Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"
Оценка 4.7

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Оценка 4.7
Лекции
doc
математика
1 кл—2 кл
13.02.2018
Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"
Существует многообразие видов деятельности, в которые включается ребенок во время урока. В докладе описаны различные игровые моменты, используемые в начальной школе: логические задачи и упражнения устного счета; веселые задачи в стихах; уроки-путешествия; сказочные задачи и задачи занимательного характера; головоломки; кроссворды; логические задачи.
Доклад по самообразованию.doc
Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе" Учитель: Ложкина Н.А. , март 2012г. Актуальность выбранной мной  темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди,   способные   самостоятельно   решать   возникающие   перед   ними   вопросы,   а   так   же   творчески подходить   к   своей   работе,   то   есть   не   только   пассивно   воспринимать   происходящие   в   обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся. До   поступления   в   школу   ведущим   видом   деятельности   ребенка   была   игра.   С   началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших   школьников,   способствует   формированию   учебной   деятельности,   активизирует познавательную   деятельность   учащихся   начальных   классов.   Использование   игровых   моментов   в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов: целесообразность ее использования;  место занимательности на уроке;   функции занимательности;  методика проведения;   Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение.  систематизация игр, которые требуют разрешения. Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность. Учебная   деятельность   ­   это   особый   вид   деятельности,   отличный   от   других.   Ребенок   под руководством учителя учится оперировать научными понятиями. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями. Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Игра ­ составная часть деятельности. Следовательно, можно говорить о многообразии игр. В   школьной   практике   наибольшее   распространение   получили   дидактические   игры.  Это произошло потому, что главная задача школы ­ обучение детей и их развитие, а дидактические игры в большей степени способствуют этому. Игра в полной мере соответствует активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим можно выделить  следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников: 1. Учет возрастных особенностей. 2. Использование материала различной степени трудности. 3. Использование разнообразных физминуток. 4. Построение нетрадиционных уроков. 5. Использование сюжетных игр. 6. Использование простой и емкой наглядности. 7. Применение игр­соревнований. 8. Использование нестандартных занятий. 9. Применение задач в стихах. Соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование   учебной   деятельности   младших   школьников   и   активизирует   их   мыслительную деятельность. Основной   особенностью   младших   школьников   является   слабость   произвольного   внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной   работе   ради   результата,   который   ожидается   в   будущем.   Значительно   лучше   в   младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Оно становится особенно концентрированным и   устойчивым   тогда,   когда   учебный   материал   отличается   наглядностью,   вызывает   у   школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных пособий. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок занимательным и интересным. Этому в полной   мере   способствует   применение   игры,   ее   отдельных   элементов   на   уроке.   Но   не   следует перегружать   урок   занимательным   материалом.   К.Д.   Ушинский   говорил,   что   учение   должно   быть занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных   для   них   задач,   не   наклоняя   ни   в   одну,   ни   в   другую   сторону,   давая   пищу непроизвольному (пассивному) вниманию и упражняя произвольное (активное) внимание, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнений. Память в младшем школьном возрасте под влиянием обучения развивается в двух направлениях:  Усиливается роль и удельный вес словесно­логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно­образным).  Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление (запоминание, воспроизведение, припоминание). Младшие школьники овладевают приемами запоминания. В этом велика роль самого учителя, так как самостоятельно освоить эти правила детям будет сложно. Но и зная самые разнообразные приемы   заучивания,   младшие   школьники   пользуются   этими   приемами   редко.   Исследования показывают, что такой важный прием осмысленного запоминания как деление текста на смысловые части применяется очень редко. Воображение ­ один из главных психических процессов, так как невозможно усвоить материал учебника, понять, о чем говорит учитель без умения оперировать наглядными образами. Характерной особенностью воображения младших школьников является его опора на конкретные предметы. Так, в игре   дети   используют   вещи,   игрушки   и   т.д.   Без   этого   им   трудно   создать   образы   воображения. Первоначально в осмыслении текстов ребенок опирается на картинку, конкретный образ, а затем уже на слово. В начальной школе, прежде всего, совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением   ранее   воспринятого   или   созданием   образа   в   соответствии   с   данным   описанием, схемой, рисунком. Получает развитие и творческое воображение. Все чаще создаются образы, не противоречащие   действительности,   что   связано   с   развитием   способности   ребенка   к   критической оценке. Для формирования у детей творческого воображения учитель так же может использовать разнообразные игры. Игровые упражнения помогут перевести обобщение на более высокий уровень. Таким   образом,   мы   видим,   что   младшие   школьники   обладают   рядом   психологических особенностей.   