Тема: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок».(

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром художественных произведений – сказкой; познакомить с жизнью и творчеством П.П.Ершова. Задачи: Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, закрепление понятия «литературная сказка»; знакомство с композиционными особенностями сказки; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге. Планируемые результаты: Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения. - осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла. Метапредметные. Познавательные - перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации; - давать оценку своим действиям, оценивать результат; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные - формулировать учебную задачу урока, анализируя материал учебника; планирование деятельности по изучению темы урока совместно с учителем; работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; - соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; - контролировать результаты работы на уроке, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; - сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других. Предметные - прогнозировать содержание произведения; - работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию; - использовать в речи литературоведческие понятия; Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки учащихся, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, презентация.
Иконка файла материала 1 (36).doc
Тема: «П.П. Ершов Сказка «Конёк­горбунок».( 1 урок) Цель:                                                                                                                            Продолжать знакомить учащихся с жанром художественных произведений –  сказкой; познакомить с жизнью и творчеством П.П.Ершова. Задачи:                                                                                                                        Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения,закрепление понятия «литературная сказка»;                                                         знакомство с композиционными особенностями сказки; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и  книге. Планируемые результаты: Личностные:  ­ проявление творческого отношения к процессу обучения. ­ осознание и проживание приемлемых и созвучных  возможностям ребёнка  правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла. Метапредметные. Познавательные ­ перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и  использовать её для аргументации; ­ давать оценку своим действиям, оценивать результат; ­ находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке. Регулятивные ­ формулировать учебную задачу урока, анализируя материал учебника;  планирование деятельности по изучению темы урока совместно с учителем;  работать по предложенному учителем плану, проговаривать  последовательность действий на уроке; ­ соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; ­ контролировать результаты работы на уроке, оценивание своей работы на  уроке. Коммуникативные ­ оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения,  грамотно формулировать высказывание; ­ сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и  результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать  мнения других. Предметные  ­  прогнозировать содержание произведения; ­ работать с текстом художественного произведения под руководством  учителя и извлекать из него нужную информацию; ­ использовать в речи литературоведческие понятия; Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки учащихся,  сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с  заданиями, презентация. Ход урока: Организационный момент. I. Громко прозвенел звонок – Начинается урок.Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. ­Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить? Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).  ­ Как понимаете смысл этой пословицы? ­Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.      II. Актуализация опорных знаний. 1.Определение  жанра произведения . ­  По описанию жанра определите его название:  Вид устного народного творчества, героическая песня  повествовательного характера в основном о богатырях – защитниках  родины, отражает нравственные идеалы народа.(Былина)  Сатирическое произведение нравоучительного характера в стихах или  прозе. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы,  насекомые, растения. (Басня)  Лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему. (Баллада  )  Малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число  персонажей, быстрое развитие сюжета.( Рассказ )  Поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое  переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.  (Стихотворение)  Торжественное стихотворение, посвящённое какому­нибудь  историческому герою или событию.( Ода )   Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно  фантастического характера о необыкновенных и вымышленных  событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или  развлечение. (Сказка) 2. Составление кластера « Сказки» Работа в парах. Вспомним, что знаем  о сказках. Поработаем с кластером.карточка 1 сказки Проверка фронтальная. Что у вас получилось? карточка 1 сказки народные авторские О животных  волшебные Бытовые ­ Чем авторская сказка отличается от народной? Автор народной сказки  неизвестен, сказители могут вносить  изменения в текст, авторскую сказку создает конкретное лицо, не допускается  внесение изменений в текст.  ­ Какого типа бывают народные сказки? (бытовые, волшебные, о животных). ­ Приведите примеры бытовых сказок («Каша из топора», «Как мужик гусей  делил») ­ Приведите примеры волшебных сказок («Царевна лягушка», «Марья Моревна»). ­ Приведите примеры сказок о животных («Лиса и петух», «Курочка ряба»). III. Постановка темы и целей урока. 