"Да святится имя Твоё". Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, в раскрытии темы любви в рассказе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, кинофильм “Жестокий романс”, кинофильм “Гранатовый браслет” (киностудия “Мосфильм”, 1964).
Ход урока
Эпиграф
Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена.
И.А. Бунин
1. Вступительное слово учителя.
Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Поэты прославляли это чувство по-разному.
"Да святится имя Твоё". Тема любви в рассказе А.И.
Куприна "Гранатовый браслет"
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, в раскрытии темы любви в
рассказе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, кинофильм “Жестокий романс”,
кинофильм “Гранатовый браслет” (киностудия “Мосфильм”, 1964).
Ход урока
Эпиграф
Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена.
И.А. Бунин
1. Вступительное слово учителя.
Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать
философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это
великое и вечное чувство человека. Поэты прославляли это чувство поразному.
2. Индивидуальные сообщения учащихся.
1) Вот как писал о любви ещё в 17 веке Ж.Б. Мольер.
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил...
2) У Тютчева есть прекрасные строки о любви:
Любовь, любовь, гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем оно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.
3) Незабываемые слова сказал о любви А.С. Пушкин:
Я помню чудное мгновенье...
3. Слово учителя.
Героиня пьесы Островского “Бесприданница” посвоему переживает свою трагическую неразделённую любовь.
(фрагмент кинофильма “Жестокий романс” (романс в исполнении Ларисы).
Куприн так говорил о любви: “Это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя.” Любви посвящает
свой рассказ “Гранатовый браслет”.
Прежде чем перейдём к обсуждению произведения, к раскрытию его главной темы, проведём викторину. Её
вопросы помогут нам вспомнить детали произведения –рассказа “Гранатовый браслет”.
4. Викторина:
1 В какое время года происходит действие рассказа? (середина августа)
2 Где происходят события произведения? (черноморский курорт)
3 Как зовут главную героиню? (княгиня Вера Шеина)4 Как зовут сестру Веры? (Анна)
5 Какого числа были именины княгини Веры? (17 сентября)
6 Что подарил Вере муж? (серьги из жемчужин грушевидной формы)
7 Кто подарил Вере гранатовый браслет? (Желтков)
8 С чем сравнивает Вера густо красные гранаты? (с кровью)
9 Род деятельности Желткова? (мелкий чиновник)
10 Имя Желткова? (Георгий)
11 О ком Куприн писал: “... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой , нежным, но
холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью
плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах...? (о Вере)
12 О ком пишет Куприн: “... очень бледный, снежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским
подбородком с ямочкой посередине; лет ему должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?” (о Желткове)
13 Музыка какого композитора звучит в произведении? (музыка Бетховена)
14 Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки. У него было большое
грубое красное лицо с мясистым носом и с тем добродушновеличавым, чутьчуть презрительным выражением в
прищуренных глазах... какое свойственно мужественным и простым людям...” (генерал Аносов)
Подведение итогов викторины.
5. Аналитическая беседа.
1) О чём рассказывается в произведении Куприна?
2) Почему любовь Желткова неразделённая и безответная? (Между этими людьми существуют социальные
преграды и сословное неравенство. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают
неразделённой и безответной любовь Желткова.)
3) Как показывает автор ту среду , к которой принадлежит княгиня Вера? (Эти люди смеются над письмами
Желткова, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Даже считают его
сумасшедшим.)
4) Как относится муж Веры к письмам Желткова? Обратимся к 9 главе (чтение и комментарий)
5) Вспомните письмо, написанное Желтковым в день именин Веры. Индивидуальное сообщение учащегося
(чтение наизусть)
6) Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (семейная реликвия, память, оберег)
7) Обратимся к фрагменту из фильма “Гранатовый браслет” (киностудия “Мосфильм”, 1964). Какова роль
генерала Аносова в рассказе? (Он рассуждает о истинной настоящей любви.)
8) Почему автор дал имя главному герою рассказа Георгий? (Имя Георгий означает “победоносец”. Куприн в
своём рассказе показал “маленького человека” ,окрылённого большой любовью.)
9) Какие произведения русской литературы раскрывают тему “маленького человека”? (Пушкин “Станционный
смотритель”, Гоголь “Шинель” ,Достоевский “Униженные и оскорблённые”).
10) Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? (Бог дал ему дар любви, глава 11)
11) Оценила ли Вера чувство Желткова? (Она поняла всю исключительность прошедшей мимо неё любви и
предчувствие скорой смерти Желткова, глава 11чтение по ролям)
12) Почему Желтков хотел, чтобы Вера услышала музыку Бетховена? (Он часто видел её на концертах где
исполняли музыку Бетховена.)
6. Подведение итогов урока.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова И.А. Бунина. Как эти слова связаны с рассказом “Гранатовый
браслет”? В чём состоит сила любви?(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему
“громадное счастье”. Эта идеальная, чистая любовь возвышает “маленького человека”, делает его значительным
в собственных и в чужих глазах. Именно такая любовь воспета Куприным.)
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание: подготовиться к сочинению.
Темы:
1) “Мои мысли о прочитанном рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”;
2) “...что это было: любовь или сумасшествие?” (по рассказу “Гранатовый браслет”)