Тема: Осень в Сибири.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях 2. Активизация и актуализация словаря по теме «Осень». (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна; осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть). 3. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). 4. Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательные с существительными в роде, падеже, числе). 5. Пополнение активно словаря наречиями с противоположным значением. 6. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных пред-ложений со словами потому что). 7. Развитие диалогической речи. 8. Развитие связной речи. Совершенствование навыка пересказа. 9. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, памяти, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики. 10. Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи. 11. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к при-роде.
Иконка файла материала Осень в Сибири..doc
Тема:  Осень в Сибири. Цели: 1. Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях  2. Активизация и актуализация словаря по  теме «Осень».  (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна; осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний,   золотой,   прекрасный,   грустный,   богатый,   алый,   багряный,   пурпурный,   падать, лететь,   шелестеть,   шуршать,   моросить,   собирать,   заготавливать,   улетать,   вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть). 3. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). 4.   Совершенствование   грамматического   строя   речи   (подбор   однородных   определений, согласование прилагательные с существительными в роде, падеже, числе). 5. Пополнение активно словаря наречиями с противоположным значением. 6. Совершенствование   синтаксической   стороны   речи   (составление   сложноподчиненных предложений со словами потому что). 7. Развитие диалогической речи.  8. Развитие связной речи. Совершенствование навыка пересказа. 9. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, памяти, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики. 10. Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи. 11. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование.  Магнитофон,  CD  или   аудиокассета   с   записью  пьесы   П.Чайковского   «Осенняя песня», резиновый мяч среднего размера, магнитная доска, сюжетные картинки по теме «Осень». Ход занятия 1.   Организационный   момент.  [Создание   эмоционального   положительного   фона   занятия. Объявление темы.] Логопед приглашает детей пройти в кабинет, где тихо звучит «Осенняя песня» П.Чайковского. 2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.  Логопед рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья. Какой месяц осени заканчивается? (сентябрь) Какой месяц наступит после него? Какой месяц завершает осень? Логопед.   Правильно.   Сентябрь   обычно   называют  ранней  осенью. Начало  октября, первые десять дней этого месяца, называют  золотой  осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют  поздней  осенью. У этих периодов осени  много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Хотя по вечерам ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад? (Утром на улице был туман) Логопед. Расскажите, каким он был. (Туман был густым, белым, плотным, сырым) Логопед. Правильно. Такие холодные густые туманы одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осеньназывают   золотой?   (Листья   на   деревьях   становятся   разноцветными:   красными,   желтыми,   алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.) Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение,  которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. 3. Игра с мячом «Скажи наоборот».  Логопед убирает изображения деревьев и берет в руки мячик. Логопед. Для начала давайте сравним лето и осень  поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать   предложение   и   катить   мяч   одному   из   вас.   Вы   будете   ловить   мяч,   заканчивать предложение и катить мяч мне.        Логопед. Летом бывает жарко, а осенью...холодно. Логопед. Летом бывает солнечно, а осенью...пасмурно. Логопед. Летом чаще бывает сухо, а осенью...дождливо. Логопед. Летом чаще бывает ясно, а осенью...ненастно. Логопед. Хорошо. Молодцы! 4. Игра «Что делает?»  Логопед берет в руки мяч. Логопед.  Давайте  продолжим  разговор  об осени  и  поиграем  в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать  мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне.  Дождь...идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше. Ветер...дует, воет, гудит, срывает. Птицы...собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются. Листья...краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают. Логопед. Молодцы! 5. Упражнение «Осенние листья». Развитие длительного плавного выдоха. Логопед приглашает детей пройти к высокому столу, на который ставит бассейн с водой «из лесного озера», и бросает в воду разноцветные листья. Бассейн должен стоять так, чтобы листья находились на уровне рта детей. Логопед. Вы сказали, что в лесу на берегу озера шуми ветер. Сейчас вы станете этим ветром. Подуйте на листики так чтобы они поплыли по воде. Помните, как нужно дуть правильно' Дети. Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытяну  губы трубочкой и не раздувая щеки. Дети по очереди дуют на листья. Логопед контролирует выполнение задания. Не стоит выполнять упражнение больше трех раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей. 6. Упражнение. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что.  Логопед приглашает детей пройти в кабинет, организует  приветствие, предлагает детям встать возле стульчиков, стоящих вокруг стола. Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Составьте по ним предложения, в середине которых будут слова потому что. Дети гуляют под зонтом, потому что идет дождь. Лебеди улетают на юг, потому что наступила осень. Люди смотрят в небо, потому что над ними пролетают журавли. Листья кружатся в воздухе, потому что поднялся сильный ветер. Логопед. Вы отлично справились с очень сложным заданием! 7. Подвижное упражнение «Туман».  Туман повис клоками в саду и во дворе Сидят   на   корточках,   выполняют   ударыребром ладони и кулачками по полу. Поймать туман руками решил я на заре. Ритмично сжимают и разжимают кулаки. Я взял его ладошкой и крепко, крепко сжал. Медленно крепко сжимают кулаки. Но прыткий он, как кошка, он взял…и убежал. Висит туман над речкой и дышит, как живой, как белая овечка с кудрявой головой. И маленькие рожки на этой голове… Но по утру остались лишь капли на траве… Бегут по кругу. Остановились, подняли руки и качают ими из стороны в сторону. Смыкают руки над головой. Показывают «рожки». Выполняют   ритмичные   прыжки   на носочках. 9. Чтение логопедом рассказа Г. Скребицкого «Осенние дожди».  Логопед предлагает детям удобно сесть и послушать рассказ. Логопед. А сейчас я прочитаю вам рассказ «Осенние дожди». Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками  на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. 10. Беседа по тексту рассказа. Словарная работа.  Логопед предлагает детям обсудить рассказ. Логопед.   Давайте   поговорим   о   том,   что   вы   узнали   из   этого  рассказа. С чего начинается рассказ? С какими дождями сравнивает автор осенние дожди? Какой осенний дождь? Что значит моросящий дождь? Сколько дней может идти такой дождь? Какое настроение вызывает такой дождь? Какие приметы перечисляет автор в конце рассказа? Что значит слякоть! Как вы понимаете это слово? А что значит свинцовое небо? А как вы понимаете словосочетание нудный дождь! Правильно. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, объяснили значение новых слов. Вы удивили и порадовали меня. Вы так много знаете! А теперь давайте пройдем на коврик и немного отдохнем. 11. Повторное чтение рассказа логопедом.  12. Составление плана пересказа 13. Пересказ рассказа «Осенние дожди».  14. Работа в тетради. Логопед. Откройте тетради. Что нарисовано на ней? (На ней нарисован кленовый лист). Логопед.   Вы   будете   штриховать   лист   горизонтальными   линиями,   как   показано   стрелкой. Вспомните, какими бывают осенние листья, выберите правильно карандаши для штриховки и при­ ступайте к работе. ­Давайте разгадаем ребус. Какое слово в нем спрятано? ива. Как вы догадались? Буква И расположена в букве А. И в А. 15. Итог  занятия. [Оценка работы детей.]Логопед подводит итог изучения темы и задает детям контрольные вопросы.

Посмотрите также