3 7 3
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
Можно предложить другой способ постановки проблемы:
– Илюша и Анюта – брат и сестра, у них много общих воспоминаний, интересов. Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли? (Да, часто.)
На доске появляется запись:
У родных брата и сестры много общего.
– Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики):
Анюта: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала чёрная кошка.
Илюша: Ну ты прям как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь?
Анюта: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.
– Одинаково ли думают Илюша и Анюта? (Нет, по-разному. Анюта верит в приметы, а Илюша – нет.)
На доске появляется запись:
Родные брат с сестрой думают по-разному.
– Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему люди не могут думать одинаково?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
Версии детей.
– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои предположения, суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п.
Учитель вывешивает на доску плакат с изображением большой ромашки с четырьмя лепестками. В центре ромашки надпись: «Многоликое человечество. Мы разные…». В основании каждого лепестка есть место для подписей, размещённых на отдельных карточках:
«По внешнему облику»;
«По национальности»;
«По месту рождения и проживания»;
«По взглядам на мир».
По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель прикрепляет карточки с подписями на лепестках. Затем учитель раздаёт группам учеников по 1–2 листа с фразами и рисунками, иллюстрирующими многоликость человечества (рисунки можно сделать очень условными, в стиле дорожных знаков.) Перечень фраз и иллюстраций может быть таким:
1. «Верующие разных религий» – христианский священник с крестом, мулла в чалме возносит руки к небу.
2. «Атеисты» – два человечка с плакатом «Бога нет!».
3. «Граждане разных государств» – два человечка: один с флагом России, другой с флагом США.
4. «Европеоидная раса» – светлокожий человек.
5. «Монголоидная раса» – желтокожий человек.
6. «Негроидная раса» – чернокожий человек.
7. «Люди разных народов» – один человечек с плакатом: «Мы – русские», другой человечек с плакатом «Мы – немцы».
Представители от групп должны разместить свои листы в том или ином лепестке ромашки, объяснить свой выбор. Таким образом, ученики актуализируют и систематизируют свои знания по теме «Многоликое человечество». Если вы используете предложенные выше фразы, то их расположение по лепесткам должно быть таким:
Лепесток «По внешнему облику» – фразы 4, 5, 6.
Лепесток «По национальности» – 7.
Лепесток «По месту рождения и проживания» – 3.
Лепесток «По взглядам на мир» – 1, 2.
Если лист со словом «атеисты» вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее.
Окружающий мир
Урок 25.
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ГЛАВА IV. МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ
Цели:
– Научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать верующих разных религий и
атеистов.
Этапы урока
Ι
. Постановка
учебной
проблемы.
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
3 7 3
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично
тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для
этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным
знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по
предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют
основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему
необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем
этапе урока.
Можно предложить другой способ постановки проблемы:
– Илюша и Анюта – брат и сестра, у них много общих воспоминаний, интересов.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
© ООО «Баласс», 2014Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли? (Да, часто.)
На доске появляется запись:
У родных брата и сестры много общего.
– Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее
подготовленные ученики):
Анюта: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала чёрная кошка.
Илюша: Ну ты прям как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового
веришь?
Анюта: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.
– Одинаково ли думают Илюша и Анюта? (Нет, поразному. Анюта верит в
приметы, а Илюша – нет.)
На доске появляется запись:
Родные брат с сестрой думают поразному.
– Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Почему люди не могут думать одинаково?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
Версии детей.
– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои предположения,
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
© ООО «Баласс», 2014обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои
привычки, характер, происхождение и т.п.
Учитель вывешивает на доску плакат с изображением большой ромашки с
четырьмя лепестками.
В центре ромашки надпись: «Многоликое
человечество. Мы разные…». В основании каждого лепестка есть место для
подписей, размещённых на отдельных карточках:
«По внешнему облику»;
«По национальности»;
«По месту рождения и проживания»;
«По взглядам на мир».
По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель
прикрепляет карточки с подписями на лепестках. Затем учитель раздаёт
группам учеников по 1–2 листа с фразами и рисунками, иллюстрирующими
многоликость человечества (рисунки можно сделать очень условными, в
стиле дорожных знаков.) Перечень фраз и иллюстраций может быть таким:
1. «Верующие разных религий» – христианский священник с крестом, мулла в
чалме возносит руки к небу.
