Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Оценка 4.7

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
02.03.2018
Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Цели урока: способствовать развитию критического мышления, через анализ произведения, отработка приемов «мозговая атака», «направленное чтение», «синквейн», помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Тема и Жучка»; способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся; развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его; учить детей работать в группе; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к животным. Ход урока.
2 (55).docx
Литературное чтение 3 класс Тема. Н.Г. Гарин­Михайловский. «Тёма и Жучка». Цели урока: способствовать развитию критического мышления, через анализ  произведения, отработка приемов «мозговая атака», «направленное чтение», «синквейн»,  помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Тема и Жучка»;  способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся;  развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его; учить детей работать в  группе; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к животным. Ход урока. I. Организационный момент. Тема и цели урока. ( Учащиеся сидят по группам). ­ Дети, сегодня мы работаем в группах. Посмотрите на ребят вашей группы, возьмитесь за  руки, улыбнитесь друг другу. ­ Что вы почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья) ­ И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок. ­ Сегодня мы продолжим знакомство с произведением  рассказ «Тема и Жучка» Мозговая атака. ­ Что вы знаете о собаках? (верный друг, помощник человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают  жизнь, охраняют стада овец и коров, охраняет жилище, собака­поводырь, помогали во  время войны, побывали в космосе, лучшее домашнее животное, готова жертвовать собой во имя человека, полноправные члены семьи, играют с детьми) ­ Мы еще раз сказали, что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в  беде. Осмысление. Прием «Направленное чтение» (Учащиеся читают по смысловым частям). Словарная работа Ирод – царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о  рождении Христа, стал избивать всех младенцев. Поэтому Ирод прославился как мучитель  и злодей. Таким образом, имя собственное стало нарицательным, в тексте оно написано с маленькой  буквы. Иродами называют злых, жестоких, бессердечных людей. Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня, прикрепленного к удилам, и служит  для того, чтобы править запряженной лошадью. Составление последовательности по тексту (на столах лежат словосочетания или слова, задача учащихся построить цепочку событий) Ночь.   Ирод бросил в колодец.  Неспокойный сон. Утренний беспорядок в столовой.  Рассвет. Дорога к каретнику. Вожжи, веревка, фонарь.     Преграда в саду. Отверстие  старого колодца.  Радостный визг Жучки. Непредвиденное фиаско.  Чтение 1 части. ­ С какого вопроса начинаются все события? («Няня, где Жучка?») ­ Что ответила ему няня? («И­и, – отвечает няня, – Жучку в старый колодезь бросил какой­то ирод...») ­ Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? ­ Каким, словом называет няня этого человека? ( Ирод)­ злодей, изверг, мучитель. Тёма встречается со злом. ­ Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок? (ужас) Найдите в тексте подтверждение ваших слов. ( «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни...») ­ Какие мысли «роем теснились в голове мальчика» ­ Какие планы мелькали у него в голове? ­ Что ему приснилось? (что Жучка все время обрывается) ­ К какому решению пришел Тема? ­ Какое необычное состояние Темы подчеркивает автор? То, что Тема спит очень беспокойно, это говорит о том, что он болен. Чтение 2 части. ­ Как вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац) ­Куда и с чем отправился Тема? ­Когда он позвал Жучку, что он услышал? (жалобный, протяжный стон) ­ Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки? (сердце Темы  мучительно сжалось) ­ С какими словами обращается к собаке мальчик? («Милая, Жучка! Милая, милая, я  сейчас тебя вытащу!») ­ О чем он переживал, когда спускался в колодец? (чтобы Жучка не подумала, что он ее  бросил) Вопросы к анализу 3 части. – Какое чувство пришлось испытать нашему герою? ­ Страх. ­Какие мысли успокаивают его? (Что Жучка сидит в колодце уже целые сутки) ­ Какие чувства они испытали при встрече? (они очень обрадовались, что вновь увиделись) ­ Когда и где еще Тёма испытал страх? ­ При спуске в колодец, в колодце и при подъеме из него. ­ С их помощью автор доказывает, что Теме страшно в этом колодце. ­ Но почему, же Тёма все­таки спускается в колодец? (У него нет другого выхода) ­ «...