Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Да святится имя Твоё". Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, в раскрытии темы любви в рассказе. Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, кинофильм “Жестокий романс”, кинофильм “Гранатовый браслет” (киностудия “Мосфильм”, 1964). Ход урока Эпиграф Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена. И.А. Бунин 1. Вступительное слово учителя. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Поэты прославляли это чувство по-разному.
Иконка файла материала Да святится имя Твоё.doc
"Да святится имя Твоё". Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, в раскрытии темы любви в  рассказе. Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, кинофильм “Жестокий романс”,  кинофильм “Гранатовый браслет” (киностудия “Мосфильм”, 1964). Ход урока Эпиграф Всякая любовь ­ великое счастье, даже если она не разделена. И.А. Бунин 1. Вступительное слово учителя. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать  философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это  великое и вечное чувство человека. Поэты прославляли это чувство по­разному. 2. Индивидуальные сообщения учащихся. 1) Вот как писал о любви ещё в 17 веке Ж.Б. Мольер. В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,  А кто не знал любви, тот всё равно,  Что не жил... 2) У Тютчева есть прекрасные строки о любви: Любовь, любовь,­ гласит преданье, ­ Союз души с душой родной. Их единенье, сочетанье И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем оно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее,  Любя, страдая, страстно млея,  Оно изноет наконец. 3) Незабываемые слова сказал о любви А.С. Пушкин: Я помню чудное мгновенье... 3. Слово учителя. Героиня пьесы Островского “Бесприданница” по­своему переживает свою трагическую неразделённую любовь.  (фрагмент кинофильма “Жестокий романс” (романс в исполнении Ларисы). Куприн так говорил о любви: “Это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя.” Любви посвящает  свой рассказ “Гранатовый браслет”. Прежде чем перейдём к обсуждению произведения, к раскрытию его главной темы, проведём викторину. Её  вопросы помогут нам вспомнить детали произведения –рассказа “Гранатовый браслет”. 4. Викторина: 1 В какое время года происходит действие рассказа? (середина августа) 2 Где происходят события произведения? (черноморский курорт) 3 Как зовут главную героиню? (княгиня Вера Шеина)4 Как зовут сестру Веры? (Анна) 5 Какого числа были именины княгини Веры? (17 сентября) 6 Что подарил Вере муж? (серьги из жемчужин грушевидной формы) 7 Кто подарил Вере гранатовый браслет? (Желтков) 8 С чем сравнивает Вера густо красные гранаты? (с кровью) 9 Род деятельности Желткова? (мелкий чиновник) 10 Имя Желткова? (Георгий) 11 О ком Куприн писал: “... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой , нежным, но  холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью  плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах...? (о Вере) 12 О ком пишет Куприн: “... очень бледный, снежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским  подбородком с ямочкой посередине; лет ему должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?” (о Желткове) 13 Музыка какого композитора звучит в произведении? (музыка Бетховена) 14 Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки. У него было большое  грубое красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно­величавым, чуть­чуть презрительным выражением в  прищуренных глазах... какое свойственно мужественным и простым людям...” (генерал Аносов) Подведение итогов викторины. 5. Аналитическая беседа. 1) О чём рассказывается в произведении Куприна? 2) Почему любовь Желткова неразделённая и безответная? (Между этими людьми существуют социальные  преграды и сословное неравенство. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают  неразделённой и безответной любовь Желткова.) 3) Как показывает автор ту среду , к которой принадлежит княгиня Вера? (Эти люди смеются над письмами  Желткова, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Даже считают его  сумасшедшим.) 4) Как относится муж Веры к письмам Желткова? Обратимся к 9 главе (чтение и комментарий) 5) Вспомните письмо, написанное Желтковым в день именин Веры. Индивидуальное сообщение учащегося  (чтение наизусть) 6) Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (семейная реликвия, память, оберег) 7) Обратимся к фрагменту из фильма “Гранатовый браслет” (киностудия “Мосфильм”, 1964). Какова роль  генерала Аносова в рассказе? (Он рассуждает о истинной настоящей любви.) 8) Почему автор дал имя главному герою рассказа Георгий? (Имя Георгий означает “победоносец”. Куприн в  своём рассказе показал “маленького человека” ,окрылённого большой любовью.) 9) Какие произведения русской литературы раскрывают тему “маленького человека”? (Пушкин “Станционный  смотритель”, Гоголь “Шинель” ,Достоевский “Униженные и оскорблённые”). 10) Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? (Бог дал ему дар любви, глава 11) 11) Оценила ли Вера чувство Желткова? (Она поняла всю исключительность прошедшей мимо неё любви и  предчувствие скорой смерти Желткова, глава 11­чтение по ролям) 12) Почему Желтков хотел, чтобы Вера услышала музыку Бетховена? (Он часто видел её на концертах где  исполняли музыку Бетховена.) 6. Подведение итогов урока. Эпиграфом к нашему уроку являются слова И.А. Бунина. Как эти слова связаны с рассказом “Гранатовый  браслет”? В чём состоит сила любви?(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему  “громадное счастье”. Эта идеальная, чистая любовь возвышает “маленького человека”, делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Именно такая любовь воспета Куприным.) 7. Выставление оценок. 8. Домашнее задание: подготовиться к сочинению. Темы: 1) “Мои мысли о прочитанном рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”; 2) “...что это было: любовь или сумасшествие?” (по рассказу “Гранатовый браслет”)

Посмотрите также