Тема: ««Л.Пантелеев. Честное слово».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: познакомить с творчеством Л.Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; Планируемые результаты: • Предметные УУД: -Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве Л. Пантелеева, глубине содержания произведения и его главной мысли. - Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи. - Продолжать работу по совершенствованию навыков осознаного, правильного, выразительного чтения; - Работать над развитием речи, мышления; • Метапредметные УУД: Регулятивные – планировать свою деятельность ,уметь работать по плану, выделять главное,. Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнноследственные связи, строить рассуждения. Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения; уметь принимать мнение других; приходить к общему решению в ходе обсуждения. • Личностные УУД: - формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения; - формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; -способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость.
Иконка файла материала 1 (126).docx
Предмет литературное чтение Тип урока открытие новых знаний Тема: ««Л.Пантелеев. Честное слово». Цель урока:  познакомить с творчеством Л.Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; Планируемые результаты:  Предметные УУД:  ­Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве Л. Пантелеева, глубине содержания  произведения и его главной мысли.  ­ Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и  через употребление их в живой речи.  ­ Продолжать работу по совершенствованию навыков  осознаного, правильного, выразительного чтения; ­ Работать над развитием речи, мышления;  Метапредметные УУД:   планировать свою деятельность ,уметь работать по плану, выделять главное,. Регулятивные –   Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять  анализ произведения, устанавливать причнноследственные связи, строить рассуждения. Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения; уметь принимать мнение других; приходить к общему решению в ходе  обсуждения.  Личностные УУД: ­ формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения; ­ формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; ­способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость. .Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная,  работа в парах, фронтальная. Методы обучения:    по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные; по уровню познавательной активности: деятельностный, частично ­ поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный. Оборудование:  Презентация, толковый словарь, иллюстрации к тексту,  интерактивная доска, книги с произведениями Л.Пантелеева, карточки с  заданием, аудиозапись песни.Этапы  работы 1.Мотивация   к учебной  деятельности 2.Актуализац ия знаний. Задачи этапа Создание  условий для  возникновения  внутренней  потребности  включения в  учебную  деятельность  ("хочу”);  Проверка  домашнего  задания. На данном  этапе  организуется  подготовка и  мотивация  учащихся к  надлежащему  самостоятельно му выполнению пробного  учебного  действия, его  осуществление  и фиксация  индивидуально го затруднения Деятельность учителя ­С добрым утром, 3 класс, Всё готово ли у вас? Улыбнулись всем с утра. За работу нам пора! ­Итак, сейчас у нас урок литературного чтения. Как вы думаете, от чего  зависит, будет ли наш урок интересным и познавательным? 1.­Чтобы все ребята смогли активно работать на уроке, давайте проведём  речевую разминку. Сегодня­ это минутка быстрого чтения по тренажёру  (интерактивная доска).  читательскими дневниками      : 2. Работа с  ­ Какие произведения о детях вы прочитали  за неделю дополнительно? Кто  их авторы?    Игра « Найди пару 3.     » ( автор и его произведение) В. Осеева А. П. Гайдар Л.Н. Толстой Е. Пермяк В.Драгунский Л. Пантелеев    «Мишкина каша»  « Заколдованная буква» « Синие листья»   «Чук и Гек» «Прыжок»  « Бумажный змей» «?» Деятельность ученика Проверяют рабочее место.  Приветствуют друг друга.  Высказывают свои  предположения. Работа с  тренажёром  «Техника чтения»  в парах. Открывают  читательские  дневники и  называют  прочитанные  дома  произведения На доске  составляют пары УУД Саморегуляция,, умение  организовывать  свою  деятельность (Коммуникатив ные УУД) Оформлять свои мысли в устной  форме  (Коммуникатив ные УУД)            Развитие навыков  чтения  (Предметные  УУД) Умение  классифицировать и определять  критерий для  классификации. (Познавательн ые УУД)3.Введение в  тему урока.  Постановка  учебной  задачи. На данном  этапе учащиеся обдумывают  проект  будущих  учебных  действий:  ставят цель  (целью всегда  является  устранение  возникшего  затруднения),  4.Открытие  нового  знания. Подготовка к  восприятию   нового знания. 1.Ребята, на прошлом уроке вы получили задание найти сведения о писателе   Л. Пантелееве( по желанию). Кто  смог это сделать?( Слайд №3) ­Что вы уже узнали о писателе? ­ Какими источниками получения информации воспользовались?   1). Л.Пантелеев­ это псевдоним писателя, настоящее имя – Алексей  Иванович Еремеев  Родился в Петербурге  в 1908 году в семье военного.  