Класс 4
Учебник «Русский язык. 4 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, стр.130, упр.247
Цель:- продолжать работу по формированию умений обучающихся по написанию сочинения –описания картины
Задачи:- расширять словарный запас обучающихся
- упражнять в умении работать по накоплению материала, необходимого для написания сочинения
-воспитывать любовь к живописи, русскому языку
-учить проводить самооценку своей творческой деятельности
Планируемые предметные результаты: - обучающиесяпознакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания картины); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану
Метапредметные УУД Познавательные: обучающиеся научатся самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочномматериале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные:участвовать в диалоге; читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого
Личностные результаты: Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение
Технологическая карта урока
по изобразительному искусству в 5 классе ФГОС
по теме «Жостово. Роспись по металлу»
Тема: « Искусство Жостова. Истоки и
современное развитие промысла». (5 класс)
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями
художественного промысла России – жостовской кистевой
росписью лакированных металлических подносов.
Задачи урока:
Обучающие:
декоративно - прикладном искусстве;
росписи;
редакторе Paint:
помощью инструментов рисования:
углубление эстетического познания о народном и
знакомство учащихся с техникой промысла Жостовской
закрепление навыков работы в растровом графическом
привитие учащимся техники создания изображений с
кисть и карандаш;
палитра цветов.
Развивающие:
развитие у учащихся представления о принципиальной
значимости для человека информации не только в
символьном, но и графическом виде;
вкуса, графического умения;
развитие композиционного мышления, художественного
развитие творческого воображения;
развитие интереса к предмету;
Воспитательние:
уроку;
воспитание собранности, аккуратности при подготовке к
воспитание умения планировать свою работу;
воспитание умственных и волевых усилий,
концентрации внимания, логичности и развитого
воображения;
традициям.
воспитание уважительного отношения к национальным
Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы:
1материала);
объяснительно-иллюстративный (изложение
практический (отработка навыков);
исследовательский (самостоятельный просмотр
полученных результатов, анализ выполнения операций).
Зрительный ряд: учебные таблицы, готовые изделия,
работы детей.
форма для росписи листа.
Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, палитра,
Исполнитель:
Балалыкина Ольга Ивановна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет
Тема урока
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Понимать «язык»
Метапредметные
Изобразительное искусство
Жостово. Роспись по металлу.
Класс
5
Личностные
декоративного
искусства
Освоить основные
мотивы жостовской
росписи,
разнообразные
приемы жостовского
письма
Учиться высказывать
и отстаивать свое
мнение, планировать
время, работу, и
оценивать ее
результаты
Сравнивать
красочную роспись,
анализировать
собственную
художественную
деятельность,
развивать внимание,
навыки
самостоятельного
творческого мышления
Готовность слушать
и вести диалог
Формирование
умения планировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями
реализации
Интерес к изучению
культуре народа,
произведениям
декоративно-
прикладного
искусства,
способность к
созданию
художественного
образа жостовского
подноса
Формирование
уважительного
отношения к
жостовских мастеров
и работ учащихся
учебной деятельности
и формирование
личностного смысла
учения
Развитие мотивов
произведения декоративно
прикладного искусства,
развивать фантазию
учащихся
2Решаемые учебные задачи
Основные понятия,
изучаемые на уроке
Оборудование
Базовый учебник
Художественные материалы
Музыкальный ряд
1.
2.
Развивать «язык» декоративного искусства и
Обобщать полученные теоретические знания и
способности учащихся;
умение применять их на практике.
Жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка,
тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка.
Проектор, наглядные пособия, раздаточный материал.
«Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство
в жизни человека. 5 класс».
Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Горяева
Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.
Акриловые краски, кисти синтетика плоская № 47, круглая №3,
тряпочки, баночки с водой, жестяные заготовки подносов, клей.
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского,
мелодия – балалайка (минус).
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
I. Самоопределение
к деятельности.
Организационный
момент
Организация начала
урока, формирование
внутренней и внешней
готовности учеников,
позитивный настрой.
II. Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности
Выявление уровня
знаний
Вот кисти на столе,
А вот альбом.
Смотрю готовы вы к уроку
С народных промыслов сегодня мы
начнём
И потому скорее за работу. Не
хочется играть сегодня понапрасну
И мы плывем в
волшебную страну
Страну народных
промыслов прекрасных.
Внимание на слайд. Предлагаю вам
ответить на вопросы теста:
А К какому виду изобразительного
искусства относят народные
промыслы.
1Архитектура.
2 Живопись.
3Декоративноприкладное искусство.
Б – Какое из ниже перечисленных
названий не относится к народным
промыслам.
31 Гжель.
2 Хохлома.
3 Печора.
В – Какой из перечисленных
промыслов связан с росписью
посуды.
1 Дымковская роспись.
2 Городецкая роспись.
3 Хохломская роспись.
Г – Какой из перечисленных
промыслов не связан с обработкой
глины.
1 Дымковская роспись.
2 Гжель.
3 Палех.
Д – Какой из перечисленных
промыслов предполагает роспись
только одной краской.
1 Хохломская роспись.
2 Городецкая роспись.
3 Гжель.
Е – Что обозначает слово Гжель.
1 Синяя.
