Конспект урока литературного чтения в 3 «А» классе.
Тема: Пушкин А.С. Лирические стихотворения
Цель: создать условия для понимания поэтической речи, правильного чтения лирических произведений, развития памяти, речи и мышления, учить строить выводы по анализу поэтического текста.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающиеся будут учиться: работать с поэтическим текстом, передавать с помощью интонации настроение поэтов, видеть и понимать красоту природы, определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза, обогащать читательский опыт, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Метапредметные: будут овладевать способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, сравнивать, устно рисовать картину природы, слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения, уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником, словарём, тетрадью.
Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений, анализ стихотворения. Урок строится как практическая деятельность с использованием групповой формы работы.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока: Слайды с изображением картин природы; компьютер.
Предмет: литературное чтение
Тема: Пушкин А.С. Лирические стихотворения.
Тип урока: применения знаний, умений, навыков учащихся.
Конспект урока литературного чтения в 3 «А» классе.
Тема: Пушкин А.С. Лирические стихотворения
Цель: создать условия для понимания поэтической речи, правильного чтения
лирических произведений, развития памяти, речи и мышления, учить строить выводы по
анализу поэтического текста.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающиеся будут учиться:
работать с поэтическим текстом,
передавать с помощью интонации настроение поэтов, видеть и понимать красоту
природы,
определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза,
обогащать читательский опыт, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Метапредметные: будут овладевать способностями понимать учебную задачу урока,
отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, сравнивать, устно рисовать
картину природы, слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения,
уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником, словарём, тетрадью.
Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности, навыки сотрудничества
со
ситуациях.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа
по вопросам, сопоставление стихотворений, анализ стихотворения. Урок строится как
практическая деятельность с использованием групповой формы работы.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока: Слайды с изображением картин природы; компьютер.
сверстниками
взрослыми
разных
в
и
Актуализация знаний, определение темы и цели урока (2 мин).
План урока
1. Организационный момент (1 минута).
2. Проверка домашнего задания (5 минуты).
3.
4. Первичное чтение стихотворений (4 минуты).
5. Исследовательская работа. ( 5 мин.)
6. Работа в группах (15 минут).
7. Физминутка (1 минута).
8. Повторное чтение стихотворения (4 мин.)
9. Работа в парах (5 мин.).
10.Домашнее задание (1 минута).
11.Итог урока. Рефлексия (2 мин.).Ход урока:
1. Организационный момент (1 минута).
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
2. Проверка домашнего задания (5 минут).
Давайте вспомним, с каким поэтом мы познакомились на предыдущем уроке, что
мы знаем о жизни и творчестве этого поэта? (составление «Кластера»).
3. Актуализация знаний, определение темы и цели урока (2 мин).
Давайте посмотрим на картины и предположим, о чем у нас пойдет речь.
Посмотрите в учебник, что вы можете сказать о произведениях с какими мы
должны познакомиться на уроке?
Что общего в этих стихотворениях? (Автор, о зиме).
Чем они отличаются?(Утро, вечер).
Как вы думаете, какова цель нашего урока? ( Рассмотреть природу этих
стихотворений, научиться их выразительно читать).
Давайте план нашего урока мы вывесим на доску и потом посмотрим, добились ли
мы поставленных целей.
Откройте тетради, запишите тему урока «А. С. Пушкин. Лирические
стихотворения».
Первичное чтение стихотворений (4 минуты).
4.
Мы всегда с нетерпением ждем начала зимы, с радостью предвосхищаем зимние
развлечения. Любил эти развлечения и Александр Сергеевич Пушкин.
Почувствовали ли вы настроение в этих стихотворениях? Какие это настроения?
(Пушкин передает самые разные настроения: в одном – радость, восхищение
великолепием природы; в другом – уныние, тоску, печаль).
Какие картины, образы зимы представил поэт? (Пушкин запечатлел разные
моменты зимы, разные картины зимней природы: великолепное зимнее утро, бурю,
метель, рассказал о зимних развлечениях).