Систематическое   решение   младшими   школьниками   учебных   задач   посредством учебных действий способствует развитию у них мыслительного анализа, рефлексии и планирования как основных компонентов творческого мышления. Поэтому учебный предмет должен не только включать в себя систему понятий, подлежащих усвоению, но и содержать указания на те характеристики деятельности школьников, которые должны быть сформированы  у учащихся при усвоении этих понятий. В учебные программы со временем должны войти усложняющиеся (от возраста к возрасту, от класса к классу) системы учебных задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и оценки. Дидактические игры  Одно   из   эффективных   средств   развития   интереса   к   учебному   предмету,   наряду   с   другими методами и приемами, используемыми на уроках, ­ дидактическая игра. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои   желания.   У   детей   развивается   чувство   ответственности,   коллективизма,   воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы   слуховой,   зрительной,   двигательной   наглядности,   занимательные   вопросы,   задачи­ шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень   многие   дидактические   игры   заключают   в   себе   вопрос,   задание,   призыв   к   действию, например: "Кто быстрей?" "Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?" и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Руководство дидактическими играми. Учащиеся   знакомятся   с   каждой   дидактической   игрой   под   руководством   преподавателя следующим образом: преподаватель говорит (или читает), как называется игра. Затем он знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное психологическое  значение,  поскольку он должен создать у детей  соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть   сформулированы   кратко,   точно   и   ясно.   Преподаватель   сам   решает,   есть   ли   необходимость давать   учащимся   более   полное   объяснение   игрового   действия.   Потом   начинается   игра.   Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве руководителя или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными   результатами   и   с   тем,   как   соблюдались   правила   игры   ее   участниками.   Если дидактическая игра носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии всех игроков. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять   индивидуальный   подход,   обеспечивать   участие   в   одной   игре   учащихся   с   разным уровнем знаний. Требования к организации игр. Однако  игра  не  должна  быть  самоцелью,  а  должна  служить   средством  развития  интереса  к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований: 1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей. 2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию. 3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок. 4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким. Место дидактических игр в учебной работе. Дидактические   игры   используются   в   качестве   игрового   приема   в   процессе   обучения.   С   их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике. Дидактические игры по формированию дочисловых понятий. "Магазин игрушек" Цель:   закрепить   знания   о   свойстве   предметов,   отличающихся   по   размеру.   Практически использовать в игре отношения: больше, меньше. Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики. Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец ­ один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания. Игры при закреплении приемов сложения и вычитания. В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "математический футбол" и другие. При изучении нумерации чисел в пределах 20  ­ игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета". При   закреплении   приемов   вычитания   в   пределах   20  "Определи   маршрут   самолета", "Путешествие по городам". При изучении табличного деления и умножения "Быстро сосчитайте", "Множители". "Прочитай пожелания морского льва". Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10. Ход игры: морской лев, подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 "букета". Каждый шарик   зашифрован   буквой.   Дети   располагают   буквы   в   порядке   решения   круговых   примеров, начинается с того из них, ответ которого равен единице. Затем они читают слова в каждом "букете" из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз. Игры по формированию геометрических понятий. "Команда внимательных". Цель:   совершенствовать   знания   по   теме   "Геометрический   материал",   формировать   умение активно   оперировать   геометрическими   понятиями,   развивать   внимание,   память,   чувство коллективизма. Ход   игры:   на   доске   вывешены   3   таблицы.   Детям   предлагается   хорошо   рассмотреть   их   и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку. Логические задачи и упражнения в устном счете. На   уроках   математики   в   начальной   школе   необходимо   вести   работу   по   формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения. Логические   упражнения   позволяют   детям   на   доступном   математическом   материале   с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические суждения.  Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения "умственной гимнастики". Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает   жетон.   В   конце   игры   подсчитываются   жетоны.   И   определяют   команду­победительницу. Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы. "Придумай рисунок" Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение. Ход игры: учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры. Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: "Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур.  Чтобы превратить ее в рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей. Или 1. Ответив на вопрос задачи: "На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?" Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя). 2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? Какая тема урока? (Цифра и число 5). 3. Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число: 1,3,9,11,7,5. Определите тему урока. (Двузначные числа). 4. Задание способствует развитию наглядно­действенного мышления.   Сначала   учащиеся   выполняют   все   действия   практически,   затем   производят   перестановку карточек мысленно. Постепенно количество карточек и перестановок увеличивается. Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону: В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов. Какое наименьшее количество палочек нужно переломить, чтобы убрать мусор из совочка?  Уроки ­ путешествия.  Целесообразно   проводить   различные   уроки­путешествия.   Такие   как   "В   цирке",   "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др. В   игру   задания   превращает   их   проведения   ­   эмоциональность,   непринужденность, занимательность. В   этих   путешествиях   ненавязчиво   обогащается   словарный   запас,   развивается   речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект ­ ни одного зевающего на уроке! Дети   играют,   а,   играя,   непроизвольно   закрепляют,   совершенствуют,   доводят   до   уровня автоматизированного навыка математические знания. Приведу фрагмент одного из уроков ­ путешествий. "В цирке" ­ Цель: Закрепление знаний табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток. Оборудование: Рисунки артистов цирка, которые вывешиваются в ходе игры. На доске записи примеров. У каждого ученика билет в цирк. На первом ряду ­ билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но ответы у них одинаковые. На втором ряду ­ билеты голубого цвета с ответом 12. На третьем ряду ­ билеты желтого цвета с ответом 13. Ход путешествия: Учитель обращается к классу, говорит: Мы приглашены на цирковое представление. У каждого из вас есть входной билет, но входить будем рядами. Первый   ряд!   Внимательно   посмотрите   на   свои   пригласительные   билеты   (примеры)   и   хором назовите свой ответ. (Дети хором называют свои ответы ­ 11, 12, 13). Итак, Ребята, рассаживайтесь поудобнее. Соблюдая правила культурного поведения, дети приветствуют артистов цирка. Представление начинается. Встречайте Зебру! (Дети хлопают в ладоши) Где вы ее могли видеть? (На проезжей части ­ указатель перехода для пешеходов) Почему пешеходную дорожку назвали зеброй? (Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотичного животного) Для чего нужна такая разметка? (Для контраста) Итак, Зебра предлагает вам перейти, а для этого нужно правильно решить примеры. 12 ­ 5 13 ­ 9 8 + 3 14 ­ 8 6 + 7 9 + 5 А   сейчас   на   арену   цирка   выезжает   косолапый   Мишка.   Хотя   его   и   называют   косолапым, посмотрите,   как   он   умеет   крутить   педали!   Помогите   Мишутке   проехать   по   математическому лабиринту. Откуда он начинает свой путь? 13 ­ 9 13 ­ 7 13 ­ 8 14 ­ 5 8 + 5 14 ­ 7 8 + 6 Поздравьте Мишутку с успешным выступлением! (Дети хлопают в ладоши) Внимание! А сейчас на арене Слоненок! Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружиться с вами, если вы справитесь с заданием. 12 ­ * = 8 * ­ 6 = 9 15 ­ 8 = * * ­ 5 = 7 9 + * = 12 Молодцы! Правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг! А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг! Я   узнал,   ­   говорит   он,   ­   что   вы   учитесь   в   школе   и   очень   хорошо   умеете   считать,   думать, соображать. Так ли это? Я хочу проверить вашу сообразительность: 1.   Определите,   сколько   мне   лет.   А   лет   мне   столько,   сколько   изображено   на   картинке (показывает изображение сороки), только без последнего знака. Сколько же мне лет? (40) 2. Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках 3кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках? Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.    Математические уроки сказки  Если   спросить   у   детей,   любят   ли   они   сказки,   несомненно,   все   ответят   "да".   Сказка   всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес. Можно   заметить,   что   человек,   не   воспитывающийся   на   сказках,   труднее   воспринимает   мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя   развивать,   минуя   сказку,   не   только   воображение,   но   и   первые   навыки   критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения. На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет   ворваться   на   урок   юмору,   фантазии,   творчеству,   а   самое   главное   ­   учит   детей   быть добрыми и справедливыми. Сказки   при   изучении   математики   можно   использовать   следующим   образом.   Герои   сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные   препятствия.   Выполняют   математические   задания,   отгадывают   загадки,   вспоминают пословицы. Преодоление   препятствий   вместе   со   сказочными   героями   придает   обучению   яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного. Урок­сказка "Гуси­лебеди". этап закрепления знаний нумерации числе от1 до 10/ Звенит звонок. Учитель сообщает, что сегодня не совсем обычный урок математики. На нем все ученики класса отправляются в волшебный мир русской народной сказки "Гуси­лебеди". Помните, гуси­лебеди унесли братца?  Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки.  Но прежде, чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется,   ей   трудно   выполнить   задания.   А   нас   много.   Мы   распределим   роли   и   поможем   ей. Начинаем. Бросилась девочка догонять гусей­лебедей. Бежала, бежала, увидела печь стоит. Печка, печка, скажи, куда гуси­лебеди полетели? Печка ей в ответ: Выполни мои задания ­ скажу. Некогда мне, я спешу. Давайте, дети поможем девочке, чтобы печка на нее не рассердилась. Дети поворачивают карточки, на которых написаны задания: Покажи число, которое меньше 4, но больше 2. Покажи число, которое больше 4, но меньше 6. Назови числа от1 до 10 через одно. Побежала девочка дальше. Стоит яблоня. Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси­лебеди полетели? Отгадай, какие числа пропущены, скажу. 4+…=7 ... +…=9 Назови числа, которые можно представить в виде двух одинаковых слагаемых: 10,9,8,7,6,5,4. Мне некогда, я очень тороплюсь, ­ ответила девочка, ­ и побежала дальше. А вы ребята, сможете помочь девочке? Дети выполняют задания. Бежит девочка дальше. Течет молочная речка с кисельными берегами. Молочная речка, кисельные берега, куда гуси­лебеди полетели? Увеличь каждое число 13,4,7,16 на 3 и назови из них самое большое. Уменьши каждое число на 2 и назови самое маленькое из них ­ скажу. Боюсь, не успею я, ­ ответила девочка и побежала дальше. А вы сможете, ребята, выполнить это задание? Добежала девочка до избушки на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке нашла она братца, схватила его девочка на руки и побежала. Увидали ее гуси­лебеди и полетели за ней. Подбежала девочка опять к молочной речке с кисельными берегами и просит: Речка, матушка, спрячь нас от них! Ответь на вопрос ­ спрячу. На какие два слагаемых можно разложить 8 и 7? Сравни два числа и поставь знак >,< или =: 5…6,6…4? Назови число, следующее в ряду за числом 9, идущее при счете перед числом 7. Девочка ответила, (класс следит за правильностью ответов), и река укрыла ее с братцем под кисельным бережком. Гуси­лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка   с   братцем   опять   побежала.   А   гуси­лебеди   летят,   вот­вот   увидят.   Стоит   яблоня. Обратилась девочка к яблоне, быстро решила ее задачу. (Под яблоней лежало 3 яблока. С дерева упало еще 4 яблока. Сколько всего яблок лежит под яблоней?) Яблоня заслонили их ветками. Гуси­ лебеди опять их не увидели и пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси­лебеди опять догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: Печка, матушка, спрячь меня! Ответь на вопрос ­ спрячу. Какое число больше 4 на 1? Меньше 7 на 2? Какое число при счете называют после 8, а перед числом 10? Назови число, которое на 1 больше, чем 4; число, которое на 1 меньше, чем 7. Девочка быстро ответила, а дети подбадривали ее. Печь ее с братцем спрятала. Гуси­лебеди полетали, покричали, и ни с чем улетели к Бабе­Яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям. Я хочу похвалить вас, дети, за активную помощь, за хорошие знания изучаемого материала. Организованные   таким   образом   уроки,   активизируют   детей,   способствуют   решение.   Многих учебных задач, а, следовательно, формированию учебной деятельности. По   мере   овладения   учащимися   навыками   учения   дидактические   игры   занимательного   типа теряют свою роль. Если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через   освоение   в   игровой   ситуации   элементов   учебной   деятельности   становится   возможным реализовать игру на предмет целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием. При этом следует все чаще и чаще использовать не явную наглядность. А переходить к более символическим формам (игра "Молчанка"). В   первом   классе   дидактическая   игра   облегчает   работу   учителя   над   математическими понятиями,   отличающимися   значительной   степенью   общности   и   абстракции.   Ученики   с   большим интересом принимают те игры, которые основаны на внесении элементов воображения или содержат элементы неожиданности или  ожидания. Например,  игры "Школа", "Магазин", "Что изменилось?, "Который по счету?". Подрастая, ученики выбирают уже такие игры, де есть возможность показать свои способности и знания. Их уже увлекает содержание игры, появляется тяга к играм­соревнованиям, таким, как "Хоккей", "Кто станет капитаном?", "Чья ракета быстрее долетит до луны?". Вначале   учеников   увлекает   желание   одержать   личную   победу,   постепенно   их   интересы расширяются, и они постепенно переживают не только свой личный успех или неудачу, но и успех своей команды. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию моральных качеств личности. Следует помнить, что основная цель проведения игр га уроке математики ­ обучающая, поэтому игра   должна   быть   посильной   и   обязательно   служить   максимальной   активизации   мыслительной деятельности   учеников,   для   чего   игры   следует,   как   можно   чаще   разнообразить,   менять   условия, правила. Устойчивый   познавательный   интерес   формируется   различными   средствами.   Одним   из   них является   занимательность.   Немало   занимательного   материала   можно   использовать   на   уроках математики, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу желаемым   делом.   Некоторые   нестандартные   задачи   (задачи­шутки,   с   монетами,   спичками, разрезанием, складыванием и др.) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3­5 минут на уроке. Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если задание посложнее и нет уверенности, что ее выполнят сразу многое дети, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над условием во внеурочное время.    Веселые задачи в стихах  Веселые   задачи   вызывают   большой   интерес   у   детей.   