Дата: Класс: 7 урок |
||||||||||||||||||||||||
Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. |
||||||||||||||||||||||||
Цель урока: образовательная: детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты-опроса. развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать. Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой. |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|||||||||||||||||||||
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. |
Ученики осмысливают поставленную цель. |
|
|||||||||||||||||||||
5 мин. |
Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы. С творчеством Л. Андреева мы встречаемся впервые. Вы познакомились с творческой деятельностью писателя. ? Чем интересен его характер? ? О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева вы узнали? |
Ученики демонстрируют свои знания. |
|
|||||||||||||||||||||
20 мин. III. Осмысление новой информации.
Работа в группах – учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой группы. ? Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем? ? Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни? ? Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа? Дискуссионная карта опроса
Словарная работа. В произведении есть много слов, значение которых необходимо объяснить самостоятельно или найти значение в тексте рассказа. Городовой бляха № 20 (полицейский). Пушкари (от названия Пушкарной улицы, «проломленные головы»). Баргамот – бергамот (прозвище; сорт груш). Мастодонты (хоботные млекопитающие, предшественники слонов, имеющие сильно развитые верхние и нижние бивни). Мозгляки - людишки (слабосильные, тщедушные). Околоточные надзиратели (жандармы, полицейские). Значения слов учащиеся записывают в рабочих тетрадях и отвечают по желанию. Задания для определения приёмов изображения образов-персонажей. ? Какими знаниями и умениями обладает Иван Акиндиныч Бергамотов? (Глуп, тупо следует инструкциям). ? Главное его достоинство? (Непомерная силища). ? Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой? (Строг, путем физического воздействия учил жену; хозяйственный, рачительный, любивший в свободные дни копаться в огороде). ? Вспомните, что такое комическое в литературе? Какие приемы комического использовал автор для создания образа Баргамота? (Комическое – эстетическая категория, изучающая смешное в искусстве. Контраст, гипербола, уподобление). ? Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него такое скверное настроение? Как на него влияет праздник? (Он был голоден; ему было завидно, что они свободны и идут на праздник…). ? Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе? (Не покидал свой пост, к работе относился ответственно). ? Сохранились ли в душе этого «тупоголового мастодонта» христианские традиции? Приведите примеры. (Баргамот снял шапку и перекрестился при звуках благовеста). ? Благодушное настроение Баргамота нарушает появление Гараськи. Какие приемы комического использовал автор для характеристики этого персонажа? (Комическое положение, контраст). ? Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду? ? Охарактеризуйте поведение героев во время их разговора. Почему так нагло ведет себя Гараська и так осторожен Баргамот? ? В каких комических положениях оказываются герои? ? В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське? (После того, как разбилось пасхальное яичко, а ведь Гараська хотел похристосоваться с ним…). ? Где, по-вашему, кульминация рассказа? (Приглашение Баргамотом Гараськи на праздничный обед). ? Почему именно в этот момент показана гражданская и христианская позиция Баргамота? (Желает загладить свою вину, соблюдает христианские традиции). ? Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней характеристики образов и их внутреннего состояния? (Метафоры, фразеологические обороты – навострить лыжи и т.д.). ? Сцена обеда в доме Баргамота. Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих, почему ему так совестно и обидно? (Ему стыдно за свое поведение, за внешний вид, совестно за деликатность и гостеприимство хозяев). ? Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем? ? Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем? Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба Гараськи? Работа в группах - заполнение дискуссионных карт опроса, выступление спикера каждой группы. Дискуссионная карта опроса
? Что дает вам право так думать? ? Можно ли изменить положение Гараськи? ? Что необходимо предпринять?
|
||||||||||||||||||||||||
10 мин. |
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока. Работа в группах – учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой группы. Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем? Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни? Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа? ?Какое впечатление на вас произвел рассказ «Баргамот и Гараська» и его персонажи? Актуальна ли эта тема в наше время? Встречались ли вы с такой ситуацией в своей жизни? ?Охарактеризуйте свое настроение после урока. Каким цветом вы бы его определили? Почему?
|
Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. |
|
|||||||||||||||||||||
5 мин. |
V. Итог урока. - О чём вы сегодня узнали на уроке? |
Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.
|
стикеры
фишки |
|||||||||||||||||||||
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:_____________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.