Тема: ЛЮБИ ЖИВОЕ. Автобиографическое повествование. М.М. Пришвин «Моя Родина»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для ознакомления, формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли. Планируемые результаты: • Предметные: познакомятся с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»; научатся определять тему и главную мысль произведения, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова. • Метапредметные: познавательные – прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя: выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на основе общения в коллективной деятельности; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте; регулятивные – формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют в течение урока; читают в соответствии с целью чтения (молча, вслух, бегло, выразительно и т. д.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи, проговаривая во внешней речи; коммуникативные – отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, строят диалог в паре и в группе; оформляют в мини-группе макет книжки, с помощью условных обозначений фиксируют приобретенные знания. • Личностные: предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению к родине, ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.
Иконка файла материала 2 (62).doc
Технологическая карта урока  Литературное чтение  Тема: ЛЮБИ ЖИВОЕ. Автобиографическое повествование. М.М. Пришвин «Моя Родина» Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для ознакомления, формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли. Планируемые результаты:   Предметные: познакомятся с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»;  научатся определять тему и главную мысль произведения,  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по  смыслу слова.  Метапредметные:  познавательные – прогнозируют содержание раздела; анализируют  литературный текст с опорой на систему вопросов учителя:  выявляют  основную мысль произведения, формулируют ее на основе общения в коллективной деятельности; замечают в литературных текстах сравнения  и эпитеты, анализируют их назначение в тексте;  регулятивные – формулируют учебную задачу урока в мини­группе (паре), принимают ее, сохраняют в течение урока; читают в соответствии с целью чтения (молча, вслух, бегло, выразительно и т. д.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются  ими в случае неудачи, проговаривая во внешней речи;  коммуникативные – отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, строят диалог в паре и в группе; оформляют в  мини­группе макет книжки, с помощью условных обозначений фиксируют приобретенные знания.   Личностные: предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению к родине, ценят и уважают писателя, выражающего свои  чувства к Родине через художественное слово. Образовательные ресурсы и оборудование для урока:   Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий  Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2014г.;  карточки с биографией писателя;   презентация; компьютер с проектором;  выставка книг  М. М. Пришвина;  заготовки для макетов книги «Моя Родина»; схема « Жанры литературы»;    материалы для тестовой работы;  листы самооценки. № Этап урока.  t Содержание урока. Деятельность учителя 1. Орг. момент 1 мин Проверяет готовность к уроку, дает общую установку на урок.  Приветствует учащихся. 2 Актуализация  знаний. 1. .Речевая  разминка Слайд №2 8­10  мин Организует речевую разминку, развивающую технику чтения и  осознание читаемого текста. ­ Прочитайте отрывки из стихотворений Л. Квитко и М. Исаковского «Ветер»: 1. Ветер воет, завывает,  Гнет деревья до травы,  С веток яблоки срывает,  Тащит шапку с головы. 2. Осторожно ветер Из калитки вышел,  Постучал в окошко,  Пробежал по крыше… Деятельность ученика. Приветствуют учителя,  проверяют личные  принадлежности к  уроку. УУД Р.: принимают и  сохраняют учебную  задачу. Выполняют задание.  Отвечают на вопросы  учителя. К.: учувствую в  учебном диалоге;  формулируют  ответы и выводы;  строят речевые  высказывания.2. Проверка  домашнего  задания Слайды  №3­4 ­ Каким вы представили ветер в каждом из стихотворений? ­ Прочитайте каждое с нужной силой голоса и  соответствующей  интонацией. Проводит упражнение на дыхание. «Свеча» ­ глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно  выдохнуть, воображая, что задуваешь свечу. Проверяет домашнее задание. Проводит беседу по изученному на  предыдущем уроке. ­ Мы закончили работу по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Какие  стихи вы прочитали  дома самостоятельно? Презентуйте  стихотворения вместе с макетом книжки. ­Кто из вас читал стихи о Родине ­ Что такое родина? Как вы понимаете это слово?  ­ Объясните значение пословиц:  Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.      Любовь к Родине сильнее смерти.  На чужой стороне Родина милей вдвойне.  Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. ­ А что значит «Любить свою Родину»? Сравнивают  стихотворения. Выполняют речевую и  дыхательную зарядку. Демонстрируют макеты книги « Поэтическая  тетрадь». Отвечают на вопросы  учителя. Аргументируют свою  точку зрения. П.: выразительно  читают  подготовленное  стихотворение. К.: Слушают  собеседника.  Строят понятные  для собеседника  высказывания. Р.: осуществляют  анализ объектов с  опорой  на  визуализацию. П.: выделяют  существенную  информацию из  текста пословиц.3. Сообщение  темы урока.  Определение  целей урока. Слайды №5­7 Р.: осознают смысл и назначение  позитивных  установок на  успешную работу. К.: отбирают  аргументы и факты  для доказательства  своей точки зрения. 2 мин Подводит обучающихся к целям урока. Обсуждают тему урока. ­ Прочитайте тему урока «Люби живое.» ­ Определите цели, используя опорные слова:  Мы познакомимся…  Мы узнаем…  Мы вспомним…   Мы будем учиться…  Мы сможем поразмышлять… Обращает внимание на шмуцтитул учебника ( с.57). ­ Сверьте свои предположения с учебником.   ­ Прочитайте название первого произведения раздела ( с.57) и  фамилию автора.  ­ Читали ли вы это произведение раньше? Что вы знаете об авторе М. М. Пришвине? ­ Как вы думаете, о чем это произведение? В каком жанре оно  написано? Отвечают на вопросы  учителя, формулируют  цель урока.  По названию  произведения  определяют  тематическую и  эмоциональную  направленность текста,  жанр произведения.  ­ Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному  чтению, ориентироваться в тексте, познакомимся с новым жанром  литературы. Под руководством  учителя определяют  задачи  чтения.4. Подготовка к  5 мин Организует работу в мини­группах по карточкам и макету книги  восприятию  произведения. Знакомство с  биографией  писателя:  работа в  группах. Слайд №8 «Моя Родина» ­ Вы попытались предположить до чтения, о каких событиях пойдет  речь в произведении и в каком жанре оно написано. ­ Возьмите макет новой книжки и заполните верхнюю и нижнюю  строчки: автор и название.  ­ Вы лучше поймете произведение, его сюжет, если прочитаете  выдержки из биографии М. М. Пришвина. Прочитайте текст на  карточке, вклейте его в макет книжки и подготовьтесь ответить на  вопросы: задайте вопросы по содержанию карточки друг другу. «Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81  год. Он родом был из бедной купеческой семьи. Михаил  Пришвин получил хорошее естественно ­ научное образование.  Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским  учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до  этого был длительный путь накопления впечатлений,   писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был  влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты  большой любовью к природе». К.: отбирают  аргументы и факты  для доказательства  своей точки зрения;  участвую в учебном  диалоге;  формулируют  ответы и выводы;  строят речевые  высказывания. . Начинают заполнять  макет книжки «Моя  Родина». Воспринимают  информацию на  карточках, стоят  вопросительные  предложения по  содержанию текста  карточки. Работают в  парах.Р.: осмысляют  материал;  К.: участвую в  учебном диалоге;  формулируют  ответы и выводы;  строят речевые  высказывания. 20  мин 5. Изучение нового материала. 1. Работа с  толковым  словарем Слайд №9 Физминутка 2. Первичное  восприятие  произведения.  3. Беседа по  содержанию. Слайд №10 Проводит словарную работу (слова написаны на доске). ­ Посмотрите на эти слова и попробуйте их растолковать. Проверьте свои предположения по толковому словарю. Кладовая  1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;                 2)  место, где сосредоточены какие­нибудь природные ценности   (лесные, подземные кладовые).    ­ Потренируйтесь в правильном плавном чтении трудных слов.             