Тема: Нравственные уроки сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: 1. Через анализ текста подвести к осознанному открытию нравственного смысла произведения. 2. Учить делать обобщения, развивать мышление. 3. Воспитывать доброту, отзывчивость, ответственность за свои поступки. Ход урока: 1.Сообщение темы и целей урока. - В русских народных сказках говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок. -Тема нашего урока: « Нравственные уроки сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». А как вы понимаете слова – нравственные уроки? Что такое нравственность? ». Вот сегодня мы попробуем выяснить, чему же нас учит сказка Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», какие уроки мы должны извлечь из неё.
Иконка файла материала 1 (17).doc
Е. А. Куликова Муниципальная Ново­Горкинская СШ, Лежневский район. Урок литературного чтения. Тема: Нравственные уроки сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».    Цель: 1. Через анализ текста подвести к осознанному открытию                                  нравственного смысла произведения.                    2. Учить делать обобщения, развивать мышление.                    3. Воспитывать доброту, отзывчивость, ответственность за свои                       поступки.                                                Ход урока: 1.   Сообщение темы и целей урока. ­ В русских народных сказках говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк,  добрым молодцам – урок.  ­Тема нашего урока: « Нравственные уроки сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». А как вы понимаете слова – нравственные  уроки? Что такое нравственность? ». Вот сегодня мы попробуем  выяснить, чему же нас учит сказка Андерсена «Стойкий оловянный  солдатик», какие уроки мы должны извлечь из неё.­ Понравилась вам сказка или нет? Чем понравилась? Какие эпизоды  запомнились? Какие картины встают перед глазами, когда вы вспоминаете  сказку? 2. Постановка проблемного вопроса. ­Какие основные чувства у читателя вызывает эта сказка? Д. –Грусть, жалость, боль. Эти чувства вызваны гибелью героев.       Радость связана с теми чудесами, которые происходят в сказке. ­Давайте сразу заглянем в текст и в первых же фразах сказки найдём, как у  Андерсена звучат эти два мотива – радостный, светлый, связанный с красотой  и чудом (« Было когда­то на свете 25 оловянных солдатиков… Они были  красивы… Чудо, что за солдатики! Ах, оловянные солдатики! – закричал  маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.) И второй мотив –  грустный, печальный, иногда скорбный. («Они лежали, все 25 в картонной  коробке. В ней было темно и тесно. 24 совершенно одинаковые, 25­ый  солдатик был одноногим.) 3. Проблема судьбы. ­Давайте попробуем ответить на основной проблемный вопрос сказки:  Почему погибает оловянный солдатик, почему так сложилась его судьба? ­ Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализируем сказку, то есть найдём в  тексте образы, ключевые слова, фрагменты, в которых выражены главные  проблемы, идеи произведения.  ­ Попробуем выделить один такой фрагмент: внутренний монолог солдатика. ­О чём думает солдатик, пораженный красотой девочки?  ­Что он увидел в ней? (Сходство, родство с ней. Одноногая девочка.) ­ О чём говорят его первые слова? ( Красота танцовщицы вызывает у него  корыстную мысль: « Вот бы мне ….» Он забывает о своём воинском долге, оглавном назначении на земле. Но разумом он понимает, что это желание не  может исполниться. Поэтому у него возникает игривая, шаловливая мысль:  «А познакомиться с ней не помешает…» ­А зачем он захотел с ней познакомиться?  Д. – Чтобы поухаживать для забавы. ­ Как эти мысли и чувства характеризуют самого солдатика? Раскрывают ли  они главное в нём?  Вывод: Итогом внутреннего монолога солдатика является понимание   нравственного урока сказки. В человеке изначально заложено добро и зло  и он сам делает выбор и несёт ответственность за этот выбор. (В каждом человеке есть внутреннее зло в виде низких мыслей и чувств, но  всё зависит от того, как человек сам может побороть эти мысли или  подчиниться им.)   4. Второй нравственный урок. ­Проанализируем 2­ой фрагмент «Игры игрушек».  («Поздно вечером, когда все люди легли спать…)  ­Что можно сказать о детях, о семье этого дома? У.