Тема: Образ Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», обобщение)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили.
Литературное чтение
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Образ Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»,
обобщение)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том
числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и
почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии
автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что
представили.
Ход урока
Ι
. Актуализация знаний.
Работа над жанровыми особенностями текста.
1) Проверка домашнего задания – чтение составленных учащимися биографий
Лены Икониной.
Вывод: несмотря на то что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна
событий, встреч с людьми, жизненных перипетий.
2) Выполнение задания 6 учебника.
II. Развитие умений.
1. Введение книги в круг чтения учащихся.
1) Беседа по итогам чтения:
– Как вы думаете, почему долгие годы книги Л. Чарской были любимым
детским чтением?
– Какую реакцию они вызывают у современного читателя? Могут ли сейчас
стать для когото любимыми?
– За что могли критиковать книги Л. Чарской? Стоило ли их запрещать? (В
помощь – сведения из вопроса 8 учебника, с. 30).
2) Определение собственной читательской позиции (задание III.4 в тетради).
– Сравните две противоположные точки зрения на книги Л. Чарской. Какая из
них вам ближе? Почему?
1я точка зрения: «Чарская – “Княжна Джаваха”… Ерунда! Слезливая
девчоночья книга… Вот это книжечки: “Кожаный Чулок”, “Всадник без
головы”, “Восемьдесят тысяч вёрст под водой”, “В дебрях Африки”, “Остров
сокровищ”… ковбои, прерии, индейцы, скальпы, мустанги!..» (А. Рыбаков –
«Кортик», гл. 16).
2я точка зрения: письмо бабушки в «Пионерскую правду» (с. 5 учебника).
– К какому бы мнению присоединился господин Чечевицын? А Володя
Королёв?
– Надо ли стремиться к тому, чтобы у всех была одна точка зрения?– Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат
сопереживать.)
2. Художественные особенности книг Л. Чарской.
Задание III.5 в тетради.
– Прочитайте, о каких особенностях книг Чарской писали критики.
Отметьте, какие из них вы заметили в «Записках маленькой гимназистки».
Сформулируйте своё мнение о книгах этой писательницы.
Критики отмечали, что книги Чарской отличают:
– занимательность;
– чёткость сюжетной линии;
– неожиданность развязки;
– счастливый конец;
– сентиментальность (чувствительность);
– однообразие героев (плохой – хороший);
– постоянная смена плохого и хорошего;
– простые мечты героев.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
. Итог.
ΙΙΙ
– Как вы оцените свою работу на уроке?
IV. Домашнее задание.
Подготовить одно из предложенных произведений к уроку внеклассного
чтения:
1. «Записки маленькой гимназистки».
2. «Записки институтки».
3. «Записки сиротки».
4. «Княжна Джаваха».
5. «Газават. Тридцать лет борьбы горцев за свободу».
Подготовка к уроку внеклассного чтения.