2. «Атеисты» – два человечка с плакатом «Бога нет!».
3. «Граждане разных государств» – два человечка: один с флагом России, другой
с флагом США.
4. «Европеоидная раса» – светлокожий человек.
5. «Монголоидная раса» – желтокожий человек.
6. «Негроидная раса» – чернокожий человек.
7. «Люди разных народов» – один человечек с плакатом: «Мы – русские», другой
человечек с плакатом «Мы – немцы».
Представители от групп должны разместить свои листы в том или ином
© ООО «Баласс», 2014II. Поиск решения
проблемы.
лепестке ромашки, объяснить свой выбор. Таким образом, ученики
актуализируют и систематизируют свои знания по теме «Многоликое
человечество». Если вы используете предложенные выше фразы, то их
расположение по лепесткам должно быть таким:
Лепесток «По внешнему облику» – фразы 4, 5, 6.
Лепесток «По национальности» – 7.
Лепесток «По месту рождения и проживания» – 3.
Лепесток «По взглядам на мир» – 1, 2.
Если лист со словом «атеисты» вызовет затруднение, его можно прикрепить к
краю доски и разместить на схеме позднее.
2 4 1 2 3 1
1. Общие черты религиозных верований.
– Обратите внимание на лепесток «По взглядам на мир». Вы разместили сюда
карточку «Верующие разных религий». Какие религии вы уже знаете?
Ученики могут вспомнить веру в духов (материал темы «Первобытный мир –
первые шаги человечества»), христианство, ислам (материал темы «Эпоха
Средних веков – между Древностью и Новым временем».)
– Какие общие черты есть у всех религий?
Ученики могут высказать свои предположения, их можно записать на доску
ключевыми словами или в виде символов. Если ученики затрудняются,
предложите им выполнить задание к рисункам на с. 91. После того как
задание выполнено, снова вернитесь к вопросу: «Что общего есть во всех
религиях?». С помощью учителя ребята должны прийти к выводу, что
религия – вера в сверхъестественные силы (духов, богов, Бога.) Поклонение
© ООО «Баласс», 2014этим силам предполагает:
– посредников между богом и человеком (можно предложить дать название
каждому (на картинках): колдуны, жрецы, шаманы, священнослужители);
– места для поклонений (рощи, ручьи, идолы, храмы);
– обряды (молитвы, иногда жертвы и т.д.), в которых используются различные
священные предметы.
Проверка вывода осуществляется по тексту фрагмента «У Бога милости много»
– можно прочитать фрагмент целиком по цепочке или выборочно, ориентируясь
на выделенные слова.
2. Верующие и атеисты
.
– Как вы думаете, все люди на планете верят в какихнибудь богов? (Ученики
могут высказать разные мнения, нужно поддержать тех, кто скажет, что
не все люди верят в богов.) А как такие люди называются? (Если ученики
затрудняются, обратите их внимание на карточку «Атеисты».)
– Рассмотрите рисунки на с. 92. Определите, кого из героев рисунков можно
назвать верующими, а кого атеистами? (Ответы учеников.) С кем из них вы бы
согласились, кто из них прав? (Ученики могут высказать разные
предположения,
Необходимо добиться
аргументации мнений: «Я думаю, что прав …, потому что…». Хорошо, если
ктонибудь догадается, что каждый посвоему прав, каждый может
думать так, как считает нужным и т.п.)
– Вы не первые, кто спорит изза религиозных взглядов на мир. Вспомните, когда
в истории такие споры приводили к серьёзным конфликтам, даже войнам?
(Можно вывесить Ленту времени всемирной истории, «Реку времени Российской
истории».)
может возникнуть спор.
© ООО «Баласс», 2014Ученики вспоминают крестовые походы, разрушение церквей в начале XX века
большевиками и др.
– Так кто же был прав в споре о том, во что надо верить? (Ученики снова
возвращаются к мысли, что каждый сам для себя должен выбрать, во что
верить, а во что нет.)
Проверка выводов осуществляется по тексту фрагмента «Свобода совести».
