3 3 3
Работа в учебнике.
Задание 35.
– Расшифруем заголовок: о чём сегодня будет речь на уроке?
Дети отмечают, что при говорении используется не только слово, но и (читаем по вертикали) темп (можно говорить быстрее-медленнее), громкость (можно говорить тише-громче), голос, мимика, жест.
Риторика
ОБЩЕНИЕ
Урок 4.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.
Слова и несловесные средства
Цель:
Вспоминаем:
– что говорить можно разным темпом, громко и тихо, разным тоном;
– что при говорении, когда люди видят друг друга, они используют разные несловесные средства – такие как голос,
мимика, жест, разные телодвижения и т.д.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Работа в учебнике.
Задание 35.
– Расшифруем заголовок: о чём сегодня будет речь на уроке?
Дети отмечают, что при говорении используется не только
слово, но и (читаем по вертикали) темп (можно говорить
быстреемедленнее), громкость (можно говорить тишегромче),
голос, мимика, жест.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.ΙI. Открытие
новых знаний.
Работа в учебнике. 3 4 6 2 3
Задание 37.
Подсчитываем несловесные средства – их шесть. Попробуем
изобразить эти средства на рисунке. Выясняется, что легко
нарисовать лицо с разной мимикой, движения пальцев, рук (жесты),
телодвижения и очень трудно передать на рисунке темп, голос,
громкость, паузу – хотя и, возможно, нужно больше воображения и
фантазии. Отношение к голосу имеет пауза – особенно большая – это
перерыв в звучании; мимика, жесты, которые могут иметь значение
сами по себе либо дополнять слово или друг друга.
Задание 36.
Антонимы для характеристики слова и несловесных средств.
(произносить).
Громкотихо
Радостногрустно
(беседуя,
разговаривая). Серьёзновесело (обсуждать деловой вопрос).
Добрыйзлой (тон голоса). Сочувствиебезразличие.
Задание 39.
Желательно придать игровой характер чтению стихотворения
«Ворона». Победителем окажется тот, чья «Ворона» прозвучит более
явственно, и тот, чья «Ворона» прозвучит более явственно и ярко. (В
стихотворении, состоящем из 39 слов, звук [р] повторяется 30 раз.)
Быстреемедленнее
(говорить).
(отвечать).
Шептатькричать
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014III. Развитие
умений.
Применение
знаний.
1 3 2
Работа в учебнике.
Задания 40, 41.
Тренируемся в чтении быстрых стихов и интонировании. Игра (стихи
«Скокскок»). Все действия выполняются последовательно.
Задание 42.
Тренирует детей в тихом говорении: первое – при чтении (возможно
даже хором); второе – при рассказывании, когда детикуклы (Барби,
игрушечные роботы, мягкие игрушки и т.д.) шепчутся под столом,
сплетничая о членах семьи.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Резервный материал.
© ООО «Баласс», 2014
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленнойСкороговорки. Приготовьтесь произнести одну из скороговорок с
разной интонацией: удивления, возмущения, испуга и т.д.
познавательной деятельности.
Шли три пекаря,
Три Прокопия пекаря,
Три Прокопьевича;
Говорили про пекаря,
Про Прокопия пекаря,
Про Прокопьевича.
На воротах сорока,
На заборе ворона,
На дороге воробей –
Клюёт конопель,
Конопель, конопель
Конопляносемянистую.
Пётр Петрович
По имени Перепёлович
Пошёл погулять,
Поймал перепёлку,
Пошёл продавать.
© ООО «Баласс», 2014Понёс по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он продал и так!
Михейка на скамейке
Плетёт лапти Андрейке,
Не годятся лапти
Андрейке на ножки,
А годятся лапти
На лапку кошке.
ΙV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
– Когда же можно разным темпом, громко и тихо, разным тоном?
Ученики получают задание выучить скороговорку. При проверке
станет известен победитель: кто быстрее и точнее (без оговорок и без
ошибок) произнесёт скороговорку про кашалота или другую (но не
меньше 6 строк). (Задание 43.)
© ООО «Баласс», 2014