Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)
Оценка 4.8

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир +1
4 кл
23.02.2018
Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир).           Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)
Интегрированный урок в 4 классе по окружающему миру и литературе. Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература) Цель: Формирование у обучающихся образа преобразований (реформ) Петра Великого как решительное изменение форм жизни. Задачи: 1.Познакомить обучающихся с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи. 2.Формировать у обучающихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление обучающимся о реформах Петра. 3.Развивать познавательные интересы обучающихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, расширять словарный запас детей. 3.Воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого. Средства обучения: 1.Учебник «Окружающий мир». Авторы: Поглазова О.Т., Шилин В.Д. 2.Рабочая тетрадь для 4 класса, часть 2. 3.Презентация в программе PowerPoint. 4.Компьютер. 5.Раздаточный материал.
3450011149 (1).docx
Интегрированный урок в 4 классе по окружающему миру  и литературе. Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир).           Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература) Цель: Формирование у обучающихся образа преобразований (реформ) Петра Великого как              решительное изменение форм жизни.  Задачи:  1.Познакомить обучающихся с переломным моментом в истории нашего государства –      становлением Российской империи. 2.Формировать у обучающихся образ Петра I, как царя­реформатора, разносторонне     развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление      обучающимся о реформах Петра. 3.Развивать познавательные интересы обучающихся, самостоятельность мышления,     умение ориентироваться в тексте, расширять словарный запас детей. 3.Воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого. Средства обучения: 1.Учебник «Окружающий мир». Авторы: Поглазова О.Т., Шилин В.Д. 2.Рабочая тетрадь для 4 класса, часть 2. 3.Презентация в программе PowerPoint. 4.Компьютер. 5.Раздаточный материал. Ход урока: 1.Психологический настрой: Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг  другу и мне. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть  много нового. 2.Интеллектуальная разминка: (на слайде) 1)Соотнести имена исторических деятелей и события:  Александр Невский                          Первый русский царь Рюрик                                                  Куликовская битва Дмитрий Донской                              Основание древнерусского государства Иван Грозный                                    Покорение Сибири  Ермак                                                  Ледовое побоище 2)Найти «лишнюю» историческую личность. (Ермак. Остальные ­ правители). 3)Из оставшихся назовите отличную от остальных персону. (Иван Грозный – первый  русский царь). 3.Постановка темы:      Учитель: Послушайте строчки и скажите, о ком из великих людей написал А.С.Пушкин.                                                     То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник.                                                     Он всеобъемлющей душой                         На троне вечный был работник. (О Петре 1). Учитель: Сегодня на уроке мы снова будем знакомиться с жизнью и деятельностью               великого человека, внесшего огромный вклад в развитие России ­ Петра 1. Мы с вами вновь  отправляемся в историческое путешествие по «реке времени». Посмотрите, ребята, на карту.  (на слайде) Учитель: 1.Что произошло с течением «реки времени»? (Река ударилась о скалу и изменила                     свое направление.)                       2.Почему «река времени» сделала поворот? ( Произошло что­то важное для                      истории.)  Учитель: Вот об этом важном мы и будем сегодня говорить на уроке. (на слайде) Тема нашего урока: «Петр 1, царь и человек». 4. Открытие нового знания: “Яркое пятно” Ученик: Появление на свет Петра связано с таинственным предсказанием. Два монаха по  звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно  он один из всех 12 детей наследует престол и станет таким героем, с которым не сравнится  никто из современников. Учитель: Прочитайте текст № 1: В ночь 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла звезда. В этот момент у  царя Алексея Михайловича родился сын. Наутро люди говорили, что царский сын будет  великим человеком. Маленького царевича назвали Петром.  Ранние детские годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвертом году жизни  Петр потерял отца. Учитель: Что же интересного узнали из этого текста? (ответы детей) (на слайде – маленький Петр) Учитель: А теперь познакомьтесь с текстом № 2, а последнее предложение дополните: После смерти старшего брата царем был провозглашен Петр. Но так как ему было 10 лет,  то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Итак, государством реально стала  править Софья, так как Петр___________________(был несовершеннолетним). Учитель: Петр рос непохожим на своих братьев. Ему чужды были капризы, неинтересны  придворные няньки. Он любил игры со сверстниками.  Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом. А как называется эта крепость, можно узнать, найдя пару к слову «забавный». Текст № 3                                                          необычный              потешный                                                          забавный                  реформа                                                          изменение               странный, непривычный (на слайде) Учитель: Не только крепость, но еще и два потешных полка были у Петра. Впоследствии  именно эти потешные полки стали лучшими и надежными помощниками взрослого царя.  Почему?  (с детства дружили, играли в одни игры, любили Петра). Но после одной находки потешные полки для Петра отошли на второе место. Учитель: А теперь обратитесь к тексту №4: Однажды Петр в усадьбе своего деда обнаружил старую лодку. Это был английский ботик,  предназначенный для плавания на море. Любопытный царь приказал отремонтировать для  него этот бот и спустить на реку Яузу. Плавание пробудило в нем страстную любовь к  мореплаванию. (на слайде) Учитель: Много позже Петр назвал этот ботик «дедушкой русского флота». Кто скажет,  почему? (С этого ботика началась история русского флота).  Ученик: С малых лет Петр проявлял интерес к военным наукам. А после находки шлюпки  Петр проявил огромный интерес к мореплаванию. Он сам изучил корабельное дело до  мелочей, сам строил и водил корабли, направлял за границу русских людей для изучения  кораблестроения. Благодаря стараниям Петра был создан военно­морской флот России.   20 октября 1696 года Боярская дума (высший совещательный орган государства) вынесла  решение: «Морским судам быть». Эта дата и считается днем рождения российского военно­ морского флота. А «дедушка русского флота» продолжает работать, но только в музее. (на слайде) Ф/минутка: Поднимает руки класс – это раз                                                    Повернулась голова – это два       Руки вниз, вперед смотри – это три Руки в стороны пошире развернули на четыре              С силой их к плечам прижать – это пять              Всем ребятам дружно сесть – это шесть Учитель: Но для большего развития флота нужен был выход в море. И Петр І построил  город на Неве. (прослушивание стихотворения ­ диск) Здесь будет город заложен       Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам, Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.  Такие строки написал об этом городе А.С.Пушкин. 1. О каких надменных (горделивых) соседях идет речь? (немцы, англичане, шведы,  считавшие Россию «лапотной» страной, …)      2.Что означает выражение “В Европу прорубить окно”? (выход в море, связь с  государствами Европы).      3.Как понять фразу «Ногою твердой стать при море»? (Иметь свой флот, быть хозяевами  на берегах Балтийского моря).            (на слайде) Учитель: А начиналось основание города со строительства Петропавловской крепости в        устье Невы на Заячьем острове.   Учитель: А теперь отгадайте загадку об этом городе: (на слайде) Трижды крещенный, Ни разу не побежденный.  Учитель: О каком городе идет речь? (Санкт­Петербург) Учитель: А что значит – трижды крещенный? (Три названия: С.­Петербург, Петроград,  Ленинград) Учитель: Со строительством Санкт­Петербурга Россия получила выход в Балтийское  море, а это значило, что Россия получила морские пути для торговли, так как торговые  города России находились ближе к Балтийскому морю. (на слайде) Ученик: Датой основания города Санкт­Петербурга считается 1703 год, когда в устье Невы была заложена Петропавловская крепость. А в 1713 году Петр 1 объявил Санкт­Петербург  столицей Российского государства. Еще город Петра называют «окном в Европу». Что это  значит? Работа с книгой: На с.75 прочитайте о Санкт­Петербурге. Ответьте на вопрос: Какой это  был город в те времена? Ученик: Санкт­Петербург сильно отличался от Москвы и других старых городов России.  Создавали великолепие города иностранные архитекторы, приглашенные Петром. Сюда  переселялись знатные дворяне. Здесь основана Российская академия наук. Появились первые  библиотека, музей, театр. В этот город  приплывали корабли с товарами. Санкт­Петербург  занял видное место среди европейских столиц, показывая иностранцам, что Россия стала  могущественным государством. Учитель: В русской истории Петр 1 был самым необычным царем. Посмотрите на портрет.   (на слайде) Какой человек перед вами? Властный, волевой взгляд, пронзающий насквозь. Смотрит  свысока, кажется, что на кого­то сердит. Это был богатырь: волевой, сильный, высокий – его  рост составлял 2м 4см. Учитель: А сейчас мы прочитаем отрывок из рассказа Сергея Петровича Алексеева  «Капитан бомбардирской роты». (Читает отрывок  Калинина Алина) «…Вылез из возка офицер. Взглянули солдаты – капитан бомбардирской роты. Рост у  капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные,  черные как смоль усы. ­Так­то ты воинское добро бережешь! Дорогу не смотришь, коней не жалеешь! …Потом подошел к пушке, снял нарядный с красными отворотами кафтан и полез под  колеса. Поднатужился капитан, подхватил богатырским плечом пушку. Дрогнула пушка,  вышло колесо из пролома, стало на ровное место.  