Дети помещают карточку «Атеисты» в лепесток схемы «По взглядам на
мир».
Можно остановиться на вопросе нетерпимости церкви к другим
вероисповеданиям и атеизму (задание на с. 93.) Примером служит трагедия
Джордано Бруно. Учитель может рассказать, что учёный Бруно пытался
выяснить истину: какое небесное тело вращается вокруг какого – Солнце
вокруг Земли, как считалось католической церковью, или наоборот. Когда он
выяснил, что на самом деле Солнце стоит на месте, церковь признала его
еретиком. За то, что он усомнился в принципах веры и не отрёкся от
ложного, по их мнению, убеждения, его сожгли на костре. Спустя 300 лет к
власти в нашей стране пришли революционерыатеисты (можно вспомнить,
как назывались эти люди и кто их возглавлял.) Их противниками были и
служители церкви, например патриарх Тихон. Отталкиваясь от этой
ситуации, можно указать, что с учёным Бруно и патриархом Тихоном
поступили по законам их времени и спросить: могут ли подобные расправы
быть признаны законными в наши дни? В ходе беседы надо подчеркнуть, что
на сегодняшний день общечеловеческое правило гласит: «Во что верить, а во
что нет, человек может решать только сам», и ни одна церковь или группа
людей не имеет права насильно привлекать на свою сторону людей или
заставлять их отрекаться от своих убеждений. Таким образом, одним из
© ООО «Баласс», 2014самых важных прав каждого человека является свобода совести.
3. Разнообразие религий мира.
– Вспомните, что необходимо верующим людям для богослужения? (Храмы,
книги, священные предметы.)
– Что вы видите на заставке к нашему уроку?
Учитель вместе с учениками устанавливает, что в заставке использованы
изображения священных предметов и изображения основателей религий:
икона (Иисус Христос), рисунки (Будда, Конфуций, Мухаммед), скульптуры
(Шива и Лаоцзы) – см. подписи к изображениям на с. 94–95. Работу можно
организовать по группам.
Для этого иллюстрации из заставки
распределяются по одной в каждую группу, предлагается задание:
1. Определите, как выполнено изображение (икона, рисунок, скульптура.)
2. С помощью с. 94–95 учебника определите, кто изображён на иллюстрации, к
какой религии относится.
– Все изображения разные, поразному выполнены, но что же их всех объединяет?
Ученики вместе с учителем подбирают разные версии, приходят к выводу,
что все это памятники человеческой культуры, искусства. Для этого
необходимо вспомнить, что такое культура («Моё Отечество», тема
«Золотые ворота» в Древнюю Русь») – всё полезное или красивое, что создано
людьми, а не природой.
– Можно ли считать хорошим поступком уничтожение какогонибудь из этих
памятников культуры? Например, если верующий одной религии уничтожит
памятник другой религии?
Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои мнения,
© ООО «Баласс», 2014ΙII.
Самостоятельное
применение
знаний.
объясняют их. Ребята могут догадаться, что уничтожение священного для
верующего предмета – это оскорбление,
по «золотому правилу
нравственности» – это плохой поступок. Кроме того, любоваться
памятником культуры может человек любой религии (или атеист), он
может быть интересен для разных людей. Значит, уничтожение любого
памятника культуры – это вред всему человечеству.
Проверить предположения можно по тексту фрагмента «Пути духовных
исканий».
2 4 1 2 3 1
В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (Почему люди не могут думать одинаково?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой
вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к
выводу, что все люди разные, в том числе и по взглядам на мир. Есть люди,
которые верят в сверхъестественное, и есть атеисты. Каждый может
остаться при своём мнении, но это не должно помешать Илюше и Анюте
остаться братом и сестрой, нам всем добрыми друзьями.
Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после
текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один
два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
ТОУУ
© ООО «Баласс», 2014IV. Домашнее
задание.
V. Итог урока.
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 17,
выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить
желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое
задание:
1. – Нарисуй плакат, призывающий людей к уважению чужой веры, других
взглядов на мир.
2. – С помощью родителей подбери по одному примеру государств или народов,
исповедующих какуюнибудь религию.
4
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
© ООО «Баласс», 2014