Со­кро­ви­ща   ­ сокровища    (драгоценность)                          Кла­до­ва­я   ­  кладовая  солнца     Про­буж­да­ет­ся   ­    пробуждается (просыпается) Организует первичное прослушивание текста с предварительной целевой установкой. ­ Прослушайте  произведение и определите его жанр. Проводит работу по обсуждению текста после первичного  прослушивания. ­ Выскажите мнение о произведении одним словом. ­ От чьего лица ведется рассказ? ­ Чему учит произведение? ­ В каком жанре оно написано? ­ Рассказ такого вида называется «очерк». Прочитайте на экране  значение этого слова. Очерк – это полухудожественный ­ полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Небольшой документальный рассказ о жизни , людях , Родине ,  природе , искусстве , музыке и т. д. Краткое описание жизненных  событий. ­ Приклейте на макет символ, обозначающий очерк – «квадрат». ­ С чего начиналась Родина маленького Пришвина? ­ Чем угощала его мать по утрам? ­ Почему чай с молоком решил его жизнь в лучшую сторону? Отвечают на вопросы  учителя, высказывают  предположения по  значению слов,  сверяются с толковым  словарем. Тренируются в чтении  длинных и трудных  слов. Прослушивают текст. Рассуждают, воспринимают  информацию  сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы  учителя.  Определяют жанр  произведения. Работают с макето  книги. Аргументируют свою  точку зрения.6. Повторное  чтение. Анализ  произведения. Организует повторное выборочное чтение и обсуждение  содержания произведения. ­ Найдите ответы на вопросы: «Всегда ли Пришвин жил в деревне?» «Какое значение он придавал раннему подъему?» «В чем заключалась охота писателя?» Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. ­ Мы не раз говорили о том, что жизнь без растений и животных на  Земле невозможна, об охране природы. Что значит «охранять  природу»? ­ К кому обращается писатель в конце очерка?  ­ Что значит «кладовая солнца»?  ­ Что Пришвин называет «сокровищами жизни»? ­ К чему призывает писатель в конце очерка? Прочитайте главные  слова произведения. «Охранять природу – значит охранять Родину!» ­ Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА. П.: выразительно  читают. Понимают  на слух ответы  обучающихся.  К.: Слушают  собеседника. Строят понятные для  собеседника  высказывания.  Р.: Делают выводы,  извлекают  информацию из  различных  источников.  Аргументируют  свою позицию. Читают «по цепочке»,  выборочно по  вопросам. Взаимодействуют с  учителем во время  опроса. Участвуют в чтении в  соответствии с  заданием учителя  («цепочкой», молча, за  «диктором»)  Участвуют в  коллективной  беседе  и дискуссии,  корректируют,  изменяют свою точку  зрения, делают выводы. Подтверждают свои  выводы выдержками из  текста.              Слайды №11­  12 7. Самостоятель ная  работа.  Проверка   глубины  понимания  изученного. Организует выполнение тестовой работы. ­ Сейчас вы узнаете,  насколько  хорошо  познакомились с текстом.   Прочитайте начала предложений, отметьте продолжение фраз. 1. Мать угостила меня …                                                а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Потом и в городе … а) я вставал на заре; Выполняют задания  теста – подчёркивают  ответ.   Проверяют  коллективно, ставят  плюс, если ответ  правильный. Оценивают себя. П:совершенствуют  умение осознанно  строить речевое  высказывание. Л.: владеют  навыками  самостоятельной  работы. Р.: анализируют и  оцениваютсобственную  деятельность. б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано. 3. После чаю … а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать. 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни;  в) с большим богатством. 5. Я прочитал (а)… а) сказку; б) рассказ;  в) очерк.                     Проверка  проводится в парах и коллективно. 8. Домашнее  задание. Слайд №13 1 мин Объясняет домашнее задание.  Читать выразительно текст «Моя Родина».  Выучит последний абзац.  Записать в макете книжки родственные слова к слову  РОДИНА Отвечают на вопросы.  Выслушивают  домашнее задание. Р.: Осознают,  принимают,  сохраняют учебные   задачи. 9. Итог урока. Рефлексия Слайд №14 5­7  мин Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе  и результаты чтения. Организует подведение итогов  обучающимися. Проводит бес еду по содержанию урока.   Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью схемы. ­  Я очень надеюсь, что знания, приобретенные на сегодняшнем  уроке, вам пригодятся в дальнейшем. И читайте книги! Ведь книги  дарят нам невообразимую радость встречи с неизведанным и  прекрасным! Подводят  итог урока. Отвечают на вопросы. Оценивают свою  работу. К.: участвую в  учебном диалоге;  формулируют  ответы и выводы;  строят речевые  высказывания. Р.: анализируют и  оценивают  собственную  деятельность.

Посмотрите также