Тема: Пушкин А.С. Лирические стихотворения.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературного чтения в 3 «А» классе. Тема: Пушкин А.С. Лирические стихотворения Цель: создать условия для понимания поэтической речи, правильного чтения лирических произведений, развития памяти, речи и мышления, учить строить выводы по анализу поэтического текста. Планируемые образовательные результаты: Предметные: обучающиеся будут учиться: работать с поэтическим текстом, передавать с помощью интонации настроение поэтов, видеть и понимать красоту природы, определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза, обогащать читательский опыт, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Метапредметные: будут овладевать способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, сравнивать, устно рисовать картину природы, слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения, уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником, словарём, тетрадью. Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений, анализ стихотворения. Урок строится как практическая деятельность с использованием групповой формы работы. ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование урока: Слайды с изображением картин природы; компьютер.
Иконка файла материала 2 (28).doc
Предмет: литературное чтение Тема: Пушкин А.С. Лирические стихотворения.  Тип урока:  применения знаний, умений, навыков учащихся. Конспект урока литературного чтения в 3 «А» классе. Тема: Пушкин А.С. Лирические стихотворения Цель:  создать   условия   для   понимания   поэтической   речи,   правильного   чтения лирических произведений, развития памяти, речи и мышления, учить строить выводы по анализу поэтического текста. Планируемые образовательные результаты: Предметные:  обучающиеся   будут   учиться:     работать   с   поэтическим   текстом, передавать     с   помощью   интонации   настроение   поэтов,   видеть   и   понимать   красоту природы,     определять   понятия:   сравнение,   рифма,   логическое   ударение,   пауза, обогащать читательский опыт,  наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Метапредметные:  будут овладевать способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, сравнивать, устно рисовать картину   природы,   слушать   собеседника,   вести   диалог,   оценивать   свои   достижения, уметь   вступать   в   речевое   общение,   пользоваться   учебником,   словарём,   тетрадью. Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности, навыки сотрудничества со ситуациях. Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений, анализ стихотворения. Урок строится как практическая деятельность с использованием групповой формы работы.  ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование урока: Слайды с изображением картин природы; компьютер. сверстниками взрослыми   разных   в     и      Актуализация знаний, определение темы и цели урока (2 мин). План урока 1. Организационный момент (1 минута). 2. Проверка домашнего задания (5 минуты). 3. 4. Первичное чтение стихотворений (4 минуты). 5. Исследовательская работа. ( 5 мин.) 6. Работа в группах (15 минут). 7. Физминутка (1 минута). 8. Повторное чтение стихотворения (4  мин.) 9. Работа в парах  (5 мин.).  10.Домашнее задание (1 минута). 11.Итог урока. Рефлексия (2 мин.).Ход урока: 1. Организационный момент  (1 минута).  Начинаем ровно в срок  Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся  И друг другу улыбнёмся  Пусть сегодня для нас всех  На урок придёт успех! 2. Проверка домашнего задания (5 минут). ­ Давайте вспомним, с каким поэтом  мы познакомились  на предыдущем уроке, что мы знаем о жизни и творчестве этого поэта? (составление «Кластера»). 3. Актуализация знаний, определение темы и цели урока (2 мин). ­ Давайте посмотрим на картины и предположим, о чем у нас пойдет речь. ­   Посмотрите   в   учебник,   что   вы   можете   сказать   о   произведениях   с   какими   мы должны познакомиться на уроке? ­ Что общего в этих стихотворениях? (Автор, о зиме). ­ Чем они отличаются?(Утро, вечер). ­   Как     вы   думаете,   какова   цель   нашего   урока?   (   Рассмотреть   природу   этих стихотворений, научиться их выразительно читать). ­ Давайте план нашего урока мы вывесим на доску и потом посмотрим, добились ли мы поставленных целей. ­   Откройте   тетради,   запишите   тему   урока   «А.   С.   Пушкин.   Лирические стихотворения».  Первичное чтение стихотворений (4 минуты). 4. ­ Мы всегда с нетерпением ждем начала зимы, с радостью предвосхищаем зимние  развлечения. Любил эти развлечения и Александр Сергеевич Пушкин.  ­ Почувствовали ли вы настроение в этих стихотворениях? Какие это настроения?     (Пушкин передает самые разные настроения: в одном – радость, восхищение  великолепием природы; в другом  – уныние, тоску, печаль).  ­ Какие картины, образы зимы представил поэт? (Пушкин запечатлел разные  моменты зимы, разные картины зимней природы: великолепное зимнее утро, бурю,  метель, рассказал о зимних развлечениях).  5. Исследовательская работа. ( 5 мин.) ­ Какие звуки часто повторяются в первой строфе стихотворения «Зимний вечер»?  ([з], [с], [ш]): зверь, заплачет, завоет;  по крыше обветшалой вдруг соломой зашумит;  вихри снежные; застучит.    ­ Этот прием позволяет нам услышать звуки бури, мы как бы слышим вой ветра,  звуки летящего снега. Кроме того, здесь слова, которые передают информацию о  звуке: завоет, заплачет, зашумит, застучит.  Мы слышим и плач ребенка, который  наводит тоску, вызывает жалость, и вой зверя, который пугает, настораживает,неожиданный стук путника заставляет вздрагивать.     ­ Что вы слышите читая  вторую и третью  строфу? ( жужжание веретена;  песню  няни: «спой мне песню, как синица тихо за морем жила…» ) Вывод: поэт хочет показать бурю как одушевленную силу, которая пугает, наводит  тоску и уныние. ­ Как вы думаете, почему в стихотворении поэт обращается к няне? ( Он любит няню. Она для него самый дорогой человек). 6. Работа в группах (15 минут). ­ Каждая группа должна выбрать из слов предложенных мною те, которые передают настроение вашего стихотворения.  Радость Восторг Бодрость Грусть Тоска Печаль   1­я группа ­ О чем  стихотворение «Зимнее утро»? Какое настроение создается от  прочитанного? (Радость, восторг, бодрость)  ­ Какие образы запечатлел поэт?   (Образы детей, природы)  ­ Прочитайте стихотворение так, чтобы передать это настроение. 2­я группа. ­   Какие   слова   вам   непонятны   в   этом   стихотворении?   Как   следует   понимать следующие слова в тексте стихотворения: «нега», «Аврора», «Северная Аврора», «Вечор»? «Нега» – блаженство, наслаждение. «Аврора» – богиня утренней зари.  «Северная Аврора» – заря, зимнее утро.  «Вечор» – вчера, вечером.  3­я группа  ­ О чем  стихотворение «Зимний вечер»? Каким настроением оно проникнуто?  (Печаль, грусть, тоска).  ­ Да, так и запечатлели  эти настроения знаменитые художники в своих  произведениях с помощью только красок.  ­ Какие образы запечатлел поэт?   (Образ бури, образ лирического героя и его няни). ­ Прочитайте стихотворение так, чтобы передать это настроение. 4­я группа.  (работает с учителем). – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать  следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая  лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»?  – Какие слова можно отнести к образу бури?а) «Мгла» ­ густой снег;     «по кровле обветшалой» ­ кровля – это: 1) крыша; 2) дом, жилье (от слова кров).     «ветхая лачужка» ­ небольшое убогое, старое жилище, маленький домик.     «веретено» ­ ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с  заостренными концами.     «подруга бедной юности моей» ­ няня Арина Родионовна, жившая с Пушкиным в  Михайловском. бедная юность, то есть печальная, безрадостная.  7.   Физминутка (1 минута). Для   предупреждения   зрительного   утомления   использован   комплекс   упражнений Аветисова Э.С.  И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула,   сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола ­ выдох. Повторить 5­6 раз. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.  И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4­5 раз. И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5­6 раз. 8. Повторное чтение стихотворения (4  мин.) ­ Прочитайте стихотворение еще раз и подумайте, что хотел сказать автор, описывая два   противоположных   образа:   бурю   за   окном   и   спокойствие   в   доме?   (Может, Пушкин хотел сказать,  что дом,  любовь, дружба  способны  противостоять   любой буре, как бы она ни старалась запугать, подчинить своей воле). 9. Работа в парах  (5 мин.).  ­ Прочитайте стихотворение друг другу и попробуйте оценить, удалось ли вашему другу передать настроение поэта? 10.Домашнее задание (1 минута). Выучить   наизусть   1–3   строфы   одного   из   стихотворений,   по   желанию   сделать рисунок к одному из стихотворений. 11.Итог урока. Рефлексия (2 мин.). ­   Давайте   посмотрим   на   план   нашего   урока.   Все   ли   задания   мы   выполнили? Добились ли мы поставленных целей? – Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? – Что особенно понравилось? ­ Что вы узнали нового? ­ Что у вас получилось? ­ Оцените свою работу и работу друга  на уроке.

Посмотрите также