Урок
101
Тема: Решение задач и выражений.
Знакомство с краткой записью задач.
Сравнение именованных чисел
Педагогическая цель: создать условия для закрепления умения решать задачи и выражения изученных видов; проведения подготовительной работы к ознакомлению с составными задачами, с краткой записью задач; развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): уметь решать задачи и выражения изученных видов; выполнять краткую запись задач; сравнивать именованные числа.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку по контрольному листу.
Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные: проявляют положительное отношение к школе, к изучению математики.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
1 7 1 7 1 7
17 17 17 17
II. Устный счёт.
1. «Молчанка».
2. Задание 3 (с. 60 учебника).
Повторяют термины «слагаемое», «сумма».
III. Решение выражений (задания 4, 5, с. 60 учебника).
Выполняют устно (с подробным объяснением) задание 5, затем с комментированием – задание 4.
– В каком столбике выражения связаны между собой?
IV. Работа над задачами.
1. Знакомство с краткой записью задач.
– Прочитайте тексты задач из задания 1 (с. 60 учебника).
– Что хотите сказать? (Во всех задачах недостает данных чисел.)
– Дополните условие каждой задачи и решите их устно.
Примерное выполнение задания:
1) В киоске было 15 открыток. За день в киоске продали 10 открыток. Сколько открыток осталось в киоске? (Осталось 5 открыток.)
2) В одной группе 7 туристов, а в другой – на 3 туриста больше. Сколько туристов в другой группе? (В другой группе 10 туристов.)
3) Боре 9 лет. У него есть младшая сестра, ей 5 лет. На сколько лет Боря старше сестры? (Боря старше сестры на 4 года.)
2. Разбор и решение задач изученных видов (задание 2, с. 60 учебника).
– Чем похожи задачи? Как вы думаете, связаны ли они между собой?
– Прочитайте ещё раз первую задачу. Что в задаче известно? О чём спрашивается?
– Составьте схему задачи.
Один ученик выполняет работу на доске.
– Каким действием следует решать задачу? Почему?
– Запишите решение.
– Прочитайте ещё раз вторую задачу. О чём говорится в условии? Каков вопрос задачи?
– Какие слова, по вашему мнению, являются главными (ключевыми)?
– Сколько книг было у Тани? (14.)
– Сколько книг она подарила? (1.)
– Сколько книг у неё осталось? (Это нужно узнать.)
В результате появляется запись:
Было – 14 к.
Подарила – 1 к.
Осталось – ?
– Каким действием будете решать задачу? Почему?
– Запишите решение. (14 – 1 = 13 (к.).)
Учащиеся дают ответ на вопрос задачи, затем записывают его в тетрадях (учитель выполняет запись на доске).
Ответ: осталось 13 книг
или
Ответ: у Тани осталось 13 книг.
V. Сравнение именованных чисел (задание 6, с. 60 учебника).
Учащиеся, рассуждая, выбирают нужный знак сравнения.
Например: 1 дм * 9 см.
В 1 дм содержится 10 см, 10 см больше 9 см, значит: 1 дм > 9 см.
2 дм * 20 см.
В 1 дм содержится 10 дм, в 2 дм – 20 см, значит: 2 дм = 20 см.
VI. Самостоятельная работа (задания 2, 3, с. 30 тетради).
Самопроверка по контрольному листу.
VII. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали на уроке? Что особенно запомнилось? Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.