В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу  1.Когда я училась в школе, у нас в классе был мальчик, который очень часто  всем говорил «честное слово». Не выучит урок, говорит: ­ Я учил, честное слово! Обидит одноклассника, скажет: ­ Я не виноват, честное слово! Он так часто это слово говорил просто так, что мы, его одноклассники  и  учителя, совсем перестали ему верить. ­ Как  вы думаете, а что эти слова обозначают? Правильно.  ­Как вы считаете, когда надо говорить эти слова?  Высказывания  детей.                                                                    2.­Сегодня мы начнём знакомиться с творчеством незнакомого вам пока  автора. ­Тема нашего урока : « Л. Пантелеев « Честное слово». (Слайд №1) ­Давайте составим план нашей работы. Как вы думаете, что мы обязательно должны сделать на уроке? (Слайд №2)  ­  Итак, учебная задача ясна.  Формировать  представлени е о честности,  отзывчивости, смелости; (Личностные,  УУД) Уметь  определять и  формулировать  цель на уроке с  помощью  учителя (Регулятивные  УУД) Умение  принимать и  сохранять  учебную задачу. Планирование  деятельности.  (Регулятивные  УУД) Ориентироватьс я в своей  системе знаний:  отличать новое  от уже  известного с  помощью  учителя  Ставят учебные  задачи: ­ Поговорим об  авторе.          ­Познакомимся с  содержанием  произведения.     ­  Познакомимся с  героями  произведения.      ­  Ответим на  вопросы текста.        ­Сделаем  выводы для себя.   Дети рассказывают или зачитывают  найденый   самостоятельно материал, называя  источник  информации.имени Достоевского для беспризорных.    2). Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов.  Повесть Григория Белых и Алексея Пантелеева "Республика Шкид" ­ добрая  и веселая книга о мальчишках, которые в трудные годы революции и  Гражданской войны попали в Школу имени Достоевского, исправительное  заведение для беспризорных, об их воспитателях, о дружбе и первой любви.  3). Первые его «серьезные произведения» ­ стихи, пьеса, рассказы и даже  трактат о любви ­ относятся к 8­9­летнему возрасту.  Занимательные по  сюжету, написанные эмоциональным и простым языком, многие произведения Леонида Пантелеева стали классикой отечественной детской литературы.  Среди них  "Рассказы о подвиге», «Пакет», «Ночка», которые знакомят нас с  тяжёлым военным детством. Писал он и книги для взрослых: «Наша Маша»,  «Верую..», «Лёнька Пантелеев» и др.? ( Слайд №5) 4).Пантелеев стремился, чтобы  его детская книга была книгой глубокого  содержания, «где были бы юмор, и героика, лирика, и настоящие  человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги  Пантелеева заслужили свою популярность. Леонид Пантелеев, прожив долгую жизнь, скончался 9 июля 1989 года. Учитель дополняет детей, используя слайды презентации   2. Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова №6,7)  .( слайд  ОБОРДАТ           ВИЧОТЫЗТЬОВС      ВЖИЛСЬТО     НССЕТЬЧТО (Доброта)               (Отзывчивость)         (Лживость)        (Честность) ­  Назовите эти понятия, одним словом.( качества человека) ­ Назовите, «лишнее» слово»(лживость) ­ Почему вы так решили? ­  Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость,  честность. Какие это качества? 3.­ Давайте посмотрим, какое  толкование этого слова в словаре Д.Н.  Ушакова. (Честный ­  правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого  лукавства) ­ Прочитайте название произведения еще раз. («Честное слово») Выставка книг,  подобранная  получившим  заранее заданием  учеником.  Дети работают в  группах (задания  разноуровневые) Высказывания  детей Предположение Проводят дети. (Познавательн ые УУД) Умение  сотрудничать со  сверстниками. Умение  работать в  группе, в паре ( Личностные,  регулятивные,  коммуникативн ые УУД Развитие  логического  мышления и  связной речи,  навыков  выразительного  Самостоятельн ая работа с  последующей  самопроверкой  по эталону. Работа со  словарём  Снятия  напряжения. Первичное  восприятие  текстаПроблемный  вопрос 4.­Как вы думаете, о чём будет данное произведение?   5.Физминутка(электронный ресурс) 6.­Знакомить с рассказом начну вас я. Если вам встретятся в тексте  непонятные слова, подчеркните их карандашом. Приготовьтесь ответить на вопрос: ­ Может мальчик, о котором пойдет речь, стать героем? Чтение учителем 1 части  ­ Так выйдет из мальчика герой или нет? Ведь он плачет?  7.Дальнейшее чтение текста хорошо читающими детьми Слушание. Чтение текста  хорошо  читающими детьми Высказывания  детей 1.­ Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? ( Слайд №8) Ответы детей 5.Первичное  закрепление с комментиров анием во  внешней  речи. Рефлексия Выполнение  упражнений  необходимых  для  эмоциональног о настроя  и  снятия  напряжения. Я удивился… Я огорчился… Я испугался… Я обрадовался.. Я подумал… Словарная  работа. 2.     ­Как вы понимаете значение слов: Кавалерия, кавалерист, майор,  маршал, офицер, сержант, часовой, караул, караульный, околыш, честь,  отдавать честь. ­Какие слова были вам не понятны? Кто может объяснить значение  слов….? ( Слайд №9) СТОРОЖКА – помещение для сторожа; БЕЗУТЕШНО – не находя утешения; ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах; КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого­чего­либо. Взаимообучение и  взаимоконтроль Ответы на вопросы по содержанию,  размышления,  предположения. осознанного  чтения,  обогащение  словарного  запаса  (Предметные  УУД) Умение  принимать и  сохранять  учебную задачу (Регулятивные  УУД Оформлять свои мысли в устной  форме  (Коммуникатив ные УУД)            (Личностные,  регулятивные,  коммуникативн ые УУДРабота по  содержанию Выборочное  чтение Чтение по  ролям ­ От чьего имени идет повествование? ­ Где происходили действия? ­Почему мальчик плакал? ­ Почему он не мог уйти домой? ­ Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался  над ситуацией) ­ Почему мальчик не согласился, чтобы рассказчик сменил его на посту? ­ Как же автор помог мальчику? ­ Какую оценку поступку старших  мальчиков вы бы дали? ­ Могли вы поступить также? ­ К какому выводу подводит нас автор? 1.О чём жалеет автор?(в начале текста) 2.Почему автор рад знакомству с мальчиком?( последние абзацы) 3. От слов «Увидев командира…» до слов  «Не успели мы втроём  выйти…» ­ Как вы думаете, почему майор согласился помочь? ­ Что значит «весело и с облегчением засмеялся»? ­ Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет  настоящий воин? 4.Найдите в тексте отрывки, которые соответствуют данным  иллюстрациям.  ( Слайд №11­14) 5 Работа в тетради на печатной основе.( Стр.          ).. 1.­ Что вам понравилось в этом рассказе? ­ Давали ли вы когда­нибудь «честное слово»? ­ А как его выполняли? ­ Какую мысль хотел донести до вас рассказчик? (Вывод:  В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет,  зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе  некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы  в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. ) 6.Подведение  итогов. Развитие  нравственных  качеств  личности,  способности к  самооценке Чтение по ролям (работа в парах)  Задания по  группам Умение  сотрудничать со  сверстниками. Умение  работать в  группе, в паре  Взаимообучение  и  взаимоконтроль Формулировка  главной  мысли  текста Умение  наблюдать,  анализировать,  сравнивать и  делать выводы. (Познавательн ые УУД)7.Домашнее  задание Закрепление  полученных  знаний Задания по выбору:( Слайд №15)  1.Пересказ близко к тексту;  2.Составить рассказ о мальчике, 3. Чтение отрывка по ролям. Дети выбирают  любое задание из  предложеных  учителем. 8.Рефлексия Организация  самооценки  учениками  собственной  учебной  деятельности и  итоговой  рефлексии   1.Вы сегодня очень хорошо поработали.  Я вами довольна! Молодцы! ­А теперь выберите свою звезду( золотая серебряная, бронзовая)­ она будет  оценкой вашей работы на уроке . 2.На уроке музыки вы  выучили песню «Ведь ты – человек». И мне, кажется,  она подходит к сегодняшнему уроку. Давайте её сейчас споём.  ( Слайд  №16) Исполняют песню  под фонограмму « Ведь ты – человек» песня из кинофильма  «Приключения Электроника» Умение плани­ ровать, контро­ лировать и  оценивать учеб­ ные действия.  (Личностные,  регулятивные,  коммуникативн ые УУД Самоанализ урока.   Основными дидактическими целями урока были:  знакомство с творчеством Л.Пантелеева.              Я ставила перед собой следующие задачи: понять глубину содержания произведения и его главную мысль, выявить точку  зрения автора и выразить свою, а также развивать умения работать с текстом, анализировать поступки героев и оценивать свои,  отличать хорошее от плохого, работать над развитием речи, мышления; формировать представление о честности, отзывчивости.                 При подборе учебного материала была ориентировка на разноуровневую модель класса и индивидуальные особенности  каждого ученика. На уроке велась дифференцированная работа.             На уроке использовался частично­поисковый метод обучения. Положительный результат урока обеспечили различные формы  учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.            Работа в группах  и парах способствовала воспитанию качеств  взаимовыручки, снятию психологического напряжения у  слабоуспевающих учащихся.            Задания, выполняемые на уроке,  развивали образное мышление обучающихся , связную грамотную речь, мышление при анализе художественного произведения.             На уроке уделялось внимание формированию  универсальных учебных действий.            Созданию ситуации успеха на уроке способствовала дифференциация по уровню  сложности, по степени и характеру помощи  со стороны учителя.Уделялось внимание здоровье сберегающим технологиям.           Исходя из вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что данный урок является развивающим. На уроке произошло  продвижение обучащихся в  знаниях, умениях и навыках. Исходя из наблюдений, результатов рефлексии и благодаря средствам  обратной связи можно сделать вывод о том, что поставленные цели удалось реализовать. Используемые материалы и интернет­ресурсы: 1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс. М., «Вентана­Граф», 2011г 2. Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 3 кл. часть 1 , учебник, «Вентана­Граф», 2012 г 3. Презентация к уроку  4. http://images.yandex.ru/ 5. http://slovari.yandex.ru/ 6. nsportal  .  ru

Посмотрите также