Их   можно   использовать   при   изучении различных табличных случаев сложения и умножения. Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках. Приведу примеры: Белка, Ежик и Енот, Волк, Лиса, Малышка Крот На пирог пришли к Медведю. Вы, ребята, не зевайте: Сколько всех зверей, считайте! Три кошки купили сапожки По паре на каждую кошку Сколько у кошек ножек? И сколько у них сапожек? Белочка грибы сушила. Только посчитать забыла. Белых было 25,Да еще масляток 5. 7 груздей и 2 лисички, У кого ответ готов? Сколько было всех грибков? Очень важное значение для активизации познавательной деятельности учеников на уроке имеют различные игры­соревнования, о которых мы уже писали выше. Однако следует отметить тот момент, что младшие школьники быстро утомляются на уроках. Поэтому, с целью снятия мышечного напряжения используют различные физминутки. Однако они помогают решить и другие задачи: закрепление табличных случаев сложения, деления, умножения и вычитания. Например: Сколько раз ногою топнем? (8 ­ 4) Сколько раз рукою хлопнем? (10: 2) Мы присядем сколько раз? (3*2) Мы наклонимся сейчас (9 + 2) Мы подпрыгнем ровно столько (10 ­ 4) Ай да счет! Игра и только!  Математические загадки  Немаловажное   значение   на   уроках   математики   в   начальных   классах   имеют   загадки.   Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха,   так   как   интересны   детям.   Практика   показывает,   что   применение   загадок   на   уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление. Например: У него четыре лапки, Лапки цап­царапки. Пара чутких ушек. Он гроза для мышек     (КОТ) Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно, Ты беседуй чаще с ней, Станешь в десять раз умней.     (КНИГА) При знакомстве с цифрой 4 можно использовать загадку: Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет.     (ПОДУШКА) После того, как дети назвали отгадку, учитель просит их вспомнить, какое число прозвучало в загадке,   объясняет,   как   изображается   число   4,   предлагает   найти   его   в   кассе   цифр   из   счетного материала, назвать предыдущее и последующее числа. Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и показать или написать ее. Такие загадки помогают запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию: Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружков. Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы дружков.    (ВОСЕМЬ) Вид ее ­ как запятая, Хвост крючком, и не секрет Любит всех она лентяев, А лентяи ее ­ нет.       (ДВОЙКА) Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность. Например: Отгадайте­ка, ребятки, Что за цифра­акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет.      (ШЕСТЬ) Загадка   ­   это   логическое   упражнение,   при   выполнении   которого   ребенок   учится   выделять существенные   признаки   предмета,   а   так   же   определять   предмет   по   нескольким   перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности. После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке, определить, сколько в нем десятков и единиц каждого разряда, предыдущие и последующие числа. Загадки могут использоваться при изучении темы "Меры времени": Две сестрицы друг за другом. Пробегают круг за кругом. Коротышка ­ только раз, Та, что выше ­ каждый час.     (СТРЕЛКИ ЧАСОВ) На руке, и на стене, И на башне в вышине Ходят с боем и без боя. Всем нужны ­ и нам с тобою.      (ЧАСЫ) При знакомстве учащихся с календарем уместно использовать следующие загадки: Годовой кусточек Каждый день роняет листочек. Год пройдет ­ весь куст опадет.      (КАЛЕНДАРЬ) Выходило 12 молодцов, Выносили 52 сокола, Выпускали 365 лебедей.         (МЕСЯЦЫ, НЕДЕЛИ, ДНИ) После отгадывания загадки задача учителя ­ добиваться обоснованного, доказательного ответа на   вопрос:   "Как   ты   догадался?   Объясни!".   Такая   работа   развивает   логическое   мышление, математическую  речь,  учит видеть  в окружающем  мире общие  свойства  и различия  предметов  и явлений.  Сказочные задачи  Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами,   сказочными   сюжетами.   Казалось   бы,   сказка   и   математика   ­   понятия   не   совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные,  увлекательные  ситуации  в математические задачи. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляет их равнодушными, сказка вызывает у детей радость, интерес. Сказки в начальных классах нужны, особенно при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения. На уроках, где имеет место сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет проникнуть на урок юмору. Фантазии, творчеству, а самое главное ­ учит детей быть добрыми и справедливыми.  Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации ­ все это стимулирует умственную деятельность ребенка. Развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка перечитать   литературное   произведение.   Сказки   и   через   задачи   продолжают   воспитывать   детей. Сказки   можно   включать   у   уроки   математики   при   повторении   и   закреплении   изученной   темы   и использовать во внеклассных занятиях. ПРИМЕР 1 Лиса  Алиса   и  кот Базилио   привели   Буратино на  пустырь  ­ это Поле  Чудес:   если  закопать золотые монеты, то на утро вырастет дерево, на котором в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Они предложили посторожить ночью монеты. В награду за услугу лиса и кот потребовали отдавать с каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит. Сколько золотых монет было у Буратино? Решение: Второй урожай дает 9 монет, значит во второй раз Буратино посадит 9: 3=3 (монеты). Первый урожай дал 3+9=12 (монет) Значит, в первый раз Буратино посадил 12: 3=4 (монеты) ПРИМЕР 2 Поросята Ниф­Ниф и Нуф­Нуф бежали от Волка к домику Наф­Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф­Нафа? Решение: Волку бежать до домика Наф­Нафа 4 +6: 2=7 минут.6 минут меньше, чем 7 минут. Значит, поросята успеют добежать до домика Наф­Нафа.  