Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ
ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ
Урок 81 (100).
Тема: Роль прилагательныхантонимов в речи
Цели:
– развивается умение наблюдать за ролью прилагательныхантонимов в речи, выявлять комический эффект столкновения
антонимовприлагательных в одном контексте;
– развитие чувства языка и понимания природы комического на основе работы с антонимамиприлагательными.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
1. Запись под диктовку.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
© ООО «Баласс», 2015
1Зеленеют все опушки, зеленеет пруд, а зелёные лягушки песенки поют. (Саша
Чёрный)
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
2. Подчеркнуть изученные орфограммы в словах.
3. Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить постановку
знаков препинания (составить схему). [= –], [= –], а [– =].
4. Выписать однокоренные слова и написать ещё два слова другой части речи
с этим же корнем.
5. Выполнить фонетический разбор слов по вариантам:
I вариант: поют – [пай'у‘т].
II вариант: пруд – [прут].
6. Морфологический разбор слова песенку.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
1 3 3
– Прочитайте строчки из стихотворения С. Маршака, записанные на доске:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы заполняете его.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют ваши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
II.
Формулирование
проблемы.
– Назовите имена прилагательные в последних строках стихотворения.
© ООО «Баласс», 2015
2III. Развитие
умений.
– Какие это слова по значению? (Противоположные.) Как они называются?
(Антонимы.)
– С какой целью автор использует эти имена прилагательные? Какую мысль
хочет донести до читателей?
– Сформулируйте тему урока. (Роль прилагательныхантонимов в тексте.)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
3 4 5 6 1 3
1. Работа по учебнику.
а) Упр. 203 – развивается умение находить антонимыприлагательные в
тексте и выявлять их комический эффект.
Выполняется коллективно по заданию. После беседы о роли антонимов
ученики списывают предложения, составляют схемы и указывают
графически, что разделяет запятая в предложениях: в 1м (1я строфа) –
однородные сказуемые, во 2м (4я строфа) – части сложного предложения.
б) Упр. 204 – выявляется приём создания комического в стихотворении.
Примечание. Автор использует прилагательныеантонимы ужасный –
прекрасный для создания комического эффекта.
П Приём противопоставления образов, картин называется антитезой.
в) Упр. 205 – развивается умение подбирать прилагательныеантонимы к
словам.
Выполняется с комментированием.
Рекомендуем использовать «Словарь антонимов» М.Р. Львова.
Образец записи:
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
© ООО «Баласс», 2015
3к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
устный (уста) – письменный (ответ).
2. Запись пословиц под диктовку учителя.
Учитель диктует часть пословиц, в которых есть имя прилагательное.
Дети договаривают, а потом записывают оставшуюся часть, в которой
есть прилагательноеантоним.
Хороша вещь, когда новая, а друг – … (когда старый). В умной беседе ума
наберёшься, а … (в глупой – свой растеряешь). Лучше горькая правда, чем …
(сладкая ложь).
– Объясните орфограмму в словах вещь, ложь, обозначьте графически.
3. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Упр. 206 – наблюдение над строением предложения, части которого
содержат антонимыприлагательные, а также конструирование
предложений на основе антонимических противопоставлений.
Ученики выполняют задание самостоятельно по «шагам».
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
4 4
© ООО «Баласс», 2015
4IV. Итог урока.
– Преобразуйте тему урока в вопрос. (Для чего антонимы используются в речи?)
– Ответьте на этот вопрос. (Употребление антонимов делает речь более
выразительной, усиливает эмоциональность речи, столкновение антонимов
создаёт комический эффект.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 2, с. 56.
2. П Задание № 9, тема 8 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2015
5