Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ. Слова и несловесные средства

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

3 3 3 Работа в учебнике. Задание 35. – Расшифруем заголовок: о чём сегодня будет речь на уроке? Дети отмечают, что при говорении используется не только слово, но и (читаем по вертикали) темп (можно говорить быстрее-медленнее), громкость (можно говорить тише-громче), голос, мимика, жест.
Иконка файла материала 1 (20).doc
Риторика  ОБЩЕНИЕ Урок 4. Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.             Слова и несловесные средства Цель: Вспоминаем: – что говорить можно разным темпом, громко и тихо, разным тоном; – что при говорении, когда люди видят друг друга, они используют разные несловесные средства – такие как голос,  мимика, жест, разные телодвижения и т.д. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3  3  3 Работа в учебнике.  Задание 35.  – Расшифруем заголовок: о чём сегодня будет речь на уроке? Дети   отмечают,   что   при   говорении   используется   не   только слово,   но   и   (читаем   по   вертикали)   темп   (можно   говорить быстрее­медленнее), громкость (можно говорить тише­громче), голос, мимика, жест. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов.ΙI. Открытие  новых знаний. Работа в учебнике. 3  4  6  2  3 Задание 37.  Подсчитываем   несловесные   средства   –   их  шесть.   Попробуем изобразить   эти   средства   на   рисунке.   Выясняется,   что   легко нарисовать лицо с разной мимикой, движения пальцев, рук (жесты), телодвижения   и   очень   трудно   передать   на   рисунке   темп,   голос, громкость, паузу – хотя и, возможно, нужно больше воображения и фантазии. Отношение к голосу имеет пауза – особенно большая – это перерыв в звучании; мимика, жесты, которые могут иметь значение сами по себе либо дополнять слово или друг друга. Задание 36.  Антонимы для характеристики слова и несловесных средств. (произносить). Громко­тихо   Радостно­грустно   (беседуя, разговаривая).   Серьёзно­весело   (обсуждать   деловой   вопрос). Добрый­злой (тон голоса). Сочувствие­безразличие. Задание 39.  Желательно   придать   игровой   характер   чтению   стихотворения «Ворона». Победителем окажется тот, чья «Ворона» прозвучит более явственно, и тот, чья «Ворона» прозвучит более явственно и ярко. (В стихотворении, состоящем из 39 слов, звук [р] повторяется 30 раз.)    Быстрее­медленнее   (говорить). (отвечать).   Шептать­кричать   4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. © ООО «Баласс», 2014III. Развитие  умений.  Применение  знаний. 1  3  2 Работа в учебнике.  Задания 40, 41.  Тренируемся в чтении быстрых стихов и интонировании. Игра (стихи «Скок­скок»). Все действия выполняются последовательно. Задание 42.  Тренирует детей в тихом говорении: первое – при чтении (возможно даже хором); второе – при рассказывании, когда дети­куклы (Барби, игрушечные роботы, мягкие игрушки и т.д.) шепчутся под столом, сплетничая о членах семьи. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Резервный материал. © ООО «Баласс», 2014 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленнойСкороговорки.  Приготовьтесь   произнести   одну   из   скороговорок   с разной интонацией: удивления, возмущения, испуга и т.д. познавательной деятельности. Шли три пекаря, Три Прокопия пекаря, Три Прокопьевича; Говорили про пекаря, Про Прокопия пекаря, Про Прокопьевича. На воротах сорока, На заборе ворона, На дороге воробей – Клюёт конопель, Конопель, конопель Конопляносемянистую. Пётр Петрович По имени Перепёлович Пошёл погулять, Поймал перепёлку, Пошёл продавать. © ООО «Баласс», 2014Понёс по рынку, Просил полтинку, Подали пятак, Он продал и так! Михейка на скамейке Плетёт лапти Андрейке, Не годятся лапти Андрейке на ножки, А годятся лапти На лапку кошке. ΙV. Итог урока. V. Домашнее  задание. – Когда же можно разным темпом, громко и тихо, разным тоном?   Ученики   получают   задание   выучить   скороговорку.   При   проверке станет известен победитель: кто быстрее и точнее (без оговорок и без ошибок) произнесёт скороговорку про кашалота или другую (но не меньше 6 строк). (Задание 43.) © ООО «Баласс», 2014