Математические сказки.  Сказки любят все, но особенно ­ дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены  сказки "О нуле",  "Победа  знаний",  "Герой  планеты Фиалка".  Для удобства  сказка разбивается на части. О нуле 1. Далеко­далеко, за морями и горами, Была страна Циферия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью. 2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Циферии. Служить королеве захотели все. Между Циферией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищем легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. 3. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке напиться, но река сказала: "Станьте парами и сложитесь, тогда дам вам напиться". Все исполнили приказание реки. Исполнил  желание  и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился,  осталось недовольно: ведь воды давала река столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. 4. Солнце еще больше печет.д.ошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше тот получит больше воды. И снова число, стоящее с нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено. 5.   Побрели   числа   дальше   по   знойной   пустыне.   Река   Умножение   потребовала   от   чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. 6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с нолем. С тех пор ни одно число не делится на Ноль. 7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала подставлять к числу Ноль, и число от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить­поживать и добра наживать. Работать со сказкой можно по­разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку как задание с пропусками. Приведу некоторые примерные вопросы, которые можно задать учащимся. Порядковый номер соответствует абзацу сказки.  Почему страна называлась Циферией? Что означает число ноль?  Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними) Какие реки разделяли страну Циферию и королевство А рифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия) Кто собирался переходить через пустыню? (Числа) Чем числа отличаются от цифр?  Почему число, с которым сложился ноль, осталось недовольно?  Приведите   два   примера,   иллюстрирующих   слова   сказки:   "…стать   парами   и   вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получился меньше, тот получит больше воды. ". почему число, стоящее в паре с нулем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа встать так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примеры.  Почему число, стоящее в паре с Нулем, не получило воды от реки Умножение?  Почему при переходе через реку Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем?  Во сколько раз первое число больше или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5? Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы: а) каждая река ставит перед   числами   задачу,   которую   невозможно   успешно   решать   в   паре   с   Нолем;   б)   сказка   должна закончиться счастливо, как это обычно бывает. Под заданием с пропусками подразумевается Выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов, но которые можно восстановить по смыслу сказки, на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5­м абзаце: "Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не… воды"; в 6­м: " Она стала просто приписывать ноль рядом с числом, которое от этого... в…раз". Вышеописанные приемы работы можно комбинировать. Такие сказки на уроках повторения и закрепления делают их более разнообразными и интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления. Вот еще несколько сказок, с которыми можно провести аналогичную работу. Победа знаний. Это было давно. В   некотором   царстве,   в   некотором   государстве   на   престол   взошел   неграмотный   король,   в детстве он не любил математику, родной язык, рисование, пение, чтение и труд. Вырос этот король неучем. Стыдно перед народом. И решил король: пусть все в этом государстве будут неграмотными. Он закрыл все школы, но разрешил изучать только военное дело, чтобы завоевать побольше земель и стать богатым. Вскоре армия этого государства стала большой и сильной. Она беспокоила все близлежащие страны, особенно доставалось маленьким. Короля­неуча звали Пуд. Он стал предводителем своей разбойничьей армии. По соседству со страной неучей находилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военным делом. Армия в этой стране была небольшая, но хорошо обученная. Славилась она своей разведкой и бегунами на длинные дистанции. Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы. Как спасти государство? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию. Через   два   дня   перед   лагерем   войск   Пуда   появилась   на   повозке   большая   фанерная   кукла. Часовые ее не хотели пропускать, но кукла сказала, Что она ­ подарок. От государства Длина королю Пуду. Часовые вынуждены были пропустить куклу. Повозка с куклой въехала в лагерь. Пуд с приближенными рассмотрели куклу и удивились ее размерам и умению говорить по­человечески. Кукла сказала, что ее зовут Кило и что у нее есть младшие братья Метр и Дециметр. Солнце все ниже и ниже. На землю опустилась ночь. Когда весь лагерь Пуда заснул, кукла раскрылась, и из нее вышли 1000 кукол по имени Метр, а из каждой из них ­ 10 кукол, которых звали Дециметр,   из   каждого   Дециметра   ­   по   10   воинов­Сантиметров.   