1. Прочитайте пословицы и объясните их смысл. Быль за сказкой не угонится. Кашку кушай, а сказку слушай: умом –разумом смекай, да на ус себе мотай. 2. Пользуясь шифром, отгадайте, что здесь написано.                                  Первая координата в горизонтальной строке, вторая в вертикальной.  ( Классика)  5,4; 6,4: 1,5;6,3; 6,3; 3,4; 5,4; 1,5.  1 а 2 б 3 в 4 г 5 д 6 е 54 3 2 1 ж м т ш з н у щ и о ф ы й п х э л к с р ц ч ю я ­ Как вы понимаете это слово? ( Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.) 3. Внимательно прочитайте слова в каждом столбике. Что их объединяет?  Это литературные сказки. Соедините стрелкой фамилии авторов и название произведений. Карточка  2. Установи соответствие. В.А. Жуковский         «Сказка о рыбаке и  рыбке»       А.С.Пушкин                «Спящая царевна» Х.­К. Андерсен           «Конек – горбунок» П.П.Ершов                   «Пятеро из стручка»  Карточка  2. Установи соответствие В.А. Жуковский         «Сказка о рыбаке и   рыбке» А.С.Пушкин                «Спящая царевна» Х.­К. Андерсен           «Конек – горбунок» П.П.Ершов                  «Пятеро из стручка» Проверка. ­ Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока. ­ Сформулируйте задачи нашего урока, дополняя предложения Узнать… Учиться… Развивать… Разгадаем, что мы будем сегодня делать:  «Тачить внимательно (читать) Нипотьма замысел автора (понимать) Цеованить поступки героев (оценивать)» III. Работа по теме урока.  Рассмотрите портрет писателя на стр. 36 учебника. Что вы о нем знаете? Какие его произведения читали? Чтение  текста  на стр. 40  Что нового узнали о писателе?  Что особенно вас тронуло? Прочитайте.Допишите предложения: Полное имя Ершова ______________________________ Год рождения_____________________________________  Родился очень слабым, и родители, боясь потерять сына, решили________   Охотно согласился это сделать _____________________________ Заплатил он за мальчика ____________________________ Сказку «Конёк­горбунок» он написал в ___________________ Биография П.П.Ершова (1815 – 1869) ­ Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково  Ишимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском  университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки  произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному  творчеству, ­ ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес.  Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек –  Горбунок». Ему было всего 19 лет. В 1833 году профессор Петербургского  университета, где учился Ершов, прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки. Сказка студентам понравилась. А Ершов стал знаменитым. Только в  20 веке сказка издалась более 200 раз!  Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта,  устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и  вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со  сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной  стихотворной сказки. В 1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек­ горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его  прославила. В Тобольске свято хранят память о великом земляке. В городе  поставлен памятник его сказочным героям. В 1864 году на сцене Мариинского театра поставлен балет, в 1941г. снят фильм, а в 1947, а затем в 1975 г. снят  мультфильм по сказке. В 2005 году учреждена Всероссийская литературная  премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Вручается она  6 марта в день рождения сказочника на его родине.  IV.Работа над сказкой 1.Работа с текстом до чтения. ­ Как вы думаете, о чём может говориться в сказке с таким названием? ­ Почему «Конёк», а не «конь»? Что значит «Горбунок»? ­ Кто же будет главным героем сказки? 2. Словарная работа.  Соглядать – подсмотреть, увидать. Чёрная бабка – игральная кость, бита. Сенник – навес для хранения сена. Вершок – старинная русская мера длины, равная 44 мм.Аршинными – длиной в аршин, т.е. 71 см. Два – пять – старинная форма числа 10. 3.   Слушание сказки.  ­ В какой форме  написана сказка? ­ Как понять то, что написано после названия? 4. Выявление первичного восприятия ­ Мы прослушали часть сказки. Понравилась вам сказка?  Оправдались ли  ваши предположения? ­ Где же происходили все события? ­ Какое событие было главным? ­ Интересно, что будет дальше в сказке? «Дерево предсказаний» (работа в группах) ­ Попробуйте объяснить, почему должны произойти именно такие события. Что будет дальше, вы узнаете, прочитав дома следующую часть сказки. V.Итог урока. Рефлексия. ­  Какой же была тема нашего урока? Работа с листом самооценки. ­ Возьмите листочки самооценки, оцените итоги работы на уроке,  дополнив или подчеркнув любые предложения. Мне удалось…. Меня удивило…. Мне понравилось…. Я могу похвалить себя…. Я внимательно слушал товарищей  на уроке. Я активно работал на уроке. VI.Задание на дом Найти и прочитать русскую народную сказку «Конек­горбунок», Чтение учебника  стр.  39­51 Использованная литература:  1.Контрольно­измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс /  Составитель Кутявина С.В. – 4­е издание, переработанное. ­ М.: ВАКО, 2013. 2. Поурочные разработки по литературному чтению для 4класса к УМК  Климановой Л.Ф. и др. («Школа России») / Автор Кутявина С. В. – М.:  ВАКО, 2016. 3. Проверочные работы по литературному чтению: 4 класс. Составитель  Панкова О. Б. ­ Рекомендовано Российской Академией Образования. – 3­е  издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. 4. Работа с текстом. Чтение. 4 класс. / Составитель О.Н. Крылова. – 8­е  издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.5. Технологические карты уроков. Поурочные разработки уроков по  литературному чтению для 4 класса. Пособие для учителей  общеобразовательных учреждений. / М.В. Бойкина, Н.И. Роговцева, Е.Ю.  Федотова. – М.: СПб.: Просвещение, 2013.

Посмотрите также