Тема: Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала 1 (117).doc

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ

ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

Урок 80 (98–99).

Тема: Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи

Цели:

развитие умений различать и характеризовать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1   2   3    1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Введение в раздел.

1. – Решите лингвистическую «задачу».

Присоединить ( ) + слагаемое ( ) + 1-я буква алфавита + писатель ( ) + сонный ( ) + знакомое ().

– Что получилось? (При + лаг+ а + тель + н + ое.)

– Назовите полностью эту часть речи. Приведите примеры.

2. – Откройте учебник на с. 32, прочитайте название раздела.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 

 1  3 

– На основе имеющихся знаний об имени прилагательном и изученного об имени существительном определите цель урока и спланируйте деятельность на уроке. (Повторить признаки прилагательного, роль в предложении и тексте, правописание окончаний имён прилагательных.)

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Актуализация и углубление изученного.

1. Беседа по вопросам на с. 32 (после названия параграфа).

Дополнительно:

1) Как изменяются имена прилагательные?

2) Какие из признаков общие у прилагательных и существительных? В чём отличие?

3) Покажите зависимость, связь между прилагательным и существительным графически.

4) Составьте словосочетание по этой схеме и укажите признаки имени прилагательного. Как вы их будете определять?

 

 

2. Упр. 200 – на основе наблюдения осмысливается роль имён прилагательных в тексте.

Вывод после наблюдений.

Этот текст является описанием. В нём много имён прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце, облака, деревья, тени, свет; помогает почувствовать настроение героев.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

III. Развитие умений.

3       4   5   6   1   3

1. Развитие читательских умений при работе с текстами разных типов.

Упр. 201 – развиваются умения читательской деятельности: вычитывать информацию о тексте-повествовании и тексте-описании, определять основные признаки текстов, систематизировать их, преобразовывать текст в таблицу.

Вывод можно оформить в виде таблицы.

 

На основе наблюдений и сравнений делается вывод: первый отрывок из произведения А. Куприна «Белый пудель» является описанием, а второй – из «Мещорской стороны» К. Паустовского – повествованием.

 

2. Упр. 202 – развивается умение определять тип речи в стихотворном тексте, «чувствовать» настроение стихотворения.

Дополнительно:

– Прочитайте слова в рамке. Какую букву гласного в корне надо запомнить? Найдите эти слова в тексте, обозначьте орфограмму.

– Составьте и запишите словосочетания с этими словами. Прочитайте словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.

 

 Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

IV. Итог урока.

 

4  4

– Выполните задание № 1, тема 8 в рабочей тетради.

– Назовите вариант ответа и объясните свой выбор.

– Какие типы речи рассматривали на уроке?

– Какие добавления вы могли бы внести в план? (Имена прилагательные в текстах-описаниях.)

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 55.

2. Перечитать стихотворение Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» (учебник «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»),  ч. II).

 

 

 


Посмотрите также