Цели: 1) знакомство с биографией писателя, обеспечить усвоение содержания произведения, формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения; умение анализировать и давать оценку прочитанному тексту; давать характеристику герою, учить уч-ся делать элементарный анализ художественного произведения;
2) развитие речи уч-ся, развитие у уч-ся устойчивого интереса к чтению; обогащение словарного запаса, внимание, память, умение анализировать, сравнивать.
3) содействовать привитию любви к Родине, родному селу, животному и растительному миру, красоте степи.
Оборудование: Картинки, слайды с изображением степи, портреты, презентация,
карточки-задания для работы в группе, таблички групп, оценочные листы групп,
книга «Путь Абая», словарные слова.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
Тема: М. Ауэзов «Возвращение»
Цели: 1) знакомство с биографией писателя, обеспечить усвоение содержания
произведения, формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения;
умение анализировать и давать оценку прочитанному тексту; давать характеристику
герою, учить учся делать элементарный анализ художественного произведения;
2) развитие речи учся, развитие у учся устойчивого интереса к чтению; обогащение
словарного запаса, внимание, память, умение анализировать, сравнивать.
3) содействовать привитию любви к Родине, родному селу, животному и растительному
миру, красоте степи.
Оборудование: Картинки, слайды с изображением степи, портреты, презентация,
карточкизадания для работы в группе, таблички групп, оценочные листы групп,
книга «Путь Абая», словарные слова.
Ход: 1. Орг. момент
1.Организация класса.
Учитель:
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
Чему нас учат уроки литературного чтения? Высказывать свое отношение к
прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать
характеристику героям.
Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.
Какие цели вы поставите перед собой? – узнать что – то новое, выразительно читать,
бегло, узнать значение новых слов.
Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить?
Итак, начинаем наш урок.
Разгадайте ребус: Р1 а (Родина)
2.Мозговой штурм.
Что для вас Родина? Ответы детей.
Какие еще ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина?
(составление кластера)
Родная земля, родители, страна, моё село, родной дом
Родина
Казахстан аул степь
У каждого человека живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами – это
Казахстан. Но и у каждого из нас есть малая Родина.
Что вы можете назвать своей малой родиной? (Наше село).
3. «Стадия вызова» : «ПРОГНОЗ».
Послушайте, что говорит о Родине писатель М.Ауэзов. Слайд. Портрет писателя.
«Родина — это город, в котором родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился, …они
нужны тебе, как воздух и вода».
Согласны ли с его мнением?
_Какой рассказ М.Ауэзова мы читали? «Степной пейзаж?
Что вы знаете о М.Ауэзове?(Казахский писатель, ученый. Обучался в аульной школе. Написал роман «Путь Абая».
Этот роман переведен на 30 языков народов мира).
4. Сообщение темы, цели урока.
Сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Возвращение».
На уроке вы будете работать над содержанием текста, анализировать текст, учиться
задавать вопросы, работать в группах, давать характеристику герою.
Спрогнозируйте по названию, о чём будет этот рассказ?
Какие события будут происходить. Поделитесь своими предположениями.
Запомните, о чём сейчас говорили.
Оправдаются ли наши предположения мы узнаем, когда прочитаем произведение.
5.Словарная работа.
В рассказе встретятся непонятные слова (слова на доске, зачитать)
Медресемусульманское училище
Урочищеучасток, который отличается от других. Например, лес среди поля.
Лощинаовраг с пологими склонами.
Сопка небольшая гора с округлой вершиной, холм.
Бабки детская игра в кости.
Негаприятное состояние
Маткикобылицы, родившие жеребят.
Значение каких слов непонятно?
6. Стадия осмысления.
А сейчас приступаем к чтению рассказа. Читать будем с остановками, во время которых
будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения
будете мысленно сверять с автором.
7.Первичное восприятие текста. «Чтение с остановками».
открыли учебник. Стр.5.
читаем с остановками, задаем вопросы, будьте внимательны.
Отрывок. Читает учитель.
Куда спешил мальчик?
Сколько дней мальчик был в пути?
Устал ли он?
Какие краски степи видит мальчик?
Какие чувства испытывает Абай к родной земле?
Что хочется сделать Абаю с родными местами?
Что хочется сказать о родной степи?
8.Беседа по первому впечатлению
Понравился ли рассказ?
Кто главный герой? Куда он ехал? ( Абай, который возвращается в родной аул из города,
где обучался в мусульманском училище –медресе. Он едет по степи и проезжает родные
его сердцу места…)
Совпали ваши предположения, которые мы давали в начале рассказа с авторским
замыслом ?
Догадались ли вы о каком мальчике идет речь в рассказе? Кем он стал, когда вырос?
Что вы знаете об Абае Кунанбаеве? Презентация.
А вы знаете, ребята, как называется чувство любви к Родине? (патриотизм)
А человека, который любит свою Родину называют патриот.
9.Физминутка10. Стадия размышления. Вторичное восприятие текста.
11.Работа в парах.
Составление пословиц.
О чем были пословицы? О любви к Родине.
1п. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
2п. Человек без родины – соловей без песни.
12. «Стадия рефлексии». Обобщающая беседа.
Учитель: Итак, для Абая родинаэто любимая степь, где расположен его аул. А вы знаете,
ребята как называется чувство любви к Родине? (патриотизм) А человека, который любит
свою Родину называют патриот.
Какой главный смысл произведения?(тоска по месту, где ты жил и родился)
Представьте, вы вырастите. Кто –то уедет учиться в другой город, страну. И вот вы после
долгой разлуки едете к себе домой, на свою маленькую родину. Какие чувства вас будут
охватывать?
А теперь вы можете себя представить на месте Абая, возвращающегося домой после
долгой зимы?
14 Домашнее задание, пересказ.
15. Итог. О ком мы узнали?( об Абае Кунанбаеве, как он любит свою степь.
чему научились? Оценивание. 1. учителем.2.по оценочным листам.
16.Рефлексия.
Учитель: Ребята, взгляните на картину. Что она вам напоминает? (природу родного края).
Вы сейчас подумаете над таким вопросом: «Как я работал на уроке?» и на картину
вывесите рисунки:
если все понравилось, хорошо работалсолнышки;
цветочки, если все понравилось, но нужно еще постараться;
тучки, если не все получилось, как хотелось бы.
Дети вывешивают рисунки.
Учитель: Ребята, я очень рада, что вы так оценили свою работу и у вас хорошее
настроение в конце урока. Спасибо вам за урок, с вами было приятно работать.