам на мир» – 1, 2.
Если лист со словом «атеисты» вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.