Цели: Коррекционно-образовательные. Уточнить и расширить словарь по теме « Растительный мир весной». Закреплять умение детей повторять за взрослым рассказ. Формировать обобщающее понятие первоцветы. Совершенствовать грамматический строй речи (образование слова с помощью уменьшит. – ласк. суффиксов, учить отвечать на вопросы распространенным предложением, учить правильно употреблять наречия: скоро, снова, весело.).
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви к природе.
Оборудование: предметные картинки по теме, панно "Дерево". Картина "Весна".
Тема: "Растительный мир весной"
Цели:
Коррекционно-образовательные. Уточнить и расширить словарь по
теме « Растительный мир весной». Закреплять умение детей повторять за взрослым
рассказ.
Совершенствовать
грамматический строй речи (образование слова с помощью уменьшит. – ласк. суффиксов,
учить отвечать на вопросы распространенным предложением, учить правильно
употреблять наречия: скоро, снова, весело.).
Формировать обобщающее понятие первоцветы.
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой
и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества,
взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви к природе.
Оборудование: предметные картинки по теме, панно "Дерево". Картина "Весна".
Ход занятия.
1. Организационный момент (сообщение темы, уточнение и расширение словаря).
Л. встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. Дети выбирают по одной
предметной картинке из контейнера и проходят за стол.
1-й реб. – У меня дуб. 2-й реб. – У меня береза. 3-й реб. – У меня рябина. 4-й реб. – А у
меня ель.
Л. – А что это, назовите, одним словом.
Д. – Это деревья.
Л. – Что происходит с деревьями весной.
Д. – Природа просыпается, на деревьях набухают почки.
Л. – Молодцы! Вы правильно ответили.
2. Игра "Собери дерево" (учить называть части растений, формирование навыков
сотрудничества).
Л. приглашает детей к весящему на стене панно. – Помогите мне собрать дерево.
Возьмите части и назовите их.
1-й реб. – У меня корни.
2-й реб. – У меня ствол.
3-й реб. – У меня ветки. Л. Это крона деревьев.
4-й Реб. – А у меня маленькие зеленые листочки.
Л. – Весной, когда распускаются почки, появляются маленькие зеленые листочки. Давайте
соберем дерево и полюбуемся, какое оно красивое. Молодцы! Вы собрали дерево.
3. Рассматривание картины "Весна" (закреплять умение детей повторять за взрослым
рассказ).
Л. – Посмотрите внимательно на картину. Что вы видите?
Д. – Наступила весна.
Л. – Что происходит с природой?
Д. – Появились первые весенние цветы - первоцветы.
Д. – Набухли почки на деревьях.
Л. – Кого видите на картине?
Д. – Дети пришли в лес на прогулку. Мальчик в синей куртке увидел ежа.
Л. – Кого еще видите на картине?
Д. – Девочки наблюдают за белкой.
Л. – Вы очень хорошо рассказали о детях. Давайте попробуем повторить все, что мы
рассказали о весеннем лесе и о детях, чтобы получился красивый рассказ. Сначала
нужно рассказать о том, куда пришли дети. Потом стоит рассказать о растениях и
животных.
Л. организует паузу для подготовки детей к рассказыванию. Если есть необходимость,
логопед еще раз напоминает детям план рассказа, а вовремя рассказывания
показывает указкой, о чем следует рассказывать.1-й реб. – Наступила весна. Появились первые весенние цветы. Набухли почки на
деревьях.
2-й реб. – Дети пришли в лес.
3-й реб. – Мальчик в синей куртке увидел ежа.
4-й реб. – А девочки наблюдают за белкой.
Л. – Дети не обижают никого в лесу, не ломают ветки. Они берегут природу. Вот какой
хороший рассказ получился. Кто сможет повторить весь рассказ целиком.
4. Подвижная игра "На лужайке" (развитие общей моторики, координация речи с
Встают в круг, берутся за
движением).
Л. приглашает детей на ковер. – Давайте сделаем упражнение "На лужайке".
На лужайке поутру мы затеяли игру.
руки.
Я – и подснежник, ты – вьюнок. Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире.
расширяя круг.
А теперь мы, ручейки, побежим вперегонки.
руки.
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.
Становитесь в круг опять.
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи,
носочках.
Мы резвы и горячи.
Смыкают круг.
Бегут по кругу.
Останавливаются, тянутся на
Прыгают на носочках, руки на поясе.
5. Рассматривание первоцветов (развитие связной речи. Учить отвечать на вопросы
Делают 4 шага назад,
Бегут по кругу, взявшись за
распространенным предложением).
Л. приглашает детей к столу, на котором стоит букетик с подснежниками. – Что это за
цветы?
Д. – Это подснежники.
Л. – Верно. Это настоящие подснежники. Их вырастили в саду, а не собирали в лесу.
Собирать эти редкие цветы в лесу нельзя. Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья.
Что вы можете сказать о них?
Д. – Цветки и бутоны, красивые, белые. Стебли тонкие, а листочки длинные.
Л. – Это очень нежные цветы. А кто - нибудь знает стихотворение о подснежнике?
1-й ребенок. – Самый первый, самый тонкий есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой, называется подснежник.
Л. выставляет на доске картинки с изображением первоцветов. – Назовите, какие цветы
вы видите.
1-й реб. – Это ветреница.
2-й реб. – Это мать - и - мачеха.
3-й реб. – А это крокус . А кто хочет рассказать стихотворение о первоцветах?
2-й реб. – Золотые лепестки, хрупкий стебелек,
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала, сжались лепесточки.
На зеленых стебельках - круглые комочки.
Это мать - и - мачеха.
3-й реб. – Посмотрите! Что за фокус?
Из-под снега вылез крокус.
На ветру озяб слегка,
Но прекрасней нет цветка.
Л. – Что вы можете сказать о крокусе? Какой он? Какие у него листики?
Д. – Он красивый, нежный. У него длинные листики.
Л. – А вот это ветреница. Скоро она появится в парках и лесах. Послушайте
стихотворение о ветренице.
4-й реб. – На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.листики?
Л. – Расскажите об этом растении. Какие у него цветочки? На что они похожи? Какие
Д. – У него цветочки. Они похожи на снежинки. У него очень красивые листики.
Л. – И подснежник и ветреница - нежные цветы. А еще они занесены в Красную книгу.
Лучше не рвать их, а любоваться им, иначе скоро мы сможем увидеть их только на
картинках и фотографиях, потому что они исчезнут.
6. "Ответь правильно" (учить правильно, употреблять в речи наречия: скоро, снова,
весело).
Л. – Я буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить, используя слова: скоро,
снова, весело.
Л. – Как журчит ручей?
Реб. – Весело.
Л. – Когда наступит лето?
Реб. – Скоро.
Л. – Придумайте предложение, чтобы оно начиналось со слова снова.
Реб. – Снова расцвели цветы. Снова наступила весна.
7.
Игра "Назови ласково" (закреплять умение образовывать уменьшительно -
ласкательных суффиксов).
Л. – Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково.
Л. – Цеток.
Реб. – Цветочек.
Л. – Корень.
Реб. – Корешок.
Л. – Стебель.
Р еб. – Стебелек.
Л. – Бутон.
Реб. – Бутончик.
Л. – Молодцы!
8. Итог (оценка работы детей).
Л. – О чем мы с вами говорили на занятии?
Реб. – О деревьях и цветах- первоцветах.
Л. – Еще мы говорили о том, что происходит с ними весной.