2 Посуда.
3 Жечь.
З – В какой росписи этапы
выполнения работы называют:
подмалёвок, тенёвка, оживка.
1. Дымковская роспись.
2 Городецкая роспись.
3 Хохломская роспись.
И В какой росписи используют
красный, золотой, чёрный цвета.
1Дымковская роспись.
2 Городецкая роспись.
3 Хохломская роспись.
Сколько нового и интересного мы
узнали и ещё узнаем на уроках
изобразительного искусства. Ведь
наша волшебная кисть помогает
творить чудеса, знакомит нас с новым
4
III. Постановка
цели и задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие ими
целей урока.и интересным.
Куда приведет нас
дорога?
скорее
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь
Этот кроссворд отгадать.
1. По белому полю узоры плывут.
О росписи важной они пропоют.
(гжель)
2.Посмотрите на стенд
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный. У
большого индюка все расписаны бока.
(роспись)
3.Откуда следующий герой
Как он называется?
(иллюстрация на доске)
(свистулька)
4.Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
5.Конь и птица – вот герои
Росписи на дереве.
Отгадайка, молодец
Что за роспись …
(городец)
6.Кружочки, крестики и волны
Поверьте, знаки не простые
Заложен в них особый смысл
Зовутся (символом) они.
7.Вот так диво, что за диво
Вспыхнет золотом игриво,
Пламенный плывет узор
Лепестков, цветов ковёр
Не задерживай людей
Догадайся поскорей.
5(хохлома)
с
г ж е
о
р
и с
т
о
г
с и м в
о
в
м а
о
р
х
ь
к а
с
ь
л ь
с п и
т у л
р ё ш к а
д е ц
о л ы
х л о м а
Отгадайте ключевое слово
кроссворда.
Так, вы назовете тему
сегодняшнего урока?
О чем бы вы хотели узнать на
уроке?
Да, действительно, тема нашего
урока Жостово, роспись по
металлу.
Вот уже 200 лет радует людей
прикладное искусство мастеров
подмосковного села Жостово.
На сверкающей лаком черной, синей,
красной, палевой поверхности
подноса хороши и пейзажи, и
цветочные композиции: венки из
цветов, пышные букеты иногда в
сочетании с фруктами и птицами,
ягод и листьями. Сколько подносов,
столько и вариантов изображений.
(в руках поднос)
Жостовский мастер никогда не
повторяет один и тот же рисунок.
Свободная манера письма даёт
мастеру возможность
фантазировать, импровизировать.
Это основной принцип жостовской
живописи. Но связь с традицией
всегда сохраняется.
У вас на партах лежат макеты
подносов, присмотритесь и
скажите, какую форму они имеют?
6
IV. Обобщение и
систематизация
знанийА форма подносов может быть
разнообразная
(показ слайдов)
Разнообразие форм…….№2
многоугольной
круглой
овальной
комбинированной
Роспись каждого подноса
своеобразна и неповторима. Среди
Жостовских подносов не найти двух
совершенно одинаковых, мастера
работают творчески не копируя
чужих образцов и не повторяя своих
собственных.
Композиция часто зависит от
формы подноса и может быть в
виде:
«веночка»,
«букета»,
«корзинки» .
(слайд)
Но, самым распространенным
видом жостовской росписи
подносов является букет,
расположенный в центре подноса и
обрамленный по борту мелким
золотистым узором.
Ребята, а теперь давайте
посмотрим, как создаются
неповторимые по красоте и
богатству роспись жостовских
подносов.
(ВИДЕО)
7VI.Физкультминут
ка
Эмоциональная
разрядка
VIII. Применение
знаний и умений на
практике
Но что то мы немного засиделись.
Перед тем как выполнить работу, нам
нужно немного отдохнуть.
Чтобы справиться с заданием
Украсить свой поднос
Следите за дыханием,
Дышите через нос.
Наши алые цветки
распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают
лепестки,
Головой качают, тихо
засыпают.
Выполняет вместе с учениками
Приступаем к практическому
заданию.
Сегодня на уроке вы будете
работать в парах одни над
аппликацией составленной в стиле
жостовской росписи, другие
попробуют свое мастерства в
росписи на жестяных подносах.
Возьмите технологические карты.
(работаем в соответствии с
технологической картой)
Учитель консультирует учащихся во
время самостоятельной работы.
VIIII.Подведение
итогов урока.
Рефлексия
Инициировать
рефлексию детей по
поводу
психоэмоционального
состояния, мотивации
их собственной
деятельности и
Закончили работу, покажем друг
дуну и организуем выставку.
Какие вы молодцы, давайте по
аплодируем друг другу
(аплодисменты). Какие особенности
имеет жостовская роспись, роспись
выполняется по металлу,
8взаимодействия с
учителем и другими
детьми в классе.
композиция зависит от формы,
чаще всего изображают цветы, но
может быть и фрукты, птицы и
т.д.
Если вас заинтересовал народный
промысел «Жостовская роспись»,
вы можете посмотреть в
дополнительной литературе или
интернетресурсах (памятки).
«Детская художественная школа
№ 17"
"Кемеровский областной
художественный колледж"
«Губернаторский техникум
народных помыслов"
Желаю вам творческих успехов!
9