Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
ТЕМА: «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».
Цель: развитие связной речи.
Задачи: учить распространять предложения прилагательными;
учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
учить образовывать существительные род. падежа;
учить подбирать слова антонимы;
развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для
фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).
3. Игра «Что изменилось?»
(картина на фланелеграфе).
4. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный
5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.
6. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)
(Скачут стоя, «срывают» грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
8. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий
дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава
сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне
нравится осень потому, что осенью красивые деревья.
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.