Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ
Оценка 4.8

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл—4 кл
30.03.2018
Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ
3 7 3 Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы: – Илюша и Анюта – брат и сестра, у них много общих воспоминаний, интересов. Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли? (Да, часто.) На доске появляется запись: У родных брата и сестры много общего. – Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики): Анюта: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала чёрная кошка. Илюша: Ну ты прям как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь? Анюта: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить. – Одинаково ли думают Илюша и Анюта? (Нет, по-разному. Анюта верит в приметы, а Илюша – нет.) На доске появляется запись: Родные брат с сестрой думают по-разному. – Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему люди не могут думать одинаково? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. Версии детей. – Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока? Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои предположения, суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п. Учитель вывешивает на доску плакат с изображением большой ромашки с четырьмя лепестками. В центре ромашки надпись: «Многоликое человечество. Мы разные…». В основании каждого лепестка есть место для подписей, размещённых на отдельных карточках: «По внешнему облику»; «По национальности»; «По месту рождения и проживания»; «По взглядам на мир». По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель прикрепляет карточки с подписями на лепестках. Затем учитель раздаёт группам учеников по 1–2 листа с фразами и рисунками, иллюстрирующими многоликость человечества (рисунки можно сделать очень условными, в стиле дорожных знаков.) Перечень фраз и иллюстраций может быть таким: 1. «Верующие разных религий» – христианский священник с крестом, мулла в чалме возносит руки к небу. 2. «Атеисты» – два человечка с плакатом «Бога нет!». 3. «Граждане разных государств» – два человечка: один с флагом России, другой с флагом США. 4. «Европеоидная раса» – светлокожий человек. 5. «Монголоидная раса» – желтокожий человек. 6. «Негроидная раса» – чернокожий человек. 7. «Люди разных народов» – один человечек с плакатом: «Мы – русские», другой человечек с плакатом «Мы – немцы». Представители от групп должны разместить свои листы в том или ином лепестке ромашки, объяснить свой выбор. Таким образом, ученики актуализируют и систематизируют свои знания по теме «Многоликое человечество». Если вы используете предложенные выше фразы, то их расположение по лепесткам должно быть таким: Лепесток «По внешнему облику» – фразы 4, 5, 6. Лепесток «По национальности» – 7. Лепесток «По месту рождения и проживания» – 3. Лепесток «По взглядам на мир» – 1, 2. Если лист со словом «атеисты» вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее.
1 (11).doc
Окружающий мир  Урок 25.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ГЛАВА IV. МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ Цели: –  Научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать верующих разных религий и атеистов.  Этапы урока Ι . Постановка  учебной  проблемы. Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов  3  7  3  Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого   с   учениками   необходимо   прочитать   текст,   отмеченный   условным знаком   проблемной   ситуации,   после   чего   организовать   беседу   по предложенным   вопросам.   Ученики   с   помощью   учителя   формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску.  К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Можно предложить другой способ постановки проблемы: – Илюша и Анюта – брат и сестра, у них много общих воспоминаний, интересов. Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  © ООО «Баласс», 2014 Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли? (Да, часто.) На доске появляется запись:  У родных брата и сестры много общего.  – Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики): Анюта: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала чёрная кошка.  Илюша: Ну ты прям как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь? Анюта: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.  –  Одинаково   ли   думают   Илюша   и   Анюта?   (Нет,   по­разному.   Анюта   верит   в приметы, а Илюша – нет.)  На доске появляется запись:  Родные брат с сестрой думают по­разному. – Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему люди не могут думать одинаково?  Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  – Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. Версии детей. – Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока? Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои предположения, классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к © ООО «Баласс», 2014 обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. суть   которых   сводится   к   тому,   что   все   люди   разные,   у   каждого   свои привычки, характер, происхождение и т.п. Учитель вывешивает на доску  плакат с изображением большой ромашки с четырьмя   лепестками.   В   центре   ромашки   надпись:   «Многоликое человечество. Мы разные…». В основании каждого лепестка есть место для подписей, размещённых на отдельных карточках:   «По внешнему облику»;   «По национальности»;   «По месту рождения и проживания»;  «По взглядам на мир». По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель прикрепляет карточки с подписями  на лепестках. Затем учитель раздаёт группам учеников по 1–2 листа с фразами и рисунками, иллюстрирующими многоликость   человечества   (рисунки   можно   сделать   очень   условными,   в стиле дорожных знаков.) Перечень фраз и иллюстраций может быть таким: 1. «Верующие разных религий» – христианский священник с крестом, мулла в чалме возносит руки к небу.  2. «Атеисты» – два человечка с плакатом «Бога нет!». 3. «Граждане разных государств» – два человечка: один с флагом России, другой с флагом США.  4. «Европеоидная раса» – светлокожий человек. 5. «Монголоидная раса» – желтокожий человек. 6. «Негроидная раса» – чернокожий человек. 7. «Люди разных народов» – один человечек с плакатом: «Мы – русские», другой человечек с плакатом «Мы – немцы».  Представители от групп должны разместить свои листы в том или ином © ООО «Баласс», 2014 II. Поиск решения проблемы. лепестке   ромашки,   объяснить   свой   выбор.   Таким   образом,   ученики актуализируют   и   систематизируют   свои   знания   по   теме   «Многоликое человечество».   Если   вы   используете   предложенные   выше   фразы,   то   их расположение по лепесткам должно быть таким: Лепесток «По внешнему облику» – фразы 4, 5, 6. Лепесток «По национальности» – 7. Лепесток «По месту рождения и проживания» – 3. Лепесток «По взглядам на мир» – 1, 2. Если лист со словом «атеисты» вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее. 2  4  1  2  3  1 1. Общие черты религиозных верований.  –  Обратите внимание на лепесток «По взглядам на мир». Вы разместили сюда карточку «Верующие разных религий». Какие религии вы уже знаете? Ученики могут вспомнить веру в духов (материал темы «Первобытный мир – первые шаги человечества»), христианство, ислам (материал темы «Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем».)  – Какие общие черты есть у всех религий?  Ученики могут высказать свои предположения, их можно записать на доску ключевыми   словами   или   в   виде   символов.   Если   ученики   затрудняются, предложите   им   выполнить   задание   к   рисункам   на   с.   91.   После   того   как задание   выполнено,   снова   вернитесь   к   вопросу:   «Что   общего   есть   во   всех религиях?».   С   помощью   учителя   ребята   должны   прийти   к   выводу,   что религия – вера в сверхъестественные силы (духов, богов, Бога.) Поклонение © ООО «Баласс», 2014 этим силам предполагает:  –  посредников   между   богом   и   человеком   (можно   предложить   дать   название каждому (на картинках): колдуны, жрецы, шаманы, священнослужители); – места для поклонений (рощи, ручьи, идолы, храмы); –  обряды (молитвы, иногда жертвы и т.д.), в которых используются различные священные предметы.  Проверка вывода осуществляется по тексту фрагмента «У Бога милости много» – можно прочитать фрагмент целиком по цепочке или выборочно, ориентируясь на выделенные слова. 2. Верующие и атеисты  . –  Как вы думаете, все люди на планете верят в каких­нибудь богов? (Ученики могут высказать разные мнения, нужно поддержать тех, кто скажет, что не   все   люди   верят   в   богов.)   А   как   такие   люди   называются?   (Если   ученики затрудняются, обратите их внимание на карточку «Атеисты».)  –  Рассмотрите рисунки на с. 92. Определите, кого из героев рисунков можно назвать верующими, а кого атеистами? (Ответы учеников.) С кем из них вы бы согласились,   кто   из   них   прав?   (Ученики   могут   высказать   разные предположения,   Необходимо   добиться аргументации мнений: «Я думаю, что прав …, потому что…». Хорошо, если кто­нибудь   догадается,   что   каждый   по­своему   прав,   каждый   может думать так, как считает нужным и т.п.)  – Вы не первые, кто спорит из­за религиозных взглядов на мир. Вспомните, когда в   истории   такие   споры   приводили   к   серьёзным   конфликтам,   даже   войнам? (Можно вывесить Ленту времени всемирной истории, «Реку времени Российской истории».)    может   возникнуть   спор. © ООО «Баласс», 2014 Ученики вспоминают крестовые походы, разрушение церквей в начале XX века большевиками и др.  –  Так   кто   же   был   прав   в   споре   о   том,   во   что   надо   верить?  (Ученики   снова возвращаются к мысли, что каждый сам для себя должен выбрать, во что верить, а во что нет.)  Проверка выводов осуществляется по тексту фрагмента «Свобода совести». Дети помещают карточку «Атеисты» в лепесток схемы «По взглядам на мир». Можно   остановиться   на   вопросе   нетерпимости   церкви   к   другим вероисповеданиям и атеизму (задание на с. 93.) Примером служит трагедия Джордано Бруно. Учитель может рассказать, что учёный Бруно пытался выяснить   истину:   какое   небесное   тело   вращается   вокруг   какого   –   Солнце вокруг Земли, как считалось католической церковью, или наоборот. Когда он выяснил, что на самом деле Солнце стоит на месте, церковь признала его еретиком.   За   то,   что   он   усомнился   в   принципах   веры   и   не   отрёкся   от ложного, по их мнению, убеждения, его сожгли на костре. Спустя 300 лет к власти в нашей стране пришли революционеры­атеисты (можно вспомнить, как   назывались   эти   люди   и   кто   их   возглавлял.)   Их   противниками   были   и служители   церкви,   например   патриарх   Тихон.   Отталкиваясь   от   этой ситуации,   можно   указать,   что   с   учёным   Бруно   и   патриархом   Тихоном поступили по законам их времени и спросить: могут ли подобные расправы быть признаны законными в наши дни? В ходе беседы надо подчеркнуть, что на сегодняшний день общечеловеческое правило гласит: «Во что верить, а во что нет, человек может решать только сам», и ни одна церковь или группа людей   не   имеет   права   насильно   привлекать   на   свою   сторону   людей   или заставлять  их  отрекаться  от своих  убеждений.   Таким  образом,  одним  из © ООО «Баласс», 2014 самых важных прав каждого человека является свобода совести. 3. Разнообразие религий мира. –  Вспомните,   что   необходимо   верующим   людям   для   богослужения?   (Храмы, книги, священные предметы.)  – Что вы видите на заставке к нашему уроку? Учитель вместе  с  учениками устанавливает,  что в заставке использованы изображения   священных   предметов   и   изображения   основателей   религий: икона (Иисус Христос), рисунки (Будда, Конфуций, Мухаммед), скульптуры (Шива и Лао­цзы) – см. подписи к изображениям на с. 94–95. Работу можно организовать   по   группам.   Для   этого   иллюстрации   из   заставки распределяются по одной в каждую группу, предлагается задание: 1. Определите, как выполнено изображение (икона, рисунок, скульптура.) 2. С помощью с. 94–95 учебника определите, кто изображён на иллюстрации, к какой религии относится.  – Все изображения разные, по­разному выполнены, но что же их всех объединяет?  Ученики вместе с учителем подбирают разные версии, приходят к выводу, что   все   это   памятники   человеческой   культуры,   искусства.   Для   этого необходимо   вспомнить,   что   такое   культура   («Моё   Отечество»,   тема «Золотые ворота» в Древнюю Русь») – всё полезное или красивое, что создано людьми, а не природой.  –  Можно  ли считать хорошим  поступком  уничтожение  какого­нибудь  из  этих памятников   культуры?   Например,   если   верующий   одной   религии   уничтожит памятник другой религии?  Ученики   совещаются   в   парах   или   группах,   высказывают   свои   мнения, © ООО «Баласс», 2014 ΙII.  Самостоятельное  применение  знаний. объясняют их. Ребята могут догадаться, что уничтожение священного для верующего   предмета   –   это   оскорбление,   по   «золотому   правилу нравственности»   –   это   плохой   поступок.   Кроме   того,   любоваться памятником   культуры   может   человек   любой   религии   (или   атеист),   он может   быть   интересен   для   разных   людей.   Значит,   уничтожение   любого памятника культуры – это вред всему человечеству. Проверить   предположения  можно  по  тексту   фрагмента   «Пути  духовных исканий». 2 4 1 2 3 1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему люди не могут думать одинаково?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что все люди разные, в том числе и по взглядам на мир. Есть люди, которые   верят   в   сверхъестественное,   и   есть   атеисты.   Каждый   может остаться при своём мнении, но это не должно помешать Илюше и Анюте остаться братом и сестрой, нам всем добрыми друзьями.  Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­ два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  ТОУУ © ООО «Баласс», 2014 IV. Домашнее  задание. V. Итог урока. – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 17, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выбрать   творческое задание: 1.  –  Нарисуй   плакат,   призывающий   людей   к   уважению   чужой   веры,   других взглядов на мир. 2. – С помощью родителей подбери по одному примеру государств или народов,  исповедующих какую­нибудь религию.  4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2014

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ
Скачать файл