Цели: Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о новогоднем празднике и зимних забавах детей. Уточнение и расширение словаря по теме (ёлка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, дарить, получать, петь, танцевать, украшать, кататься на лыжах, на санках, на коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу). Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).
Коррекционно-развивающие: Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, связной речи, зрительного внимания, тонкой и общей моторики. Развитие зрительного восприятия (закрепить основные цвета). Развивать интонационную выразительность речи, учить подражать героям сказок, модулируя голос.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, эстетических чувств. Воспитание доброжелательности, желания быть справедливыми.
Тема: "Новый год. Зимние забавы"
Цели:
Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о
новогоднем празднике и зимних забавах детей. Уточнение и расширение словаря по теме
(ёлка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, дарить, получать, петь, танцевать, украшать,
кататься на лыжах, на санках, на коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу).
Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с
прилагательными).
Коррекционно-развивающие: Развитие речевого дыхания, фонематического
слуха, связной речи, зрительного внимания, тонкой и общей моторики. Развитие
зрительного восприятия (закрепить основные цвета). Развивать интонационную
выразительность речи, учить подражать героям сказок, модулируя голос.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества,
ответственного отношения к выполнению заданий, эстетических чувств. Воспитание
доброжелательности, желания быть справедливыми.
Оборудование: картина "У ёлки", предметные картинки с изображениями елочных
игрушек-шаров, еловая ветка, шнуровка "Елочка" по числу детей, шапочки героев сказки
"Теремок", пластмассовые крышечки на каждого ребенка, сюжетные картинки "Зимние
забавы детей".
Предварительная работа. Рассматривание елочных игрушек и украшений. Участие в
украшении елки в группе.
Ход занятия.
1. Организационный момент (развитие зрительного внимания, совершенствование
элементарных математических представлений (формирование навыка счета в пределах
пяти)).
Л. приглашает детей в кабинет к столику, на котором уже лежат предметные картинки. –
Скоро Новый год. Вы уже украсили елку в группе, рассмотрели елочные игрушки на
ней. На карточках перед вами тоже елочные игрушки. Сейчас сядет тот, у кого на
карточке желтый шар (ребенок называет, какой у него шар и садится).
Аналогично проводится работы с другими картинками.
2. Рассматривание картины "У елки" (уточнение и расширение словаря по теме.
Развитие связной речи).
Л. приглашает детей к мольберту, на котором стоит картина "У елки".
Л. – Кого вы видите на картине?
Д. – Деда Мороза и детей.
Л. – Какой праздник они отмечают?
Д. – Новый год.
Л. – Как вы догадались?
Д. – Они около елки.
Л. – Какая елка?
Д. – Зеленая, пушистая, нарядная.
Л. – Что вы видите на елке?
Д. – Шарики, бусы, рыбку, цыпленка.
Л. – Какие игрушки?
Д. – Красивые, блестящие, стеклянные.
Л. – Давайте попробуем повторить все, что говорилось о елочке. Елочка зеленая,
Д. по очереди повторяют рассказ о елочке.
Л. – Что делают дети на елке?
Д. – Поют и танцуют.
Л. – Какое у них настроение? Им грустно или весело?
Д. – Им весело, они улыбаются.
3. Инсценировка сцены из сказки "Теремок".
Л. – Посмотрите, дети нарядились в костюмы героев сказок. Сейчас и мы с вами устроим
пушистая, колючая. На ней висят разноцветные блестящие бусы и шары.
небольшой карнавал. Выберите шапочки героев сказки "Теремок".Проводится инсценировка. Дети подражают сказочным героям, модулируя голос.
Медведь. – Кто, кто в теремочке живет?
Мышка. – Я мышка-норушка.
Лягушка. – Я лягушка-квакушка.
Заяц. – Я зайка-побегайка.
Лиса. – Я лиса-всему свету краса.
Волк. – Я волчише-серый хвостище.
Медведь. – А я, медведь – всем зверям пригнетыш.
4. Упражнение "Приятный запах" (развитие речевого дыхания).
Л. достает еловую веточку. – Вы знаете, как вкусно пахнет еловая веточка? Она пахнет
зеленью, лесом, свежестью. Давайте понюхаем ее. Встаньте около стульчиков,
опустите руки. Я буду подносить веточку к носу каждого из вас. По моей команде вы
сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом выдохнете и на выдохе скажете: "Ах, какой
приятный запах!"
Л. выполняет упражнение с каждым из детей.
5. Развитие мелкой моторики с помощью шнуровки.
Л. раздает детям шнуровки и предлагает сделать елочку из шнурка.
6. Составление предложение по сюжетным картинкам.
Л. предлагает детям вспомнить любимые игры и забавы ребят зимой.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом? (Лыжи)
Л. – Что делают дети.
Д. – Дети катаются на лыжах.
Проводится игра с пальчиками "Лыжники".
"Встать" в пластмассовые крышечки указательными и средними пальцами, двигаться,
делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка — нос, в руке — метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили.
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом. (Снежная гора)
Л. – Что делают дети.
Д. – Дети лепят снеговика.
Л. – Что делают дети.
Д. – Дети катаются с горки.
7. Пальчиковая гимнастика по выбору логопеда.
Поочередно соединяют большой палец с
Зимние забавы
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать.
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
остальными.
Раз, два, три, четыре, пять,
Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.
Идут по столу указательным и средним
пальчиками.
Бабу снежную лепили,
Лепят комочки двумя ладонями.
Птичек крошками кормили.
Крошат хлебушек всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки о ладони
левой.
Кладут ладошки на стол то одной, то другой
А еще в снегу валялись,
стороной.8. Итог занятия (оценка работы детей)
Л. предлагает детям рассказать о тех упражнениях, которые они выполняли на занятии.
Логопед оценивает работу каждого ребенка.