Расправил капитан плечи, улыбнулся, крикнул солдатам: «Благодарствую, братцы!» ­  похлопал сержанта по плечу, сел в возок и поскакал дальше». Учитель: 1.О каком случае написано в этом рассказе? Кем оказался капитан  бомбардирской роты? Что можно сказать о царе Петре по этому рассказу? (Сильный,  высокий, волевой, трудолюбивый, энергичный, выносливый, бережливый).  Учитель: Петр 1 – личность в русской истории неоднозначная. Одни говорят, что он сделал (на слайде) для России много хорошего, вывел ее вперед. Другие вспоминают его крутой нрав,  загубленные им души. Но что бы ни говорили, Петр 1 был великой личностью.  Ученик: Петр 1 – царь­реформатор. Он сделал очень много для России:  ­ввел в 1700 году новый календарь; ­13 января 1991 года учрежден День Российской печати ­ дата связана с днем рождения   (на слайде) первой российской газеты, учрежденной Петром I;  ­создал первый музей ­ кунсткамера;  ­основал морскую академию;  ­в 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725);  ­при нем стали строится школы, аптеки, сахарные заводы;  ­стали добывать руду;  ­основан первый русский орден — Святого апостола Андрея Первозванного; ­Петр 1 завез в Россию картофель, табак.  Учитель: А кто знает, что означает слово реформатор? Реформа – это преобразование, изменение, переустройство чего­нибудь. А реформатор –  это человек, который изменяет, преобразует жизнь. 5.Рефлексия: Молодцы, ребята! Все сегодня хорошо поработали. Мы сегодня много нового узнали о        Петре 1.  Давайте подведем итоги. Ответьте на вопросы:  Учитель: 1.Заслужил ли Петр 1 титул Петра Великого? (Заслужил. Он все делал для блага       России, во время его правления многое произошло впервые).              2. Каким был Петр 1? (на слайде) Петр 1: 1.Царь­реформатор 2.Царь­работник 3.Всю жизнь учился и заставлял учиться своих подданных 4.Знал множество ремесел 5.Говорил на нескольких иностранных языках 6.Мог управлять кораблем 7.Был великим полководцем Учитель: Можно коротко сказать: Петр 1 – правитель, моряк, строитель, солдат. (на  слайде)                3.Что изменилось в России во время Петра 1? (на слайде) ­Созданы новые армия и флот ­Строились заводы и мастерские ­Открывались школы ­Печатались книги и газеты ­Россия стала империей Учитель: Благодаря преобразованиям Петра1 Россия превратилась в одно из сильнейших  государств Европы.  В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра  Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского.  Россия была провозглашена империей, а так называли только большие и сильные  государства.                 4. Чем Петр 1 отличался от других правителей? (Первый Император России).                 5. Какой же вывод мы можем сделать о правлении Петра 1? «Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…Руси,  чувствовавшего жгучую потребность нового, потребность преобразования…»                                                                                                                 Историк Е.М.Соловьёв.  БЛАГОДАРЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ ПЕТРА I РОССИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В  ОДНО ИЗ СИЛЬНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ Учитель: И в наше время Петр 1 не забыт. Именем «Петр Великий» назван последний из  четырех и единственный в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения.  (на слайде) (на слайде) Учитель: Понравился вам урок? Тогда на фигурках, которые у вас на столах нарисуйте  свои впечатления от урока ­ одну из трех видов рожиц – веселую, грустную или безразличную, оцените свою работу на уроке – поставьте оценки с обратной стороны. А человечков мы  «посадим» на кораблик и отправим в далекое плавание за новыми знаниями. А я дарю вам всем человечка веселого, так как мне урок понравился. 6.Домашнее задание: 1)В учебнике – с.72­77                                    2)В тетради ­ № 24 (с.24)                                    3)Составить рассказ о Петре 1 от своего имени: «Я, Петр 1, ….»                                        (на фигурках)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир).           Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир).           Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир).           Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир).           Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир). Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)

Тема: Петр Великий. Российская империя (окружающий мир).           Алексеев С.П. «Капитан бомбардирской роты «(литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018