Цели: Коррекционно - образовательные. Расширять и активизировать словарь по данной теме. Формировать обобщающее понятие "овощи". Совершенствовать грамм.строй речи (употребление существительных в единственном и множественном числе, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формирование навыка фразовой речи).
Коррекционно - развивающие. Развивать фонематическое представление, речевое дыхание, зрительное внимание, тонкую и мелкую моторику.
Коррекционно - воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: панно - "огород", предметные картинки, картинки овощей, корзина с овощами, трафареты овощей.
Тема: "Овощи"
Цели:
Коррекционно - образовательные. Расширять и активизировать словарь
по данной теме. Формировать обобщающее понятие "овощи". Совершенствовать
грамм.строй речи (употребление существительных в единственном и множественном
числе, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формирование
навыка фразовой речи).
Коррекционно - развивающие. Развивать фонематическое представление,
речевое дыхание, зрительное внимание, тонкую и мелкую моторику.
Коррекционно - воспитательная. Воспитывать бережное отношение к
природе.
Оборудование: панно - "огород", предметные картинки, картинки овощей, корзина
с овощами, трафареты овощей.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Работа "на круге"
Д. сидят на стульчиках "на круге", идет передача по цепочке чувства тепла, доброты,
любви и дружбы. – Доброе утро, Ириша! - Здравствуй, Сашенька! - Я рада тебя видеть,
Димочка! И т.д.
Л. (после приветствия, смотрю ласково в глаза детям и говорю) – Какие красивые у вас
глазки! Добрые, ласковые, лучистые, теплые и светлые. (Предлагаю детям посмотреть
друг другу в глаза). Какие красивые и добрые у вас глаза.
Пальчиковая гимнастика "Капуста".
Поиграем с пальчиками: тук-тук-тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, посолили
И набили плотно кадку,
Все теперь у нас в порядке!
Выход из круга. (выйдет из круга тот, кто назовет знакомые овощи).
Л. – Налетел ветерок (дети выполняют длительный плавный выдох). Он принес нам
письмо. Давайте его прочитаем:
Осень щедрою рукою одарила нас с тобою
И на каждой грядке выросли загадки.
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
(морковь)
Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)
Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные-детки
(помидоры)
Л. – Помните, мы с вами ходили в гости к бабушке и дедушке. Что вы там видели?
(огород). Хотите узнать, что они вырастили на огороде? Пойдемте к ним в гости.
Д. подходят к панно "огород", где прикреплены на грядках овощи (огурцы, свекла,
картофель, редис, капуста, помидоры, лук, морковь). Предлагаю назвать все овощи,
которые они видят на грядках.
2.Игра "Один – много".
Д. закрывают глаза, а Л. в это время добавляет помидоры.
Л. – Скажите, кто заметил, что изменилось на столе?
Д. – Был один помидор, а стало несколько.
Л. – А можем мы по-прежнему говорить помидор или мы должны сказать по-другому?
Д. – По-другому.
Л. – Послушайте, как я скажу: "помидоры". Один - помидор, а если их несколько -
помидоры.
Аналогично изменяется количество других овощей.Л. – Скажите, одинаково или по-разному мы называли один предмет и несколько таких же
предметов (огурец - огурцы, помидор - помидоры).
3.Игра "Овощи-малютки".
Л. – Посмотрите, для вас бабушка и дедушка вырастили необычные овощи.
– У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).
– У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он ... (маленький, малютка).
Аналогично обговариваем каждый овощ на грядке.
4.Физ.минутка (импровизация движений в такт стихотворения): подвижная игра
"Урожай".
В огород пойдем,
Урожай соберем
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг руками - три раза.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
идут по кругу, взявшись за руки.
"таскают"
"копают"
"срезают"
"рвут"
идут по кругу, взявшись за руки.
5.Игра "Корзина с овощами" (формирование навыка фразовой речи).
На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-
нибудь овощ, показывают его ребятам и говорят: "В корзине лежит … (помидор)". И т.д.
Дети составляют аналогичные предложения с овощами и прощаются с бабушкой и
дедушкой, которые на прощание дарят детям корзинку с овощами.
6.Итог занятия (оценка работы детей).
Л. – Что выросло в огороде на грядке у бабушки и дедушки?
Д. – На грядке выросла морковка (огурцы, помидоры, капуста и т.д.)
Домашнее задание.
Раскрасить картинку овоща. Закрепить пальчиковую гимнастику: "Капуста".