5. Исследовательская работа. ( 5 мин.)
Какие звуки часто повторяются в первой строфе стихотворения «Зимний вечер»?
([з], [с], [ш]): зверь, заплачет, завоет; по крыше обветшалой вдруг соломой зашумит;
вихри снежные; застучит.
Этот прием позволяет нам услышать звуки бури, мы как бы слышим вой ветра,
звуки летящего снега. Кроме того, здесь слова, которые передают информацию о
звуке: завоет, заплачет, зашумит, застучит. Мы слышим и плач ребенка, который
наводит тоску, вызывает жалость, и вой зверя, который пугает, настораживает,неожиданный стук путника заставляет вздрагивать.
Что вы слышите читая вторую и третью строфу? ( жужжание веретена; песню
няни: «спой мне песню, как синица тихо за морем жила…» )
Вывод: поэт хочет показать бурю как одушевленную силу, которая пугает, наводит
тоску и уныние.
Как вы думаете, почему в стихотворении поэт обращается к няне? ( Он любит
няню. Она для него самый дорогой человек).
6. Работа в группах (15 минут).
Каждая группа должна выбрать из слов предложенных мною те, которые передают
настроение вашего стихотворения.
Радость
Восторг
Бодрость
Грусть
Тоска
Печаль
1я группа
О чем стихотворение «Зимнее утро»? Какое настроение создается от
прочитанного? (Радость, восторг, бодрость)
Какие образы запечатлел поэт? (Образы детей, природы)
Прочитайте стихотворение так, чтобы передать это настроение.
2я группа.
Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать
следующие слова в тексте стихотворения: «нега», «Аврора», «Северная Аврора»,
«Вечор»?
«Нега» – блаженство, наслаждение.
«Аврора» – богиня утренней зари.
«Северная Аврора» – заря, зимнее утро.
«Вечор» – вчера, вечером.
3я группа
О чем стихотворение «Зимний вечер»? Каким настроением оно проникнуто?
(Печаль, грусть, тоска).
Да, так и запечатлели эти настроения знаменитые художники в своих
произведениях с помощью только красок.
Какие образы запечатлел поэт? (Образ бури, образ лирического героя и его няни).
Прочитайте стихотворение так, чтобы передать это настроение.
4я группа. (работает с учителем).
– Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать
следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая
лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»?
– Какие слова можно отнести к образу бури?а) «Мгла» густой снег;
«по кровле обветшалой» кровля – это: 1) крыша; 2) дом, жилье (от слова кров).
«ветхая лачужка» небольшое убогое, старое жилище, маленький домик.
«веретено» ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с
заостренными концами.
«подруга бедной юности моей» няня Арина Родионовна, жившая с Пушкиным в
Михайловском. бедная юность, то есть печальная, безрадостная.
7.
Физминутка (1 минута).
Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений
Аветисова Э.С.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклониться
вперёд, к крышке стола выдох. Повторить 56 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить
глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой
руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п.
Повторить 45 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох),
следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить
56 раз.
8. Повторное чтение стихотворения (4 мин.)
Прочитайте стихотворение еще раз и подумайте, что хотел сказать автор, описывая
два противоположных образа: бурю за окном и спокойствие в доме? (Может,
Пушкин хотел сказать, что дом, любовь, дружба способны противостоять любой
буре, как бы она ни старалась запугать, подчинить своей воле).
9. Работа в парах (5 мин.).
Прочитайте стихотворение друг другу и попробуйте оценить, удалось ли вашему
другу передать настроение поэта?
10.Домашнее задание (1 минута).
Выучить наизусть 1–3 строфы одного из стихотворений, по желанию сделать
рисунок к одному из стихотворений.
11.Итог урока. Рефлексия (2 мин.).
Давайте посмотрим на план нашего урока. Все ли задания мы выполнили?
Добились ли мы поставленных целей?
– Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?
– Что особенно понравилось?
Что вы узнали нового?
Что у вас получилось?
Оцените свою работу и работу друга на уроке.