Тема любви в балладе "Светлана"
Оценка 4.7

Тема любви в балладе "Светлана"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
21.01.2019
Тема любви в балладе "Светлана"
За 25 лет (1808 - 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла - всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта - успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом. Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.
литра 6 кл 08.10.docx
План­конспект урока литературы Дата: Класс:6 Учитель:Танабергенова А.С. Тема:Тема любви в балладе «Светлана» Цели урока:  рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения;  формировать систему нравственных ценностей;   вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и  содержания; развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения. Оборудование урок:     портрет В. А. Жуковского, репродукция картины Карла Павловича Брюллова “Гадающая Светлана”, опорные схемы, мультимедийная установка Эпиграфы к уроку: Верность ­ заповедь любви, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Тельман) С верой нет ничего невозможного. (Пословица) Ход урока 1. Орг. момент, сообщение целей урока. 2. Проверка домашнего задания. (Чтение учащимися наизусть баллады И. Гёте “Лесной царь”) ­ Лесной царь: кто он? Царь, сидящий на троне, или мифическое существо? ­ Кто является автором перевода данной баллады? 3. Слово учителя: Ребята, вы правильно подметили тот факт, что лесной царь является мифическим существом. Дело  в том, что раньше, не умея объяснить многие природные явления, люди их обожествляли. лесной царь не такой страшный как в балладе, потому что вы знаете, что данный персонаж –  вымысел. Приложение№ 1. Работая над переводами баллад, В. А, Жуковский задумался над тем, чтобы самому написать  балладу. Вопросы к классу 1. Что такое баллада? 2. На какие группы делятся баллады? Приведите примеры названий ранее изученных баллад. 3. В чём состоит отличие народной баллады от литературной? (При повторении можно использовать схему,которую учащиеся заполняют после каждого ответа на поставленный вопрос. ) БАЛЛАДА ­ лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Народная баллада – баллада, созданная народом. Литературная баллада – баллада, написанная определённым автором. 4. Сообщение учащегося о творчестве В. А. Жуковского и истории написания баллады  “Светлана”. За 25 лет (1808 ­ 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их ­ вопросы  человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла ­ всегда сама душа  человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви:  "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта ­ успокоить, наставить на  путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует  обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности  за содеянное. Перед выбором между добром и злом. Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года ­ с 1808 по 1812год. Она посвящена его  племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве ­ Протасовой) и была её  свадебным подарком. 5. Работа над эпиграфами урока. Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете эти высказывания? Верность ­   Вера ­   6. Работа над текстом У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю т. е неделю после  Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/. Святки ­ волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется,все мечтают о  счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь? ­ Чтение учителем начала баллады/наизусть/ ­ Работа консультантов (дети объясняют смысл гаданий, перечисленных в балладе) Приложение№2. 7. Слово учителя Перед вами репродукция картины известного русского художника К. П. Брюллова “Гадающая  Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады.   убеждённость, глубокая уверенность в чём­нибудь.   стойкость и неизменность в чувствах. Светлана прибегает к самому страшному из гаданий ­ гаданию у зеркала, т. к зеркало ­способ связи  с потусторонним миром. Как вы думаете,почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Свой ответ подтвердите  примером из текста: Милый друг далёко; Мне судьбина умереть  В грусти одинокой.  Год промчался ­ вести нет; Он ко мне не пишет, Ах! А им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит… Любовь в балладе дана в ареоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой  искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана  демонстрирует неизменность веры: Утоли печаль мою Ангел­утешитель Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом? 8. Работа над выразительными средствами. В балладе преобладает два цвета. Назовите их /белый и чёрный/. Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он  подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет  ассоциируется с именем героини Светлана ­ “светлая”. Гиперболический ряд ­ усиление признака от меньшего к большему и наоборот. Печаль —> Страх —> Горе Как вы думаете, какой момент в данном произведении является кульминационным?/пробуждение  Светланы/ Найдите его в тексте. Почему все страшные события отнесены в сон? Итак, основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом  заключена особенность антитезы ­ противопоставление добрых сил злым, сна ­ действительности. Приложение№3. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких. Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так  как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених  вернулся целым и невредимым. В заключительной части баллады найдите слова, с которыми автор обращается к своей героине/  “моя краса”, “моя Светлана”/ О чём они свидетельствуют? 9. Лексическая работа. Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица,  обитель. Что объединяет эти слова? А при работе над словами: очи, перси, уста нам поможет специальная таблица. Приложение№4 Какие слова из данной таблицы вам встречались раньше? 10. Вывод по уроку: Жуковский отступил от привычного сюжета баллады, потому что его героиня смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры. 11. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок Видео   /их значение ­ жилище/ Сообщение учащегося о творчестве В. А. Жуковского и истории написания баллады  “Светлана”. За 25 лет (1808 ­ 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их ­ вопросы  человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла ­ всегда сама душа  человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви:  "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта ­ успокоить, наставить на  путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует  обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности  за содеянное. Перед выбором между добром и злом. Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года ­ с 1808 по 1812год. Она посвящена его  племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве ­ Протасовой) и была её  свадебным подарком.

Тема любви в балладе "Светлана"

Тема любви в балладе "Светлана"

Тема любви в балладе "Светлана"

Тема любви в балладе "Светлана"

Тема любви в балладе "Светлана"

Тема любви в балладе "Светлана"

Тема любви в балладе "Светлана"

Тема любви в балладе "Светлана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2019