подниматься труднее...» Почему? – Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Темы, но и  главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода. ­ «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Темы мало...» ­ Какие трудности испытывал Тёма при подъеме из колодца? ­ Не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема. ­ Тяжелое положение Темы автор подчеркивает с помощью противопоставления. Тёма  находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца. ­ Какие чувства закрадываются в душу Теме? ­ «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу». ­ Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на  дно, но он находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Теме? ­ Сила воли и сила духа. ­ Какими словами мальчик успокаивает себя? Найдите этот отрывок. («Не надо бояться, .. Стыдно бояться! Трусы только боятся!..» Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю...» ­ Как вы оцениваете его поступок? ­ Как ведет себя Жучка, оказавшись на земле? Теперь когда все сделано, силы быстро оставляют Тему, напряженные нервы Темы не  выдерживают, он без сознания валится на траву к великой радости Жучки, которая теперь  уже свободно, без препятствий, выражает свою горячую любовь и признательность за  спасение. ­ Если бы Жучка могла говорить, чтобы она сказала Теме? ­ Как вы думаете, что будет дальше? – Итак, мы добрались до развязки. Болезнь и все пережитое взяли верх над мальчиком и он  лежит в бреду. Учитель зачитывает последний абзац со слов: «Всем жаль маленького Тему». – Какое чувство вызывают у вас эти строки? Чего боятся родные Темы? Как вы понимаете  предложение: «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот­вот готовое навсегда  погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки»? ­С чем сравнивается жизнь Темы? ( Автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от  малейшего дуновения.) – Как вы думаете, останется ли живым Тёма? ­ Да. ­ Сумел ли Тёма одолеть зло, страх, болезнь, трудности и смерть? Найдите в последней  строчке слова, которые точно характеризуют Тему и указывают на то, что помогло ему  преодолеть все препятствия. ­ Горячая, любящая душа. ­ Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа? Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети  самостоятельно сформулируют главную мысль произведения. – Тёма – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему  четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко  способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от  человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро будет сильнее зла. Теперь, когда вы столько узнали о Теме и Жучке Составьте словесный портрет каждого. Составьте словесную характеристику Тёмы. Выберите слова, соответствующие его  характеру: милосердный, заботливый, жестокий, трусливый, впечатлительный,  беспокойный, самотверженный, чуткий, отзывчивый, внимательный, умный, мужественный, храбрый. Составьте словесную характеристику Жучки. Выберите слова, соответствующие её  образу: добрая, ласковая, сердитая, преданная, грустная, злая, внимательная, смышленая,  глупая, сообразительная, игривая, дружелюбная, милая, веселая. Работа над пословицами ­ А теперь пришло время вспомнить пословицы. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Друг познается в беде. Собака – друг человека. ­ Какая из них подходит к рассказу? ­ Когда мы прочитали произведение, какие мысли и представления у вас появились о Теме? У них большая крепкая дружба, автор учит нас, читателей, быть человечными, добрыми,  благородными по отношению друг другу и животным. И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобрести ни за какие деньги. Цена дружбы  доверие. Ежедневно, и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга. ­ Можно сказать, что Тема настоящий друг? Рефлексия. (письменная) Составим синквейн 1 группа составит на тему Тёма. Верный, настоящий. Выручает, помогает, спасает. Друг познается в беде. Дружба. 2 группа составит на тему Жучка. Игривая, ласковая. Благодарит, любит, верит. Собака – друг человека. Доверие. 3 группа составит на тему Друзья. Верные, надёжные. Помогут, спасут, выручат. Никогда не подведут товарища. Дружба. 4 группа на тему ­ Дружба Сильная, сплоченная. Дружить, выручать, не предавать. Никогда не оставлять друга в беде. Верность. Рефлексия устная. Как бы вы поступили на месте Темы? Хотели бы вы иметь такого друга как Тема? О чем вы бы хотели спросить Тему, когда он поправится? О чем бы вы хотели рассказать своим товарищам после этого урока? Что особенно было интересно? Как бы вы оценили себя? Оценки. Домашнее задание. С. 159 творческое задание – напишите письмо Теме и расскажите, как  вы оцениваете поступок Темы.

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018