Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.
Оценка 4.9

Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
03.04.2017
Тема: Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.
Цель урока: образовательная: детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты-опроса. развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать. Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.
Урок литературы Л.Андреев Баргамот и Гараська.docx

 

Дата:                                                           Класс:  7                     урок

Тема: Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Цель урока: 

образовательная:  детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты-опроса.

развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать.

Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.

 

5 мин.

Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней  работы.

С творчеством Л. Андреева мы встречаемся впервые. Вы познакомились с творческой деятельностью писателя.

? Чем интересен его характер?

? О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева  вы узнали?

Ученики демонстрируют свои знания.

 

20 мин.  III. Осмысление новой информации.

 

 Работа в группахучитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся  заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой группы.

? Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем?

? Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни?

? Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа?

Дискуссионная карта опроса

Кто они?

Внешний портрет.

Внутренний (психологический) портрет.

Род

занятий,

образ

жизни.

Мнения окружающих людей о них

 

Бергамотов Иван

Акиндиныч

Высокий, толстый, сильный, громогласный…

…маленькие, заплывшие глазки;

обладал непомерной силищей

Следует инструкции; строг, глуп…

Полицейский-городовой бляха № 20,

Мастодонт,

кусок мяса, дубина

Гараська

Отрепья…прикрывают тощее тело, были все в грязи…

…большой отвислый красный нос…

…на щеке у самого глаза виднелась царапина…

Все делает

исподтишка, с язвительностью

Вор, пьяница, скандалист.

Не человек, а язва

                  Словарная работа.

В произведении есть много слов, значение которых необходимо объяснить самостоятельно или найти значение в тексте рассказа.

Городовой бляха № 20 (полицейский).

Пушкари (от названия Пушкарной улицы, «проломленные головы»).

Баргамот – бергамот (прозвище; сорт груш).

Мастодонты (хоботные млекопитающие, предшественники слонов, имеющие сильно развитые верхние и нижние бивни).

Мозгляки - людишки (слабосильные, тщедушные).

Околоточные надзиратели (жандармы, полицейские).

Значения слов учащиеся записывают в рабочих тетрадях и отвечают по желанию.

Задания для определения приёмов изображения образов-персонажей.

? Какими знаниями и умениями обладает Иван Акиндиныч Бергамотов?  (Глуп, тупо следует инструкциям).

? Главное его достоинство?  (Непомерная силища).

? Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой? (Строг, путем физического воздействия учил жену; хозяйственный, рачительный, любивший в свободные дни копаться в огороде).

? Вспомните, что такое комическое в литературе? Какие приемы комического использовал автор для создания образа Баргамота?  (Комическое – эстетическая категория, изучающая смешное в искусстве. Контраст, гипербола, уподобление).

? Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него такое скверное настроение? Как на него влияет праздник? (Он был голоден;  ему было завидно, что они свободны и идут на праздник…).

? Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе? (Не покидал свой пост, к работе относился ответственно).

? Сохранились ли в душе этого «тупоголового мастодонта» христианские традиции? Приведите примеры. (Баргамот снял шапку и перекрестился при звуках благовеста).

? Благодушное настроение Баргамота нарушает появление Гараськи. Какие приемы комического использовал автор для характеристики этого персонажа? (Комическое положение, контраст).

? Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду?

? Охарактеризуйте поведение героев во время их разговора. Почему так нагло ведет себя Гараська и так осторожен Баргамот?

? В каких комических положениях оказываются герои?

? В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське? (После того,  как разбилось пасхальное яичко, а ведь Гараська хотел похристосоваться с ним…).

? Где, по-вашему, кульминация рассказа? (Приглашение Баргамотом Гараськи на праздничный обед).

? Почему именно в этот момент показана гражданская и христианская позиция Баргамота? (Желает загладить свою вину, соблюдает христианские традиции).

? Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней  характеристики образов и их внутреннего состояния? (Метафоры, фразеологические обороты –  навострить лыжи и т.д.).

? Сцена обеда в доме Баргамота. Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих, почему ему так совестно и обидно? (Ему стыдно за свое поведение, за внешний вид, совестно  за деликатность и гостеприимство хозяев).

? Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем?

? Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем?

Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба Гараськи?

Работа в группах - заполнение дискуссионных карт опроса, выступление спикера каждой группы.

                                                   Дискуссионная карта опроса

Жизнь Гараськи изменится …

ДА

НЕТ

 

 

? Что дает вам право так думать?

? Можно ли изменить положение Гараськи?

? Что необходимо предпринять?

 

 

 

10 мин.

Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Работа в группах – учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой группы.

Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем? 

Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни? 

Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа?

?Какое впечатление на вас произвел рассказ «Баргамот и Гараська» и его персонажи?

Актуальна ли эта тема в наше время? Встречались ли вы с такой ситуацией в своей жизни?

?Охарактеризуйте свое настроение после урока. Каким цветом вы бы его определили? Почему?

 

Учащиеся отвечают на  разноуровневые вопросы.

 

5 мин.

V. Итог урока.

 - О чём вы сегодня узнали на уроке? 
- Изменилось ли ваше отношение к волкам? 
- Было ли вам комфортно на уроке? 

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

Итог урока:_____________________________________________________________________


 

Дата:

Дата:

Гараська Отрепья…прикрывают тощее тело, были все в грязи… …большой отвислый красный нос… …на щеке у самого глаза виднелась царапина…

Гараська Отрепья…прикрывают тощее тело, были все в грязи… …большой отвислый красный нос… …на щеке у самого глаза виднелась царапина…

III. Осмысление новой информации

III. Осмысление новой информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017