­ Игрушки играют так, как дети. В семье живут и мальчики, и девочки. В  доме живут культурные и воспитанные люди, которые дружат между  собой(игра в гост и, бал), любят читать(«…даже канарейка заговорила  стихами). ­Но почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, почему не пригласили их играть? Мы только что говорили о том, что семья была  дружная, а теперь видим, что игрушки поступили жестоко. ­Можно ли снять такое обвинение с них? (Может быть игрушки, добрые и весёлые, как дети в этом доме, с таким  увлечением играя в привычные игры, просто забыли о солдатиках?)2­ой нравственный урок: « надо уметь прощать других людей,  понимать и прощать их слабости и ошибки, а самые высокие  требования предъявлять, прежде всего к себе.» ­Каково же основное предназначение солдатика?     (Охранять других.) ­Заметила ли его красавица? (Да.) (Красота танцовщицы очистила душу солдатика от мелких и нечестных  мыслей. Он стал красивым и чистым душой, и в этот момент его заметила  красавица и родилась бескорыстная любовь.)  5. 3­ий нравственный урок. ­Но что происходит дальше? Д. –Встреча с троллем.  У. –Давайте прочитаем этот эпизод. У. –Что это за чертёнок? Откуда он взялся и за что мстит нашему герою? (Чертёнок является воплощением зла, которое есть в человеке. Он мстит за  то, что солдат «притворился, будто, что ничего не слышит», будто ничего не  было, то есть наказывает его за отсутствие раскаяния.) 3­ий нравственный урок: Мы можем сделать ещё один важный вывод:  «Если человек совершил какой­то проступок, то он должен  обязательно покаяться перед собой, должен стремиться очистить  свою душу от греха. Если этого нет, если голос совести молчит, то  наказание неизбежно. 6.         Работа в группах.     1­ая группа анализирует эпизод, как солдатик выпал из окна.    2­ая группа анализирует эпизод плавания на бумажном кораблике.    3­я группа анализирует эпизод встречи с крысой.У. ­Давайте проанализируем, как солдатик выдерживает наказание. Он ведь  солдат, поэтому ему нужно вести себя достойно. ­Какое испытание было первым? Как он его выдержал? (Он застрял между булыжниками вверх ногой, но не стал кричать и звать на  помощь, так как «считал неприличным кричать на улице – ведь он был солдат  и носил мундир».) У. –Даже в трудную минуту человек не должен унижаться, он должен помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. 2­ое испытание: плавание по волнам на бумажном кораблике. 3­е испытание: встреча с крысой (щёлкая зубами…). Даже в желудке у рыбы он не « потерял мужества». У. –Кто виноват, что эти испытания выпали на долю солдатика ( тролль,  мальчишки). У. – Если у солдатика злоба. Ненависть по отношению к ним, проклинает ли  он их? Д. – Нет, он со смирением принимает свою судьбу, стойко переносит все  испытания. У. –И вот долгожданное чудо произошло – как заслуженная награда  солдатику за стойкость: он снова оказался в комнате того е мальчика. Те же  игрушки, та же танцовщица. ­ Прочитайте описание этого чудного мгновения.  ­ Каким, словом можно назвать эти чувства? (Счастье. Такое счастье не даётся даром, его нужно заслужить, выстрадать,  победить зло в себе и достойно выдержать испытания окружающего мира.) У.­ Чем же заканчивается сказка?     ­ Почему же мальчик из этой доброй  и весёлой семьи так жестоко  поступает?( Видимо в каждом человеке есть свой «злой чертёнок», который вызывает  низкие чувства и желания.) У.­ Почему именно сейчас в мальчике «заговорил» чертёнок? Д. – Может быть мальчик увидел красоту и чувство любви в других и  мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить из  зависти, ревности. У. – Но всё же в сказке добро одерживает победу над злом. Непобедимая,  самоотверженная любовь побеждает ненависть, злобу. (Танцовщица и  солдатик остались вместе, их не смогли разлучить.) У. – Так почему же погибает оловянный солдатик?       ­ Кто виноват в его смерти? 1. В своей смерти виноват сам солдатик. Это наказание за низкие чувства,  которые проявились в его первом внутреннем монологе, за то, что он забыл о  своём солдатском долге. 2. Но такое наказание слишком жестоко, ведь солдатик изменился к лучшему,  искупил свою вину. Значит, герои сказки погибают из­за проявления зла в  других людях.   Вывод учителя: В окружающем мире есть и добро, и зло, и свет, и тьма, и  радость, и боль. И зависит от каждого человека, от  вас будет в мире больше  зла или добра, боли или радости. Выбор за вами…  ­ Вот поэтому сказка Андерсена заставляет нас задуматься о смысле жизни, о  любви, о счастье, о добре и зле.

Посмотрите также