Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Риторика
ОБОБЩЕНИЕ
Урок 32.
Тема: Речевые привычки
Цель:
– Убеждаем детей в том, что изучение риторики помогает овладеть хорошими привычками, манерами, культурой
речевого поведения, общей культурой.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
– Привычка, манеры, повадки, замашки, ухватки (три последних
слова с пометой разг.) – словасинонимы. Их общее значение –
внешние формы поведения людей (см. об этом в учебнике).
– Итак, привычки поведения есть хорошие и плохие. То же можно
сказать о речевых привычках. Приведите примеры плохих речевых
привычек.
– Повторять слова «так сказать», «значит», «вот».
– Ты права, Зина.
– Привычка ругаться. Обзываться. Не хочу говорить как.
– Молодец, Оля. Мы понимаем, о чём ты говоришь.
– Говорить в глаза одно, а за глаза – другое.
– Мне кажется, вы поняли, о чём речь и что наша задача...
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.– ... избавляться от таких плохих речевых привычек (как и плохих
привычек поведения вообще).
Задание 258.
– Для чего мы будем выполнять это упражнение?
– Да! Чтобы знать слова, которые помогут нам характеризовать
речевые привычки людей.
Хорошие – плохие привычки;
Некрасивые – красивые манеры;
Манеры воспитанного – невоспитанного человека.
II. Развитие
умений.
Применение
знаний.
1 3 3 2 3
Работа в учебнике.
Задание 259.
Дети находят основную мысль текста: для чего нужны хорошие
манеры. Ведь это то, что касается внешнего поведения. Основная
мысль – в первом абзаце: внешние хорошие манеры нужны для того,
чтобы «человек не мешал человеку, чтобы всем вместе было
хорошо». Эта же мысль, но в другой форме «обратного назидания»
высказывается в стихотворении Г. Остера (260).
Задание 261–262.
© ООО «Баласс», 2015
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозироватьученик может поразному
Готовят учеников к составлению «Памятки», которая помогает
формулировать, что именно «Невежливо, неучтиво», так как ставит
конкретные вопросы, на которые надо ответить. «Памятка»
оформляется в виде круга (на целой странице).
Отвечая на первый вопрос,
сформулировать требования «Памятки», например:
Если ты оказался рядом со знакомым, неприлично шептаться за
общим столом.
ИЛИ (учитывая, что есть общий заголовок):
Шептаться с тем, кто рядом с тобой. (Второй вариант короче и
теснее связан по смыслу с заголовком «Неучтиво, невежливо»,
который выдвинут в центр).
Задание 263–264.
Есть внешняя и внутренняя вежливость. Если ты только по привычке
приглашаешь к себе товарища в дом, а у тебя нет времени – это
внешняя вежливость. И от такой вежливости никому приятно не
будет.
Об этом же говорится в рассказе Молла Насреддина «Беда от
языка».
Смущённый мулла понимает, что его подвёл язык, усвоенные им
внешние формы выражения вежливости.
Задание 265.
Первая пословица высмеивает тех, кто говорит слишком громко.
Вторая – учит кланяться, здороваться со всеми. Третья пословица
смеётся над теми, кто не смотрит на говорящего.
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2015Четвёртая – осуждает тех, кто любит о других говорить худо. Пятая
– учит болтуна меньше болтать, так как добром это не кончится.
Задание 266.
С хорошими речевыми манерами: Мальвина, Золушка, Король,
Принц, Василиса Прекрасная, Алёнушка, Кот в сапогах, Айболит и
др.
С плохими речевыми манерами: мачеха, родная дочь в сказке «12
месяцев», КарабасБарабас, почтальон Печкин и др.
Задание 267.
Конечно, тот, кто пишет неразборчиво, невежлив, так как его адресат
будет долго разбирать написанное, а может быть, и не всё разберёт.
Посягать на чужое время – очень бестактно.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ΙV. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
© ООО «Баласс», 2015V. Домашнее
задание.
Задание 268.
Каждый фантазирует и сочиняет самостоятельно свою сказку, и
каждый рассказывает свою сказку в классе.
© ООО «Баласс», 2015