Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Образ Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», обобщение) Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили.
Иконка файла материала 1 (134).docx
Литературное чтение Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Образ Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», обобщение) Цели: •  высказывать  и  аргументировать  своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •  самостоятельно  прогнозировать  содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •  по   ходу   чтения  представлять  картины,   устно  выражать  то,   что представили. Ход урока Ι . Актуализация знаний. Работа над жанровыми особенностями текста. 1) Проверка домашнего задания – чтение составленных учащимися биографий Лены Икониной. Вывод:   несмотря   на   то   что   героиня   –  маленькая   девочка,  её  жизнь   полна событий, встреч с людьми, жизненных перипетий. 2) Выполнение задания 6 учебника. II. Развитие умений. 1. Введение книги в круг чтения учащихся. 1) Беседа по итогам чтения: –  Как  вы  думаете, почему  долгие  годы  книги  Л. Чарской  были  любимым детским чтением? – Какую реакцию они вызывают у современного читателя? Могут ли сейчас стать для кого­то любимыми? – За что могли критиковать книги Л. Чарской? Стоило ли их запрещать? (В помощь – сведения из вопроса 8 учебника, с. 30). 2) Определение собственной читательской позиции (задание III.4 в тетради). – Сравните две противоположные точки зрения на книги Л. Чарской. Какая из них вам ближе? Почему? 1­я   точка   зрения:  «Чарская   –   “Княжна   Джаваха”…   Ерунда!   Слезливая девчоночья   книга…   Вот   это   книжечки:   “Кожаный   Чулок”,   “Всадник   без головы”, “Восемьдесят тысяч вёрст под водой”, “В дебрях Африки”, “Остров сокровищ”… ковбои, прерии, индейцы, скальпы, мустанги!..» (А. Рыбаков – «Кортик», гл. 16). 2­я точка зрения: письмо бабушки в «Пионерскую правду» (с. 5 учебника). –   К   какому   бы   мнению   присоединился   господин   Чечевицын?   А   Володя Королёв? – Надо ли стремиться к тому, чтобы у всех была одна точка зрения?–   Что   дарят   книги   Чарской   каждому   читателю?   (Доброту,   её   книги   учат сопереживать.) 2. Художественные особенности книг Л. Чарской.  Задание III.5 в тетради. – Прочитайте, о каких особенностях книг Чарской писали критики. Отметьте, какие из них вы заметили в «Записках маленькой гимназистки». Сформулируйте своё мнение о книгах этой писательницы. Критики отмечали, что книги Чарской отличают: – занимательность; – чёткость сюжетной линии; – неожиданность развязки; – счастливый конец; – сентиментальность (чувствительность); – однообразие героев (плохой – хороший); – постоянная смена плохого и хорошего; – простые мечты героев. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? . Итог. ΙΙΙ – Как  вы оцените свою работу на уроке? IV. Домашнее задание. Подготовить одно из предложенных произведений к уроку внеклассного чтения: 1. «Записки маленькой гимназистки». 2. «Записки институтки». 3. «Записки сиротки». 4. «Княжна Джаваха». 5. «Газават. Тридцать лет борьбы горцев за свободу». Подготовка к уроку внеклассного чтения.

Посмотрите также