Они   окружили   спящее   войско   и уничтожили его. Только король Пуд спасся бегством (позже его найдут в другом королевстве). Так умный король победил неуча ­ короля Пуда. И все соседние государства стали жить в мире и дружбе. Герой планеты "Фиалка" Сегодня на всей земле шумел праздник. Впервые  в истории  человек  отправлялся  к планете "Фиалка", на которой жили разумные существа. Прошло   полчаса   полета.   И   вдруг   из   машинного   отделения   послышался   шум,   не предусмотренный инструкциями. К счастью, аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полетом и продолжать экспедицию. Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир. Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1 м ­ 1 кв. м и т.д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором уместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей 4 квадратика, а вдоль меньшей 3. Затем Коля изобразил   еще   один   прямоугольник.   В   нем   поместилось   30   квадратиков,   длина   прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина 3. Что же делать? ­ думал Коля ­ Стороны прямоугольника равны 4 и 3 квадрата, а площадь 12, стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь 30. Знаю! ­ закричал мальчик. ­ Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Коля доложил командиру корабля о выполнении задания. Эту сказку можно использовать не только при закреплении, но и при изучении нового материала ­ площади прямоугольника. Ученик может выступать а роли Коли, сделать небольшое, но открытие. Элементы проблемного обучения в форме игры­сказки вызывают у детей большой интерес.   Задачи занимательного характера    В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям,   развивают   воображение   и   память   детей.   Дети   решают   задачи   такого   вида   с   большим удовольствием. 1) Зайцы по лесу бежали, Волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла. Каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки 120 следов. Сколько, скажите, здесь было волков? 2) На птичьем дворе гусей дети кормили, Целыми семьями их выводили. Всего было 5 гусиных семей, В каждой семье по 12 детей. Папа и мама, бабушка с дедом. Сколько гусей собралось за обедом? При решении задач такого типа учитель может задавать детям следующие вопросы: Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача? Какой рисунок к этой задаче ты бы нарисовал? Эти   задачи   способствуют   развитию   интереса   к   математике,   углублению   и   расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения ­ развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных   образов,   рассуждает,   делает   выводы.   Умение   мыслить   логически,   выполнять умозаключения   без   наглядной   опоры,   сопоставлять   суждения   нужны   для   изучения   учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших  Головоломки  Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления. Например: 1)   Пятью   прямыми   линиями   разделите   циферблат   так,   чтобы   в   каждой   части   числа   при сложении давали бы равную сумму. 2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь: *** ­ **=1 Близки к головоломкам и задачи на сообразительность. Например: 1)Лестница состоит из 15 ступеней. На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую). 2) Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя). 3) Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши? (8 яблок и 4 груши стоят одинаково). Один из наиболее распространенных видов головоломок ­ магические квадраты: 1) В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,2…14,15 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30.  0 14 13 3 11 5 6 8 7 9 10 4 12 2 1 15  2) В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,12,2,2,2,2,3,3,3,3,3,5,5,5,5,5, так, чтобы по горизонтали, вертикали и двум диагоналям сумма была равна 15.   1 4 2 5 3 4 2 5 3 1 2 5 3 1 4 5 3 1 4 2 3 1 4 2 5  Разновидностью магических квадратов являются магические треугольники: Данный треугольник составлен из 9 маленьких треугольников, в которые вписаны числа.  ­ Найдите суммы чисел в треугольниках, составленных из 4 маленьких треугольников.                                                      3                                                       7                                                  6        4                                              8           9                                             1         5        2 Ответ:  1+5+6+8=20 2+4+5+9=20 Мы видит, что сумма чисел в каждом треугольнике, который образован четырьмя маленькими треугольниками,   представляет   собой   одно   и   тоже   числа.   Такие   треугольники   называются магическими. Магический ли этот треугольник?                                                         3                                                       7                                                 4        6                                                9        8                                             2        5      1 Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся учитель анализирует со всем классом во внеурочное время.           1.         на          (витрина)                Д»40» га  (дорога)            8 м н (осень)                  И 100 рия  (история). Все домой! Звонок раздался! На доске пример остался, Залетели в класс синицы И склевали единицы. Залетели сойки И склевали двойки. Залетели воробьи­ И не стало цифры три. Сообщить прошу вас, дети, Где стояли цифры эти?             *   4   *   *                         1   4   2   3          + *   7   4   5                      + 1   7   4    5          + 6   *   9   8                      + 6   2   9   8             9   4   6   6                          9   4   6   6     Кроссворды  Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов". Для того, чтобы разгадать   кроссворд,   надо   в   каждой   клетке   фигуры   поставить   по   одной   букве,   начиная   с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки. В строчках: 1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число. В столбцах:   5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью. Ответы: В строчках: 1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один. В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.   