Тема: Приемы нахождения частного и остатка
Цель: закреплять умения выполнять деление с остатком, строить отрезки и находить их длину, решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление с остатком и оформлять запись в столбик; строить отрезки и находить их длину; решать задачи изученных видов; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Баскетбол»
(Класс делится на две команды. Игроки каждой команды называют примеры с ответом, записанным в воротах команды противника. Выигрывает команда, быстрее забившая все мячи.)
2. Блицтурнир
(Учитель читает задачу, учащиеся записывают решение. Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка.)
• Сестра помыла а тарелок, а брат — b тарелок. На сколько тарелок сестра помыла больше, чем брат? (а — Ь.)
• Каждое бревно распиливают на 6 поленьев. Сколько поленьев получится, если распилить d бревен? (d: 6.)
• За с тетрадей заплатили 24 руб. Сколько стоит одна тетрадь? (24: с.)
• Поезд проехал 160 км со скоростью п км/ч. За какое время он преодолел это расстояние? (160:п.)
3. Минутка для любознательных
— Решите логические задачи.
• Груша тяжелее яблока, но легче апельсина. Яблоко тяжелее персика, а апельсин легче ананаса. Назовите самый легкий и самый тяжелый фрукт. (Самый легкий фрукт — персик, самый тяжелый — ананас.)
• У Ани, Тани и Лены платья красного, синего и желтого цвета. Аня не в синем платье, а Лена не в синем и не в желтом. Кто в каком платье? (Лена в красном платье, Аня — в желтом, Таня — в синем.)
III. Самоопределение к деятельности
— Решите пример на деление с остатком. 42:5
— Как мы выполняли деление с остатком на предыдущих уроках? (Мы делали рисунки, выкладывали палочки.)
— Удобно ли использовать рисунок или палочки при решении этого примера? (Нет, это не совсем удобно — число 42 большое.)
— Каким способом вы предлагаете решить этот пример? (Обсуждение в группах. Если учащиеся сами затрудняются решить проблему, учитель помогает наводящими вопросами.)
— Какое самое большое число до 42 делится на 5 без остатка? (40.)
— Что мы с вами сейчас сделали? (Вспомнили самое большое число до 42, которое делится на 5 без остатка.)
— А откуда вы знаете это число? (Это число из таблицы умножения.)
— Какой получим ответ? (8, остаток 2.)
— Проверим: остаток меньше делителя? (Да, 2< 5.)
— Что нужно сделать дальше? (Делитель умножить на частное и прибавить остаток.)
— Проверьте решение примера. (8-5 + 2 = 42)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (выполнять деление с остатком разными способами.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 28, как выполнили деление с остатком.
Алгоритм деления с остатком
1. Находим самое большое число, меньше делимого, которое делится на делитель.
2. Находим частное.
3. Вычисляем остаток.
4. Проверяем: остаток меньше делителя?
№ 1 (с. 28). (Три первых примера — с подробным объяснением и записью
на доске по образцу, данному в учебнике, остальные — самостоятельно. Проверка.)
V. Физкультминутка
Поднимает руки класс — это раз,
Повернулась голова — это два,
Руки вниз, вперед смотри — это три,
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать — это пять,
Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№2 (с. 28).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее записать задачу кратко? (С помощью таблицы.)
— Что надо узнать в задаче? (Сколько стаканов сахара потребовалось на варенье.)
— Как назовем этот столбец? (Общий расход сахара.)
— Что такое 18 и 6? (Количество стаканов клюквы.)
— Что еще известно в задаче? (Количество стаканов сахара на стакан клюквы — 2.)
— Заполните таблицу и запишите решение задачи одним выражением.
|
Расход сахара на один стакан клюквы |
Количество клюквы |
Общий расход сахара |
|
Брат |
2 ст. |
18 ст. |
? |
? |
Сестра |
|
бет. |
? |
|
Решение
Первый способ: (18 + 6) • 2 = 48 (с).
Второй способ: 18 • 2 + 6 • 2 = 48 (с).
Ответ: маме потребовалось 48 стаканов сахара.
(Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 7 (с. 28). Сильным учащимся можно дать дополнительное задание составить и решить обратную задачу.)
№4 (с. 28).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - 1, вариант 2 — 2. Два ученика работают у доски. Проверка.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№89 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№ 91 (с. 34).
(Работа в парах. Проверка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 28). Работа в парах. Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 5, 6 (с. 28).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.