Тема: Друзья и враги Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», гл. 10–11)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили.
Литературное чтение
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Друзья и враги Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой
гимназистки», гл. 10–11)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том
числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и
почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии
автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что
представили.
Ход урока
Ι
. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы учебника.
При ответе на вопрос 2 необходимо обратить внимание на слово
«постепенно».
1я глава – маленькая, растерянная девочка.
2я глава – начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства.
3я глава – ранимая, смелая, старательная, наблюдательная.
При ответе на вопрос 4 сначала необходимо уточнить, каким образом автор
может выражать своё отношение к герою:
а) Через отношение других героев. (Каких? Кто из взрослых героев смотрит
на девочку глазами автора? Что они видят? Что думают о девочке?)
б) Через описание внутреннего мира героя, его характеристику. (Материал
вопроса 2.)
в) Через установление гармоничных и контрастных связей с кем или чем
либо. (Гармония: плохо девочке – плохо на улице, в природе, контраст:
нарядная, капризная Нина – промокшая, несчастная Лена и т.д.)
г) Через прямые авторские оценки. (Они невозможны, так как текст написан
от 1го лица.)
II. Развитие умений.
1. Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
1) Выявление первичного восприятия.
– Итак, Лена, безусловно, очень нравится автору, писательница искренне её
жалеет и переживает за неё. Испытывали ли вы эти чувства, читая главы 10–
11? Когда именно?– Как бы вы определили свою реакцию на описанные события: жалость,
сопереживание, гнев, негодование, отчаяние? Как ещё?
2) Чтение самого волнующего фрагмента текста (по выбору учащихся).
Работа с текстом во время чтения.
1) Комментированное чтение.
– В чём необычность поведения Жоржа?
– О чём говорит такая реакция мальчика на пропажу совы?
– Подтверждает ли ваши выводы рассказ об отношении Жоржа к птице?
– Что хорошо для Жюли? Можно ли её назвать злой и жестокой?
– Почему Матильда Францевна во всём обвиняет Лену?
– Почему её обвиняют остальные?
– Что чувствует в этот момент маленький Толя?
– О каком чувствительном наказании идёт речь?
– А что испытывает в этот момент Жюли?
– Кто понастоящему жалеет девочку?
– Можно ли действия Толи назвать мужским поступком?
– О ком и о чём думает Лена после спасения? Как это её характеризует?
2) Ролевое (диалоговое) чтение главы 11.
До чтения необходимо обратить внимание учащихся на то, что невозможно
отделить прямую речь Лены от слов автора, ведь повествование идёт от 1го
лица.
– Почему о колбасе, оставившей во рту неприятный вкус жира, Лена говорит:
«В жизни моей никогда не ела я ничего вкуснее!»?
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа с учащимися:
– Прокомментируйте последние слова 11й главы.
– Понравилась ли вам эта книга? Почему?
– Вопрос 3 учебника
2) Выборочный рассказ «Друзья и враги Лены Икониной».
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
. Итог.
ΙΙΙ
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
IV. Домашнее задание.
Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника
– задание III.3 в тетради).