Логические задачи  Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям. Предлог и малое число, За ними букву скажем. А в целом ­ ты найдешь его Почти под домом каждым.    (Подвал) Число и нота рядом с ним, Да букву припиши согласную. А в целом ­ мастер есть один Он мебель делает прекрасную.     (столяр) Мегаграммы. В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться. С "Д" ­ давно я мерой стала, С "Т" ­ уже нет выше балла.   (Пядь ­ пять). Он грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки. А заменишь "у" на "о" Будет круглое число.     (Сурок ­ сорок) Логогрифы. В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово. Чтобы поддерживать скворечню Иль антенну я гожусь. С мягким знакомя, конечно, Сразу цифрой окажусь.     (шест ­ шесть) Арифметический я знак, В задачнике меня найдешь На многих строчках. Лишь "о" ты вставишь, зная как, И я ­ географическая точка.     (плюс ­ полюс) Числовые головоломки. Цифры,   соединившись   в   числе   и   участвуя   в   математических   действиях,   образуют   весьма причудливые числовые комбинации. Для   успешного   выполнения   заданий   с   числовыми   головоломками   нужны   изобретательность, догадка, упорство. "Тысяча" Вырази число 1000 восемью восьмерками, и знаками "Плюс". 888+88+8+8+8 В кружках квадрата расставьте первые 12 натуральных чисел  так, чтобы их сумма на каждой стороне составляла "26". Поставьте на рисунке нужное число вместо знака вопроса Ответ: число "5". Как и в предыдущих примерах, нижнее число является половиной суммы двух верхних. Логические задачи 1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый ­ белый с большим окном, второй ­ зеленый с большим окном, третий ­ зеленый с маленьким окном. У Волка и Лисы домики с большими окнами, у Волка и Медведя ­ зеленые домики. У кого какой домик? 2. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем Витя. Кто жил от школы дальше всех? 3. На вопрос матери о том, кто принес в дом котенка, дети ответили так: Аня: "Это сделал Леня". Леня: "Котенка принесла Таня". Аня: "Это не я". Таня: "Леня говорит не правду, сказав, что это я". Мать знала, что только один из них сказал правду. Кто же принес котенка? Ответ: котенка принесла Аня. Три девочки нарисовали по одному животному. Получились две собачки и одна кошечка. Что нарисовала каждая из них, если Катя с Леной и Маша с Леной нарисовали разных животных? Ответ: Катя и Маша нарисовали собак, а Лена ­ кошку. При   изучении   геометрического   материала   активизируют   мыслительную   деятельность   детей, повышают интерес загадки, стихи о геометрических фигурах. Квадрат. Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины, Вам его представить рад. Как зовут его?                 (квадрат) Треугольник. Часто знает и дошкольник Что такое треугольник А уж вам­то как не знать… Но совсем другое дело ­ Очень быстро и умело Треугольники "считать". Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри! Все внимательно исследуй И "по краю" и "внутри"! (ученикам предлагается определить количество треугольников в любой предложенной фигуре) Заинтересовать, привлечь внимание детей помогает сказка. "Треугольник и квадрат" Жили ­ были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший ­ квадратный, Добродушный и приятный. Малодушный ­ Треугольник, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: "Почему ты злишься, брат?" Тот кричит ему: "Смотри, Ты полней меня и шире У меня голов лишь три, У тебя их все четыре". Но Квадрат ответил: "Брат! Я же старше. Я ­ квадрат". И сказал еще нежней: "Не известно, кто нужней!" Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя, сказал: "Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился ты квадратом, А проснешься без углов!" Но на утро младший брат Страшной мести был не рад: Поглядел он ­ нет Квадрата… Онемел. Стоял без слов… Вот так месть: теперь у брата Восемь новеньких углов!                 Циркуль Циркуль мой циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу Уцепился ­ и ни шагу. Линейка Я ­ линейка Прямота ­ главная моя мечта. Так же в начальных классах широко используются ребусы, пословицы, поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики. Например,   тему   "Меры   времени"   младшие   школьники   начинают   изучать   на   втором   году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год;   учатся   определять   время   по   часам,   знакомятся   с   календарем   и   т.д.   Чтобы   активизировать внимание   детей   при   изучении   единиц   измерения   времени   детям   предлагаются   ребусы,   а   так   же пословицы и поговорки:  Летом одна неделя год кормит.  На час опоздал ­ за год не догонишь.  Зимою солнце светит, да не греет. Пословицы,   поговорки   и   ребусы   оживляют   учебную   деятельность,   повышают   интерес   к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала. Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его   в   мыслительную   деятельность,   в   процессе   которой   будет   происходить   познание,   то   есть формироваться   познавательные   силы   личности:   ощущение,   восприятие,   память,   мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание. Таким образом, занимательн6ость на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же   в   умении   с   наибольшей   эффективностью   выполнить   какую­либо   работу   или   провести познавательную игру.

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

Тема по самообразованию: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018